Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работника




ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ

В условиях современной России процессы реформирования
экономики и всего общественного устройства могут быть кар-
динально оптимизированы лишь при соответствующем мораль-
ном уровне общества. Мораль в современных условиях долж-
на не только адекватно реагировать на все изменения, проис-
ходящие в обществе, но и опережать их, так как отставание
морального развития общества, как показывает практика, ведет
к тяжелым последствиям.

Особые требования в период реформирования общества
предъявляются к профессиональной деятельности в тех сфе-
рах, которые направлены на решение социальных проблем
общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп,
более других подверженных негативному воздействию рыноч-
ной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих
влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность
граждан, является институт социальной работы.

Потребность в создании специфических систем морали —
кодексов — для различных сфер профессиональной деятель-
ности неодинакова. Особо остро она ощущается тогда, когда
деятельность специалистов направлена непосредственно на че-
ловека, когда человек является объектом деятельности, при-
чем степень индивидуализации труда специалиста высока.
В этом случае мораль имеет огромное значение, так как нрав-
ственность представителей таких профессий, их отношение к
выполнению профессионального долга во многом определяют
качество их работы и конечный результат. Однако для выра-
ботки привычного в рамках профессиональной этики поведе-
ния необходимы предварительная работа по выявлению, сис-
тематизации, анализу и формулированию, взаимному согла-
сованию содержания конкретных норм и правил, обоснова-
ние этического кодекса и его легитимизация.

Новые экономические условия, тотальная социальная не-
защищенность людей в период перехода к рыночным отноше-
ниям диктуют потребность в создании разветвленной системы соци-
альной защиты населения, способной решать многозначные задачи


и обеспечивать помощь индивидам, оказавшимся в трудной жизнен-
ной ситуации. Профессиональная социальная работа, будучи совсем
еще молодой, становится, тем не менее, одной из самых массовых
профессий, хотя далеко еще не все возможные сферы социальной
среды ею освоены. Однако, несмотря на признанную полезность и
нужность социальной работы для общества, она не относится к чис-
лу наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий. Это об-
стоятельство порождает соответствующие проблемы, главной из ко-
торых является проблема нехватки и недостаточного квалификаци-
онного уровня кадров.

Сегодня в условиях безработицы, большинство граждан,
не надеясь уже найти себе работу по сердцу или, по крайней
мере, с удовлетворительной оплатой труда, вынуждены сни-
зить свои первоначальные профессиональные притязания или
коренным образом их изменить, направив в новую сферу де-
ятельности; они соглашаются на любую работу и приходят с
путевками служб занятости в социальные службы. Такие люди
не имеют профессиональной подготовки, что само по себе яв-
ляется недопустимым для работы в системе социальной за-
щиты, однако признается вынужденно приемлемым в усло-
виях нехватки кадров вообще и квалифицированных кадров
в частности. Но главное — далеко не все из этих людей мо-
рально готовы к тому виду деятельности, который называет-
ся профессиональной социальной работой. Это является од-
ной из причин, делающих необходимым введение особых, до-
полнительных форм контроля за деятельностью специалис-
тов, — профессиональных этических кодексов.

В практике социальной работы уже имеется целый ряд
средств для регулирования поведения и действий специалис-
тов. В системе социальной защиты населения действует сис-
тема правового регулирования отношений между участника-
ми процесса — Конституция Российской Федерации, законы
РФ, указы Президента и распоряжения местных органов вла-
сти и система административного регулирования — уставы,
положения, штатные расписания, должностные инструкции,
приказы и т. п. Предусмотрена также система отчетности и
формального контроля за деятельностью учреждений соци-
альной защиты и отдельных социальных работников.

Но вместе с тем все эти средства, при всей их необходимости,
не могут быть признаны достаточными. Они не могут охватить



всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в
практике социальной работы повседневно. Это делает необхо-
димым разработку и введение более гибкой и более действен-
ной системы контроля, отражающей глубинную сущность со-
циальной работы как профессиональной деятельности.

