КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цель душепопечения: Чего Мы Пытаемся Достичь?
В моей первой книге “Основные Принципы Библейского Дешепопечения” (“Зондерван”, 1975) я в довольно-таки широкой форме развил подход к душепопечению, который, на мой взгляд, является психологически здравым и соответствует Писанию. Книга предлагает философские и концептуальные идеи, на которых я строю мой подход к душепопечению. Хотя внимательный читатель заметит некоторое количество расхождений между первой и второй книгами, основные концепции остаются в основном неизменными. Моя цель при написании этой книги заключалась в том, чтобы продумать модель душепопечения, которая может быть интегрирована в функционирование поместной церкви. С моей точки зрения, всякий истинно библейский подход к душепопечению будет наиболее эффективным в том случае, когда он будет применяться в контексте поместной церкви. В наши дни мы слышим много слов и концепций, в частности таких, как “жизнь Тела”, общение “Койнониа” и любовь “Агапе”. Этот акцент не только соответствует Библии, – он сделан как нельзя более своевременно для христианской церкви, которая в последнее время стала в основном безличной и поверхностной в своем служении обществу. При эффективной жизни Тела, однако, возникают свои собственные проблемы. Когда христиане начинают испытывать радость оттого, что их по-настоящему принимают и переживают глубокое общение и с Господом, и друг с другом, то часто происходит следующее: долго и глубоко скрываемые проблемы начинают выходить на поверхность. Поместные церкви не должны в этот момент по обыкновению советовать своим страдающим братьям и сестрам, обратиться за профессиональной помощью. Мы должны обеспечить альтернативные возможности для того, чтобы справляться с этими проблемами внутри Тела, где люди могут воспользоваться потенциалом исцеления в функционирующем Теле, в то время как они получают соответственную помощь душепопечителей. Душепопечение и жизнь в Теле не должны быть отделены друг от друга. Предстоящая работа заключается в том, чтобы развивать такую модель библейского душепопечения, которая может быть интегрирована в местную церковь. Цель этой книги заключается в том, чтобы выделить такую модель и рассмотреть некоторые по стратегии применения. Душепопечение – это сфера деятельности, не похожая на стоматологию или медицину, которые в основном зависят от растущего количества технических знаний, которые применяет на практике хорошо подготовленный профессионал. Душепопечение в самой своей сути скорее представляет собой взаимоотношения между людьми, неравнодушными и проявляющими заботу. Как и в случае с большинством концепций, мы можем ошибаться, падать по одну или другую сторону узкой платформы истины. Некоторые настаивают на том, что душепопечение – это только взаимоотношения и ничего более. Я не согласен с этим. Существуют технические понятия психологической динамики и терапевтических процедур, которые очень сильно увеличивают эффективность душепопечения. Некоторые впадают в другую крайность и настаивают на том, что душепопечение – это научное мероприятие, которое занимается тем, что, применяет на практике экспериментально проверенные, лабораторные истины для того, чтобы влиять на проблемное поведение. Но когда мы задумываемся над тем, что человек – это личность, созданная по образу и подобию Божьему, и намерением Бога является общение человека с Богом, тогда мы осознаем, что душепопечение, которое недооценивает межличностные аспекты доверия, заботы и принятия, не может быть по-настоящему эффективным. Так как эффективное душепопечение предполагает наличие взаимоотношений, заботы и понимания человеческого поведения, нам нужно найти в наших поместных церквях зрелых верующих, исполненных любовью Христа, затем их необходимо научить и подготовить, развивая в них навыки и подходы душепопечения. Целью этой книги является подготовить заботливых и зрелых христиан (которые могут любить, потому что они знают Христову любовь и зрелы, т.