Такой системой контроля является этический кодекс социально-
го работника, формирующий основные принципы профессиональной
морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее
профессионально пригодной к деятельности в качестве социального
работника, а также освещающий те социальные функции, которые
возложены на профессию обществом. Рациональный, проверенный
временем и откорректированный социальной действительностью
набор этических норм приобретает статус кодекса (от латинского
codex — книга), представляющего собой свод нравственных норм,
предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или со-
юзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем
служащего стандартом этических отношений в профессиональ-
ной деятельности.

Из данного определения следует, что основная цель этического
кодекса социального работника — содействовать воплощению иде-
алов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в
профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная за-
дача — служить эталоном профессионального поведения и дея-
тельности социального работника.

Этические кодексы социальной работы выполняют определен-
ные функции как в обществе, являясь одним из способов ее регла-
ментации, так и в самой профессиональной деятельности, опреде-
ляя степень и меру влияния моральных норм на субъектов дея-
тельности и способы их повседневных действий. Устанавливая оп-
ределенные критерии, необходимые для выстраивания нравствен-
ных отношений между участниками деятельности, как субъекта-
ми, так и объектами, этические кодексы призваны выполнять сле-
дующие функции:

обеспечить адекватную профессии этическую регламен-
тацию;

создать единую морально-нравственную основу професси-
ональной деятельности;

служить базовым критерием для определения профес-
сиональной пригодности специалиста;

унифицировать поведение специалистов на основе


предъявляемых к ним единых этических требований;

обеспечить однонаправленность действий на основе
определенной общей системы ценностей;

обеспечить непротиворечивость этических норм, по-
ложенных в основу деятельности;

обеспечить этичность поведения и действий соци-
альных работников, их коллективов и социальных
служб;

гарантировать осуществление прав клиентов;
гарантировать возможность осуществления взаимо-
заменяемости работников;

обеспечить преемственность действий как отдель-
ных специалистов, так и социальных служб;

дать социальным работникам определенную свободу
действий для решения поставленных задач в рамках
этических норм и принципов;

содействовать повышению уровня моральностисо-
циальных работников, их клиентов и социального окру-
жения клиентов, всего общества;

обосновать необходимость постоянного нравственного
совершенствования специалистов;

повысить моральный авторитет социальной работы
в обществе;

гарантировать этическую чистоту профессии как та-
ковой.

Социальные работники представляют собой специфическую
профессиональную группу. И поскольку они в совокупности
являются специфическим субъектом деятельности, о них мож-
но говорить не как об отвлеченном объекте, а как о социаль-
ном организме, характеризующемся присущими ему стерео-
типами поведения и действий, социальной ролью в обществе.
Этот социальный организм имеет определенный набор внут-
ренних этических норм, в сравнении с которыми оценивают-
ся и определяются поведение и действия каждого из отдель-
ных его представителей, а также целостных коллективов и
структур. Как в любой другой сфере деятельности, нравствен-
ные нормы в социальной работе складывались эмпирически и
в настоящее время продолжают совершенствоваться с учетом
научных исследований в данной области и накопленного опы-
та, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Не-



смотря на то, что этические нормы в социальной работе длитель-
ное время (фактически вплоть до середины 90-х годов) не кон-
ституировались, их документальное оформление и сведение в
этический кодекс началось не с нуля.

Во-первых, для современного человечества высшей базовой
ценностью является человек, вне зависимости от его физичес-
кого, профессионального, социального, материального ста-
туса. Каждый индивид, согласно Всеобщей декларации прав
человека, принятой Организацией объединенных наций в
1948 году, обладает правами на жизнь, достойную челове-
ка, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, соци-
альную защиту и др. Причем право на социальную защиту,
наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших,
поскольку для отдельных категорий населения система со-
циальной защиты представляет собой основной механизм,
который помогает реализовать остальные права, — на труд,
на отдых, на образование и т. д. Главное же право, которое
помогает осуществить система социальной защиты, — пра-
во на достойную человека жизнь, а не просто существова-
ние или прозябание.