к. они более всего желают познать Его) к успешной деятельности внутри своих церквей. Я предполагаю, что некоторые профессионально подготовленные душепопечители почувствуют угрозу со стороны этой концепции или, возможно, просто отбросят его, как невежественный оптимизм. Я обращаюсь к ним и призываю их задуматься над нетронутым потенциалом для исцеления, если мое вышеизложенное предположение является истинным. Общаясь и занимаясь проблемами людей, душепопечители, которые являются частью той же самой поместной церкви и, следовательно, знающие членов этой церкви, смогут реализовать ресурсы дружбы, заботы, практической помощи и молитвы для своих подопечных. С моей точки зрения, мы, профессионалы, все еще будем востребованы, люди будут нуждаться в нас, но наша роль изменится, мы уже больше не будем первосвященниками мира психотерапии. Модель частной практики приглашает людей, оставив тех, кто их знает и о них заботится, обратиться к профессионалу и заплатить за его любовь и навыки. Модель, которую предлагаю я, предполагает, что многие люди обратятся друг к другу и к лидерам, которых мы подготовим, для того, чтобы найти библейский ответ на их проблемы. Душепопечители, которые являются частью поместной церкви, будут способны разумно использовать ресурсы заботливой общины для того, чтобы ответить на нужды своих подопечных. Функция христианских профессионалов будет двоякой: 1) подготовить для душепопечения одаренных христиан в поместной церкви; 2) в случае необходимости предложить дополнительные ресурсы. Я не согласен с мнением некоторых людей о том, что психологи должны закрыть свои двери и отправить обращающихся к ним людей к служителям церкви. Хотя Писание является единственным источником информации по вопросу душепопечения, психология и ее специализированная дисциплина психотерапия предлагает некоторые здравые идеи относительно человеческого поведения, которые никоим образом не противоречат Писанию. Если мы совместим эти идеи с целительными возможностями поместной церкви, заботливых и преданных христиан, и направим наши усилия на то, чтобы подготовить верующих к тому, чтобы взять на себя большую часть нагрузки душепопечителей, тогда мы, возможно, станем свидетелями огромного возрастания духовной и эмоциональной зрелости наших церквей.
Три вида душепопечения Каждый христианин призван в служение воодушевления и помощи другим, особенно своим по вере. Мы не нуждаемся в большем количестве конференций и книг по эзотерическим вопросам теории душепопечения, мы нуждаемся в том, чтобы ободрить, призвать и помочь членам поместных церквей справиться с работой, которая связана с понятием “друг другу”: любить друг друга, носить бремена друг друга, молиться друг за друга. Воодушевление – это одна из граней служения душепопечения, которая доступна каждому христианину. Пасторы, старейшины и другие лидеры церкви имеют особую возможность и обязаны учить библейским принципам жизни. Это является вторым способом душепопечения. Некоторые должны быть специально подготовлены для специализированного служения душепопечения, которое включает в себя более глубокое исследование некоторых трудных проблем. Это является третьим видом душепопечения, и именно он находится в центре внимания данного исследования.
Стараясь выразить свои мысли о библейской модели душепопечения, я предложил некоторые идеи о том, как люди ведут себя. Любой христианин может понять и использовать на практике эти идеи для того, чтобы решить свои личные проблемы и помочь другим разобраться с их заботами. Хотя некоторая часть материала выглядит довольно-таки техничной, в основном книга написана доступным языком, и я надеюсь, что стиль ее также доступен для чтения людям, не имеющим академической подготовки в душепопечении. Я надеюсь, что каждый из нас, как часть живого Тела Христова, станет более чувствительным к себе и ближним. Надеюсь, что мы поможем раскрыться потенциалу церкви как самодостаточного Тела Христа в сфере душепопечения для того, чтобы исцелить ту боль, которую мы обнаруживаем в людях. Пусть Господь благословит эту книгу до конца и поможет душепопечению в поместной церкви скорей стать реальностью.
ЧАСТЬ I ГЛАВА 1 Цель душепопечения: Чего Мы
Эгоистичны ли мы на самом деле? Послушайте типичный разговор между пациентом и христианским душепопечителем: Пациент: “Я так разочарован. Я чувствую, что скоро взорвусь. Я верю, что должен быть способ успокоиться. Если еще что-нибудь случится, то я просто сойду с ума”. Душепопечитель: “Похоже, что Вы в глубоком отчаянии”. Пациент: “Я действительно в отчаянии. Даже, несмотря на то, что я христианин и верю в Библию, это не работает. Я все испробовал и все исчерпал. Я молился, исповедовал, отдавал, каялся, я делал уже все. В Боге должен быть ответ, но я не могу его найти”. Душепопечитель: “Я разделяю Ваше убеждение в том, что Господь может принести мир. Давайте посмотрим и попытаемся понять, что может препятствовать Божьему действию в вашей жизни”. В этот момент душепопечение может пойти по одному из многих путей в зависимости от теоретических убеждений душепопечителя, характера взаимоотношений с пациентом и множества других факторов. В каком бы направлении ни развивалось дальнейшее душепопечение, подумайте внимательно о его цели. В конце концов, чего хочет пациент? Что он ищет? Что, согласно его надеждам, должно произойти в результате этой консультации? Когда я слушаю многих пациентов, я размышляю над моими собственными целями в тот момент, когда я сражаюсь с личной проблемой. Мне кажется, что обычная цель, которую мы страстно желаем достичь, в основном заключается в нас самих и выражается она таким образом: “Мне хочется чувствовать себя хорошо” или “я хочу быть счастлив”. Нужно отметить, что нет ничего плохого или неверного в том, чтобы хотеть быть счастливым. Но чрезмерная увлеченность своим личным счастьем может затмить наше понимание библейского пути к глубокой и пребывающей радости. Бог сказал нам, что удовлетворение навеки в Его деснице. Если мы желаем этого удовлетворения, мы должны понять, мы должны узнать, что означает быть в Божьей деснице. Павел говорит нам, что Христос был вознесен одесную Бога (Еф. 1:20). Из этого следует, что чем больше я пребываю во Христе, тем больше я буду наслаждаться теми удовольствиями, которые открываются в общении с Богом. Если я желаю испытать истинное счастье, прежде всего, я должен желать становиться все более и более похожим на Господа, я должен желать жить в подчинении воле Отца, точно так же, как это делал Господь. Высшим приоритетом для многих из нас является не преображение в образ Христа во всех наших проблемах, а поиск счастья. Я хочу быть счастливым, но парадоксальная истина заключается в том, что я никогда не буду счастлив, если я, прежде всего, озабочен тем, как стать счастливым. Моей самой главной и постоянной целью в любых обстоятельствах должно быть поступать по-библейски, помещать Господа на первое место, везде стремиться поступать так, как Он желает. Чудесная истина заключается в том, что, когда мы посвящаем всю нашу энергию, все наши силы тому, чтобы становиться такими, какими Христос хочет нас видеть, тогда Он наполняет нас невыразимой радостью и миром, который далеко превосходит все то, что предлагает нам этот мир. Я должен твердо и сознательно, актом моей воли отвергнуть цель стать счастливым и поставить себе цель стать более похожим на Господа. Результатом этого будет счастье для меня, в то время как я буду учиться и познавать то, как пребывать одесную Бога в общении с Христом. Акцент, который делают себе современные психологи, на личной целостности, на человеческом потенциале и на свободе быть самим собой, постепенно отодвинул нас от страстного стремления становиться более похожим на Господа. Мы сместились к более личному интересу в нашем развитии как личности, который, как нам было сулят, сделает нас счастливыми. Посмотрите на названия многих христианских книг сегодня: “Христианский секрет счастливой жизни”, “Будь всем, кем ты можешь быть”; “Все, чем мы должны были быть” и т.