Во-вторых, в период становления профессиональной соци-
альной работы возник огромный интерес к традициям мило-
сердия и благотворительности Российского государства. Изу-
чая историю социальной работы, исследователи в том числе
получали и сведения о мотивации деятельности благотворите-
лей из разных слоев общества, о тех этических нормах и прин-
ципах, которые первоначально стихийно складывались в про-
цессе становления и развития благотворительной деятельнос-
ти и затем, с течением времени, превращались в традиции,
бережно хранимые народом и передаваемые из поколения в
поколение.

В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследовате-
лями падение нравственности современного российского об-
щества, люди сохранили в себе человеколюбие. Национальный
характер — это то качество народа, которое формируется ты-
сячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравне-
нию с менталитетом или психологией) подвержено измене-
нию. Российский народ всегда и всеми, согласно дошедшим
до нас свидетельствам путешественников и торговых людей, ха-
рактеризовался как народ необыкновенно добрый, милосерд-


ный, способный к состраданию, незлобивый. Тот факт, что
русский человек всегда готов оказать помощь, причем не
ожидая за это вознаграждения, говорит об изначальном гу-
манизме россиян, который может лишь до некоторой сте-
пени подавляться под влиянием обстоятельств, но не мо-
жет исчезнуть бесследно.

В-четвертых, социальные работники нашей страны,
формируя свои представления о социальной работе как
специфическом виде профессиональной деятельности,
имели возможность ознакомиться с опытом служб соци-
альной защиты зарубежных стран, обладающих не толь-
ко апробированными схемами помощи различным кате-
гориям клиентов, но и соответствующими этическими
традициями и стандартами, регламентирующими их де-
ятельность. Эти этические стандарты складывались и за-
тем конституировались в соответствии со спецификой со-
циальной работы в различных странах, наличием опреде-
ленных традиций и потребностей в различных видах по-
мощи.

В-пятых, социальная работа в современной России возник-
ла как объективно необходимый, специфический соци-
альный институт, призванный реализовать в очень слож-
ных и противоречивых условиях периода радикального ре-
формирования экономики и общества основной принцип
гуманизма — не только признавать на словах, но и на деле
относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо
считать целью общественного развития — и проводить в
жизнь принцип социальной справедливости. Институт со-
циальной работы призван защищать население от негатив-
ного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное
сознание идеалы нравственности и гуманизма.

В-шестых, специалисты, приходящие на социальную рабо-
ту, привносят в нее собственные системы ценностей, сформи-
ровавшиеся под влиянием социальной действительности, жиз-
ненного опыта. Человеческий фактор в социальной работе не-
устраним, поскольку контакт в процессе деятельности осуще-
ствляется по типу «человек — человек». Следовательно, пра-
вомерно говорить, что личностные ценности специалиста так-
же играют определенную роль в формировании этических от-
ношений.


 





Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вы-
вод, что в основе этических нормативов социальной работы в нашей
стране лежит шесть основных источников:

общечеловеческие ценности;

этические традиции благотворительности;

ценности современного российского общества;

этические нормативы зарубежных стран;

специфические ценности современной российской социаль-
ной работы;

— личностные ценности и идеалы специалистов.
Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе

и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соот-
ветствовать определенным требованиям:

Он должен вырабатываться с учетом всего опыта практи-
ческой деятельности в сфере социальной защиты населения,
достижений фундаментальной и прикладной науки.

В нем необходимо развивать и дополнять систему общече-
ловеческих ценностей, не противореча ей.

Ему следует быть многофункциональным, применимым
во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в
социальной работе.

Кодекс должен базироваться на определенных принципах,
наиболее полно отражающих сущность профессиональной де-
ятельности.

Принципы и нормы кодекса должны отличаться доступ-
ностью для усвоения и выполнения.
В рамках кодекса профессиональная мораль существует как
упорядоченная совокупность согласованных требований, предпи-
саний к поведению и деятельности специалиста, т. е. как опреде-
ленная система, и является содержанием его профессионального
долга.

Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессио-
нальном кодексе, показывает, что, как правило, они могут быть ус-
ловно сведены к двум группам нормативов: первая группа — это тре-
бования к качеству, содержанию и результатам профессиональной
деятельности; вторая группа — требования к личности профессио-
нала.

Проблема создания систем моральных норм является одной
из наиболее интересных и сложных проблем этики. Так, напри-
мер, в своей работе «Гармоническое развитие эстетических и


этических начал человеческой личности» С. Кьеркегор стремит-
ся соединить свободу выбора личности с категорическим импе-
ративом, которым обусловлен любой моральный или этический
кодекс. Мотивирует он это тем, что нравственные кодексы все-
гда претендовали на общезначимость, так как они создавались,
а точнее говоря, складывались в процессе человеческой жизне-
деятельности и затем документировались как универсальные,
абсолютные, рассчитанные на все времена, любые ситуации и
на всех людей1. Однако любой кодекс не является застывшим,
мертвым документом — он должен отвечать потребностям об-
щества или профессиональной группы (если речь идет о профес-
сиональном этическом кодексе) и постоянно совершенствовать-
ся вместе с развитием общественных отношений и изменением
целей, задач и содержания профессиональной деятельности.
Так, например, в Этическом кодексе, принятом МФСР, имеет-
ся прямое указание на то, что данный кодекс может и должен
совершенствоваться по мере необходимости в процессе измене-
ния социальных обстоятельств.

Одним из проявлений тенденции оценивать профессиональную
деятельность с позиций этических норм является стремление на-
учных работников и практиков, занятых в сфере социальной за-
щиты населения нашей страны, выработать собственный этичес-
кий кодекс, который регламентировал бы их деятельность, пове-
дение и способствовал бы формированию личности специалиста с
точки зрения морали и нравственности.

Движение научной мысли в этом направлении имеет не
меньшую значимость, чем сам факт разработки подобного ко-
декса. Как и любой вид социальной деятельности, социальная
работа во всех ее аспектах лишь в незначительной степени
регламентируется социальным законодательством, положени-
ями о социальных службах, должностными инструкциями
работников и прочими документами, легитимизирующими
деятельность. Это не значит, конечно, что профессиональная
деятельность практических социальных работников проходит
вне этических норм; речь идет лишь об отсутствии их внеш-
ней кодификации.

Само появление этических кодексов в социальной работе
означает стремление специалистов принимать решения и дей-
ствовать, исходя из принятых ими этических норм. Так, напри-

1 Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю. — М., 1991. — С. 7-8.


 




мер, разработка и принятие этического кодекса американски-
ми социальными работниками явилось важным условием соблю-
дения членами профессиональной группы этических норм в их
повседневной практической деятельности.

Однако для того, чтобы эти нормы играли активную роль в
принятии решений и оказывали на поведение специалистов
постоянное воздействие, необходима их интерполизация, пре-
вращение в постоянный внутренний регулирующий фактор
профессиональной деятельности. Именно потребность в регу-
лировании поведения и действий социального работника в
целом и в отдельных, частных, случаях обуславливает необ-
ходимость разработки и введения этического кодекса соци-
ального работника, дающего возможность детерминировать,
регулировать и оценивать деятельность специалиста в общем
и в частном и гарантировать целостность и всеобщность эти-
ческого подхода к профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что нравственность — индивидуальное ка-
чество личности, существуют общие для представителей про-
фессиональной группы, а значит, и для профессиональной
деятельности в целом, принципы, моральные нормы и прави-
ла, играющие в совокупности роль своеобразных «рамок», де-
терминирующих деятельность в основном. Именно такой ха-
рактер имеют этические кодексы социальной работы — они
определяют этические пределы, в которых специалисты орга-
низуют свою деятельность. Положения кодексов не дают же-
стких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или
ином случае, т. е. социальный работник, принимая решения,
проводя их в жизнь, сверяет свои действия с этическим ко-
дексом, не утрачивая при этом самостоятельности и свободы
выбора. С другой стороны, наличие этического кодекса не ос-
вобождает социального работника от обязанности самостоя-
тельно принимать решения и от ответственности за конечный
результат в связи с принятым решением. Свобода и самостоя-
тельность социального работника состоит не в отказе от нор-
мативных устоев данного сообщества, закрепленных в виде
профессионального этического кодекса, а в принятии реше-
ний и действиях на их основе.

Основой этического кодекса социального работника явля-
ется моральная норма — общее содержательное требование к
поведению и деятельности социального работника в его отно-


шении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиен-
там), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.
Нор-
мы профессиональной морали в социальной работе это не толь-
ко инструмент для достижения цели, но и средство регуляции
поведения специалиста.

Нормы профессиональной морали это императивы, объектив-
но обусловленные взаимодействием социальных, групповых и
личностных интересов и требующие от специалиста определен-
ного, социально необходимого и профессионально обусловлен-
ного поведения. Норма профессиональной морали может иметь
разную степень обобщения, в связи с чем можно различать об-
щие и частные нормы профессиональной морали социального
работника.

Общие нормы профессиональной морали в социальной ра-
боте охватывают большой спектр реальных отношений специ-
алиста. Например, требования быть гуманным, проявлять лю-
бовь к людям, стремиться к достижению общественного блага
и блага клиента (см. приложения 1, 2), естественно, являются
нормами, которыми социальному работнику следует руковод-
ствоваться в повседневной деятельности, однако содержание
этих требований является довольно неопределенным; в каж-
дую историческую эпоху они наполнялись специфическим со-
держанием, отражавшим систему ценностей конкретной эпо-
хи, общества или социальной группы.

Частные нормы профессиональной морали социального ра-
ботника раскрывают специфику профессиональной деятель-
ности, конкретизируя ту или иную общую норму. Они обоб-
щают лишь какую-либо группу идентичных отношений спе-
циалиста к субъекту отношений, а следовательно, до некото-
рой степени определяют характер действий социального ра-
ботника. К таким нормам, например, относится честность в
отношениях с клиентом и т. п.

Помимо моральных норм, этический кодекс социального
работника содержит моральные правила — конкретные
требования к поведению и деятельности специалиста в
процессе его труда.
Моральные правила наиболее гибки и
подвижны, они отражают динамику развития общественных
отношений и системы социальной защиты населения, посто-
янно обогащаются новыми требованиями к своему содержа-
нию.


 




Этический кодекс содержит также принципы, которыми дол-
жен руководствоваться социальный работник в своей повседнев-
ной деятельности; например, содействовать удовлетворению
разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его
обстоятельств и качеств личности и т. п. Необходимо иметь в
виду, что принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолют-
ный характер. В случае, если они входят в противоречие с нор-
мами и принципами общественной морали, предпочтение сле-
дует отдать общественной морали.

Так, например, практически все кодексы содержат в той
или иной формулировке принцип конфиденциальности, в со-
ответствии с которым социальный работник имеет право со-
общать сведения, полученные от клиента или о клиенте толь-
ко с его согласия и только тем лицам, которые принимают
участие в решении проблем клиента. Однако не исключены
ситуации, когда социальный работник может стать обладате-
лем информации о совершенном его клиентом преступлении
или других действиях, влекущих за собой ответственность.
В этом случае социальный работник должен руководствовать-
ся не столько принципом конфиденциальности, сколько сво-
им гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной кон-
кретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб обще-
ственным интересам и общественной морали.

Вместе с тем этический кодекс социального работника, осо-
бенно это касается кодекса, принятого объединением соци-
альных работников многонационального государства, отражает
до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся в
процессе становления первых форм взаимопомощи, благотво-
рительности и затем — социальной работы как специфичес-
кого вида профессиональной социальной деятельности (см. при-
ложение 2). В традициях российской благотворительности
такие формы деятельности, как помощь каждому нуждающе-
муся («слепня»), общинная и общественная помощь в виде
призрения и др. Учет национальных особенностей является
важнейшим фактором, влияющим на эффективность социаль-
ной работы, ее статус и престиж в обществе.

Этические кодексы, принимаемые в различных странах ас-
социациями и союзами социальных работников, непременно
содержат требования к качествам личности специалиста.
Личность специалиста, ее нравственные качества играют, как


уже отмечалось важнейшую роль а ииоисмпсоои» и(,ш._______

деятельности, оказывают воздействие на социальное самочув-
ствие и психологический статус клиента, влияют на моральный
уровень всего общества. Понимая это, специалисты обоснован-
но предъявляют повышенные моральные требования к себе и
своим коллегам и вносят в профессиональные этические кодек-
сы требования к качествам личности специалиста.

Личностные качества, необходимые профессиональному со-
циальному работнику, могут быть сведены в две основные

группы:

— качества, необходимые в практической деятельности
(работе с клиентом или группой клиентов, взаимодей-
ствии с коллегами);

— качества, необходимые для профессионального и лич-
ностного роста социального работника, его самосовер-

• шенствования.

Ряд авторов выносят в отдельную, третью группу волевые
качества социального работника. Однако нам представляется,
что волевые качества необходимы социальному работнику как
в работе с клиентом, так и в работе над собственным професси-
онально-квалификационным и духовно-нравственным уровнем,
поэтому они должны органично входить в обе группы качеств.
Как бы то ни было, социальные работники понимают, что
соответствие личности всем тем конкретным требованиям, ко-
торые предъявляются к специалисту в области социальной ра-
боты, — быть честным, добрым, способным и готовым к сочув-
ствию и сопереживанию, иметь силу воли и др. — свидетель-
ствовало бы о совершенстве личности, которую в реальной дей-
ствительности найти не так легко. Не всегда возможен и эффек-
тивен профессиональный отбор, осуществляемый при приеме
на работу или в учебное заведение соответствующего профиля.
В связи с этим в кодексах подчеркивается необходимость посто-
янного профессионального и нравственного совершенствования
специалиста, его личностного роста, — что может быть достиг-
нуто в результате самоанализа, и постоянной работы над со-
бой.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что этический
кодекс социального работника, при всей его устойчивости и
целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и ди-
намичен (см. приложения 1, 2), и это понятно: нравственные


 




отношения, нормы и требования, отраженные в кодексе, не мо-
гут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны
отражать не только перемены в обществе, динамику его разви-
тия, изменения статуса отдельных социальных групп и инди-
видов, но и изменения, неизбежно происходящие в связи с этим
в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содер-
жании, формах и методах. Эти перемены должны отражаться
на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны
стимулировать и внесение в него новых, обоснованных, норм и
правил, которые будут опосредованно реализовываться в по-
вседневной профессиональной деятельности на любом из уров-
ней социальной работы.

Соблюдение требований этического кодекса социальным ра-
ботником — не формальность, а необходимое условие эффек-
тивности его повседневной практической деятельности, кри-
терий ее общественной значимости и ценности. Соблюдение
каждым социальным работником требований этического ко-
декса становится непременным условием признания и зак-
репления высокого статуса профессии в обществе, основанием
для повышения авторитетности ее представителей, ведет к
самоуважению и самоутверждению личности специалиста в
профессиональной группе и в обществе.

При всем различии профессиональных этических кодек-
сов, принятых социальными работниками разных стран, все
они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сход-
ство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь раз-
личий, связанных со спецификой менталитета различных
народов, их национальными обычаями и традициями, уров-
нем социально-экономического развития и статусом социаль-
ной работы в обществе.

Если действия и поведение социального работника в по-
вседневной практической деятельности, ведущие качества его
личности, отвечают требованиям профессиональной морали,
систематизированной в этическом кодексе, можно сделать вы-
вод, что они соответствуют также понятиям справедливости и
добра, общественного и личного блага. Такое соответствие оз-
начает, что действия, поведение и личностно-нравственный
облик социального работника отвечают требованиям господ-
ствующей в обществе морали, ожиданиям общества по отноше-
нию к профессии и ее отдельным представителям. Все это дает


возможность говорить о социальной работе как о существенном
факторе повышения уровня общественной морали. Подобная
функция социальной работы осуществляется благодаря ее по-
ложительному моральному влиянию как непосредственно на
участников процесса деятельности — самих социальных работ-
ников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредо-
ванно, на социум в целом.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.