п. Многие книги содержат превосходные и истинно библейские концепции, но их содержание, фактическое или подразумеваемое, иногда более побуждает нас к озабоченности нашим самовыражением, чем к тому, чтобы преображаться в образ Христов. Библия, однако, учит, что если мы послушно будем пребывать в истине, чтобы стать более похожими на Бога, и, следовательно, явить Бога миру, тогда производной этого будет счастье. Но индивидуальное человеческое счастье не является ни целью христианской жизни, ни целью христианского душепопечения. Попытки найти в чем-то счастье подобны попыткам уснуть. Пока вы своим сознанием и своим стремлением пытаетесь это ухватить, вы никогда не добьетесь этого. Павел сказал, что это его стремлением было не стать счастливым, но в каждый момент жизни угождать Богу. Какая революционная мысль! Когда я еду на машине на работу и кто-то, обгоняя, “подрезает” меня, когда мои дети начинают капризничать и плохо себя вести в церкви, когда ломается машина для мытья посуды, моей основной задачей является угождать Богу! В послании к Евреям 13:15-16 сказано, что верующие-священники (каждый из нас является священником) имеют двоякую функцию: 1) приносить жертву поклонения Богу; 2) воздавать жертву служения другим людям. Если я хочу в любой момент моей жизни угождать Богу, то, прежде всего, мои мысли должны быть заняты поклонением и служением. Мне кажется, что есть одна истина, которой при множестве усилий христианские душепопечители серьезно пренебрегли. И эта истина заключается вот в чем: основной библейской причиной желания решить ваши личные проблемы должно быть стремление к более глубоким взаимоотношениям с Богом, к более эффективному исполнению Его воли угождать Ему в поклонении и через служение. Личная награда обеспечена в избытке. Павла в его страданиях и проблемах очень сильно воодушевляла перспектива небес. Он ожидал чудесного покоя и невозмутимой радости, которые он испытывал в настоящий момент. И я полагаю, что он действительно отлично проводит время последние 1900 лет, познакомившись лучше с Господом и наслаждаясь непринужденными дружескими беседами с Петром, с Лютером и, наверное, с моими бабушкой и дедушкой среди всех прочих. Он в высшей степени счастлив, но личное счастье следует рассматривать как производное, но не как цель. Я, прежде всего, должен прославлять1 Бога и в тот момент, когда я это делаю, я буду наслаждаться Им. Мне не нужно заново переписывать Катехизис, чтобы там прочесть, что я должен прославлять Бога для того, чтобы наслаждаться в Нем. Такая цель счастья всегда будет ускользающей, независимо от поведения людей. Производные счастья чудесным образом доступны тем людям, чья цель заключается в том, чтобы угождать Богу в каждый момент жизни. В следующий раз, когда вы столкнетесь с личной проблемой (а возможно, это происходит сейчас), спросите себя: “Почему я хочу решить эту проблему? “ Если честным ответом будет: “Чтобы я был счастлив”, тогда вы безмерно далеки от библейского решения. Что же вы можете тогда предпринять? Вы можете сознательным актом воли, решительным, как гром и молнии, поставить перед собой другую цель: “Я хочу решить эту проблему, таким образом, который позволит мне быть более похожим на Господа. Затем я смогу поклоняться Богу более полно и служить Ему более эффективно”. Напишите это на листке бумаги или на карточке и читайте это каждый час. Утверждайте это снова и снова регулярно, даже если это вам кажется искусственным, вымученным и просто чем-то механическим. Молитесь, чтобы Бог подтвердил это внутри вас, в то время как вы будете продолжать усилиями и актом воли утверждать это. Используйте, достигайте вашей цель на практике определенными путями. Начинайте поклоняться Ему. Начинайте с благодарения Его за то, что больше всего вас беспокоит. Ищите творческие подходы для того, чтобы начать служить Ему. Христианские психологи должны глубинам понимать причины эгоизма, самолюбия, которые кроются в человеческой природе. Помогать человеку в достижении небиблейской цели удивительно легко. И нашей ответственностью, как членов Тела Христова, является постоянно напоминать и убеждать, увещевать друг друга держать в поле зрения цель истинного душепопечения: освобождать людей для лучшего поклонения и лучшего служения Богу, помогая им стать более похожими на Господа. Одним словом, целью является зрелость.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |