Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивная» интеграция 8 страница




111. Mapp Н. К задачам науки на советском Востоке // Просвещение наци­ональностей. 1930. № 2. С.12; Асфендиаров С. Проблема нации и новое уче­ние о языке // Новый Восток. 1928. № 22. С.174.

112. Асфендиаров С. Проблема нации и новое учение о языке. С. 174,

113. Давыдов И. Очередные задачи просвещения национальностей // Просве­щение национальностей. 1930. № 4-5. С.30-34; Ванне М. Русский язык в строитель­стве национальных культур // Просвещение национальностей. 1930. № 2. С.31-40.

114. Кусикьян И. Очередные задачи марксистов-языковедов в строитель­стве языков народов СССР // Просвещение национальностей. 1931. 11-12. С.75; Кротевич E. Выправить недочеты в строительстве казахской термино­логии // Просвещение национальностей. 1932. № 8-9. С.94-96; Fierman, Language Planning. P. 126-129; Mace, Communism. P.277-279; Roman Smal-Stocki, The Nationality Problem of the Soviet Union and Russian Communist Imperialism (Milwaukee: The Bruce Publishing Company, 1952). P. 106-141.

115. Сталин И.В. Сочинения. Т.13. М., 1952. Курсив автора.

116. Сталин И.В. Сочинения. Т.12. М., 1952. С.365-366.

117.См., напр.: Просвещение национальностей. 1931. №11-12. С.102-106.

118. Fierman, Language Planning. P. 177; Евгеньев, Бергавинов. Начальни­ку Обдорского политотдела Главсевморпути т.Михайлову // Советская Арк­тика. 1936. № 4. С.65-67.

119. Рысаков П. Практика шовинизма и местного национализма // Рево­люция и национальности. 1930. № 8-9. С.29.

120. Акопов С. К вопросу об узбекизации аппарата и создании местных рабочих кадров промышленности Узбекистана // Революция и национально­сти. 1931. № 12. С.22-23.

121. Родневич Б. Коренизация аппарата в автономиях и районах нацмень­шинств РСФСР // Революция и национальности. 1931. № 12. С.19-20.

122. Mace, Communism and the Dilemmas of NationalLiberation. P.212.См.также: Simon, Nationalism. P. 39-40.

123. Оширов А. Коренизация в советской стране // Революция и нацио­нальности. 1930. №4-5. С. 111.

124. Гитлянский А. Ленинская национальная политика в действии (национальные меньшинства на Украине) // Революция и национальности. 1931. № 9. С.37; Зуев А. Нацмены Казахстана // Революция и национальности. 1932. 4. С.48.

125. Во всяком случае, так его истолковали благодарные комментаторы. См.: Сталин И.В. Сочинения. Т.13. С.91-92; Революция и национальности. 1932. № 1; Июльский. Письмо т.Сталина - орудие воспитания большевистс­ких кадров // Просвещение национальностей. 1932. № 2-3. С.9.

126. См., напр.: И.К. Индоевропеистика в действии // Просвещение нацио­нальностей. 1931. № 11-12. С.97-102; Кусикьян И. Против буржуазного кавказо­ведения // Просвещение национальностей. 1932. № 1. С45-47; Жвания И. Задачи советского и национального строительства в Мингрелии // Революция и нацио­нальности. 1930. № 7. С.66-72: Саввов Д. За подлинно родной язык греков Совет­ского Союза // Просвещение национальностей. 1932. № 4. С.64-74; Бриль М. Тру­дящиеся цыгане в рядах строителей социализма // Революция и национальности. 1932. № 7. С.60-66; С.Д. Еврейская автономная область - детищеОктябрьскойреволюции // Революция и национальности. 1934. № 6. С.13-25.

127. Simon, Nationalism. P.46.

128. Революция и национальности. 1930. № 1. С.117; Тахо-Годи А. Про­блема языка в Дагестане // Революция и национальности. 1930. № 2. С.68-75;

Гитлянский. Ленинская национальная политика. С.77.

129. См., напр.: Акопов Г. Подготовка национальных кадров // Революция и национальности. 1934. № 4. С.54-60; Полянская А. Национальные кадры Бело­руссии // Революция и национальности. 1930. № 8-9. С.79-88; Родневич Б. Коре-низация аппарата в автономиях и районах нацменьшинств РСФСР; Зуев А. Нац­мены Казахстана; Попова Е. Коренизация аппарата - на высшую ступень // Рево­люция и национальности. 1932. № 7. С. 50-55; Юабов И. Нацмены Узбекской ССР // Революция и национальности. 1932. № 9. С.74-78; С-ч П. Парторганизации национальных районов // Революция и национальности. 1932. № 10-11. С.143-148; Карнеев И. Некоторые цифры по подготовке инженерно-технических кадровизкоренных национальностей // Революция и национальности. 1933. № 3. С.86-92.

130. Хазанский X., Газелириди И. Культмассовая работа среди национальных меньшинств на новостройках // Революция и национальности. 1931. № 9. С.86-91; Качанов А. Культурное обслуживание рабочих-нацмен Московской области // Революция и национальности. 1932. № 6. С.54-58; Сабирзянов И. Нацменрабо- та профсоюзов Москвы // Революция и национальности. 1932. № 9. С.69-74.

131. Митрофанов А. К итогам партчистки в нацреспубликах и областях // Рево­люция и национальности. 1930. 1. С.29-36; Martha Brill Olcott, The Kazakhs (Stanford:

Hoover Institution Press, 1987). P.216-220: Mace, Communism. P.264-280; Rakowska-Harmstone, Russia and Nationalism. P.39-41; Azade-Ayse Rorlich. The Volga Tatars: A Profile in National Resilience (Stanford: Hoover Institution Press, 1986). P.155-156.

132. Иначе говоря, женщины и дети могли стать и.о. пролетариев. См.:

Gregory Massell. The Surrogate Proletariat: Moslem Women and Revolutionary Strategies in Soviet Central Asia 1919-1929 (Princeton: Princeton University Press, 1974); Yuri Slezkine. «From Savages to Citizens: The Cultural Revolution in the Soviet Far North, 1928-1938», Slavic Review 51, № 1 (Spring 1992). P.52-76.

133. Крупская Н.К. О задачах национально-культурного строительства в связи с обострением классовой борьбы // Просвещение национальностей. 1930. № 4-5. С.19.

134. Диманштейн С. За классовую четкость в просвещении национально­стей // Просвещение национальностей. 1929. № 1. С.9.

135. БилибинН. У западных коряков//Советский Север. 1932. № 1-2. С.207.

136. См., напр.: Olcott, The Kazakhs. P.219; Rakowska-Harmstone, Russia and Nationalism. P. 100-101.

137. Заславский Д. На процессе «вызволенцев» // Просвещение националь­ностей. 1930. №6. С. 13.

138. Сталин И.В. Сочинения. Т.13. С.ЗОб, 309.

139. Интересными исключениями являются следующие работы: Barbara A. Anderson and Brian D. Silver, «Equality, Efficiency, and Politics in Soviet Bilingual Education Policy. 1934-1980», American Political Science Review 78, № 4 (October 1984). P.1019-1039; Ronald Grigor Suny, «The Soviet South: Nationalism and the Outside World», Michael Mandelbaum, ed., The Rise of Nations in the Soviet Union (New York: Council of Foreign Relations Press, 1991). P.69.

140. Sheila Fitzpatrick, Education and Social Mobility in the Soviet Union 1921-1934 (Cambridge: Cambridge University Press, 1979). P.235.

141. Первый Всесоюзный съезд советскихписателей. Стенографический отчет. М., 1934. С.625.

142. Ср.: Сталин И.В. Сочинения. Т.8. С. 149-154; Диманштейн С. Больше­вистский отпор национализму // Революция и национальности. 1933. № 4. C.l-13; С.Д. Борьба с национализмом и уроки Украины // Революция и нацио­нальности. 1934. № 1. С. 15-22.

143. Simon, Nationalism. С. 148-155.

144. См. речи Сталина на XVII съезде партии и на совещании передовых колхоз­ников Таджикистана и Туркменистана: Сталин И.В. Сочинения. Т.13. С.361; Сталин И.В. Сочинения, ed. Robert H. McNeal. (Stanford, Calif., 1967). Vol. I (XIV). P. 114-115.

145. Paul M. Austin, «Soviet Karelian: The Language That Failed», Slavic

Review 51, № 1 (Spring 1992). P. 22-23.

146. Этот пассаж - парафраза замечательной «Культуры Два» Владимира

Паперного (Ann Arbor: Ardis, 1985).

147. О паспортной системе см.: Victor Zaslavsky, The Neo-Stalinist State

(Armonk, N.Y.: M. Е. Sharpe, 1982), 92H.

148. Красовский Л. Чем надо руководствоваться при составлении списка народов СССР // Революция и национальности. 1936. № 4. С.70-71.

149. Диманштейн С. Ответ на вопрос, составляют ли собой евреи в науч­ном смысле нацию // Революция и национальности. 1935. № 10. С.77.

150. Simon. Nationalism. P.61.

151. Greg Castillo. «Gorki Street and the Design of the Stalin Revolution», Zeynep Celik. Diane G. Favro and Richard Ingersoll, eds. Streets: Critical Perspectives on Public Space (Berkeley: California University Press, 1994).

152. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. С.43, 49.

153.Тамже.С.104.

154.Тамже.С.116-117.

155.Тамже.С.136, 142,77.

156. Zaslavsky, Nationalism and Democratic Transition. P.102.

157. Североосетинскую, якутскую, казахскую, киргизскую, кара-калпакс-кую, кабардинскую, балкарскую, туркменскую, таджикскую, адыгейскую и кал­мыцкую (см. Фурманова А. Подготовка национальных кадров для театра // Ре­волюция и национальности. 1936. № 5. С.29-30).

158. Чанышев А. В борьбе за изучение и создание национальной культуры // Революция и национальности. 1935. № 9. С.61.

159. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. С.43.

160. Сталин И.В. Сочинения, ed. Robert H. McNeal. Vol.2 (XV). Р.203.

161. Хроника // Революция и национальности. 1936. № 8. С.80; Rakowska-Harmstone, Russia and Nationalism. P.250-259; Allworth, The Modern Uzbeks. P.229-230; Yaroslav Bilinsky, The Second Soviet Republic: The Ukraine after World War II (New Brunswick: Rutgers University Press, 1964). P.191. Цитата дается в обратном переводе с английского.

162. Lowell Tillett, The Great Friendship: Soviet Historians on the Non-Russian Nationalities (Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1969), passim.

163. Bilinsky, The Second Soviet Republic. P. 15-16; Robert Conquest, Soviet Nationalities Policy in Practice (New York: Praeger, 1967). P.65-66.

164. Сталин И.В. Сочинения, ed. Robert H. McNeal. Vol.3 (XVI). P.100.

165. Ibid. P.146.

166.Ibid. P. 117, 119, 138.

167. Yaroslav Bilinsky, «The Soviet Education Laws of 1958-9 and Soviet Nationality Policy», Soviet Studies 14, № 2 (October 1962). P.138-157.

168. Цит. по: Isabelle Т. Kreindler, «Soviet Language Planning since 1953», Kirkwood, ed., Language Planning. P.49 (в обратном переводе с английского). См. также: Bilinsky, The Second Soviet Republic. P.20-35; Farmer, Ukrainian Nationalism. P. 134-143; Grey Hodnett, «The Debate over Soviet Federalism», Soviet Studies 28, 4 (April 1967). P.458-481; Simon, Nationalism. P.233-264.

169. См.: Lapidus, Ethnonationalism and Political Stability. P.355-380; Zaslavsky, Nationalism and Democratic Transition; Farmer, Ukrainian Nationalism. P.61-73.

170. См.: Rasma Karklins, Ethnic Relations in the USSR: The Perspective from Below (Boston: Unwin Hyman, 1986).

171. Roeder, Soviet Federalism. P. 196-233.

172. Rakowska-Harmstone, The Dialectics. P. 10-15. Ср.: Miroslav Hroch, Sodal Preconditions of National Revival in Europe (New York: Cambridge University Press, 1985).

173. Farmer, Ukrainian Nationalism. P.85-121; Allworth, The Modern Uzbeks. P.258-259; Simon, Nationalism. P.281-282.

174. См. чрезвычайно изящный анализ этой проблемы: Rogers Brubaker, «Nationhood and the National Question in the Soviet Union and Post-Soviet Eurasia:

An Institutionalist Account», Theory and Society. 23, № 1 (February 1994). P.47-78.

175. Victor Zaslavsky. «The Evolution of Separatism in Soviet Society under Gorbachev». Gail. W. Lapidus and Victor Zaslavsky, with Philip Goldman. eds.. From Union to Commonwealth: Nationalism and Separatism in the Soviet Republics (New York: Cambridge University Press, 1992). P.83; Leokadia Drobizheva, «Perestroika and the Ethnic Consciousness of the Russians», ibid. P.98-111.

СОДЕРЖАНИЕ

КабытовП.С., Леонтъева О.Б. Введение. Зенит «прекрасной эпохи»: сталинизм глазами американских историков.............. 3

Майкл Дэвид-Факс. Семь подходов к феномену советской системы: Разные взгляды на первую половину «краткого» ХХ века......................................................................... 20

Питер Холквист. «Осведомление - это альфа и омега нашей работы»: Надзор за настроениями населения в годы большевистского режима и его общеевропейский контекст..... 45

Альфред Дж. Рибер. Устойчивые факторы российской внешней политики: попытка интерпретации............................ 94

Катерина Кларк. Становление советской культуры (из кн. «Петербург: тигель культурной революции»)......................... 146

Шейла Фицпатрик. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации..................................................... 174

Дэвид Джоравски. Сталинистский менталитет и научное знание.................................................................••••..••••••••••••••••••• 208

Стивен Коткин. Говорить по-большевистски (из кн. «Магнитная гора: Сталинизм как цивилизация»)................. 250

Юрий Слезкин. СССР как коммунальная квартира, или Каким образом социалистическое государство поощряло этническую обособленность....................................................... 329

 


[1] " Я хочу поблагодарить Омера Бартова, Джошина Хеллбека, Кристин Хан-fep, Стивена Коткина и Ричарда Стайтса за их поддержку и критику ранних вариантов данной статьи. Я также благодарен Хирояки Куромийа и Амиру Вейнеру за их полезные замечания. Хочу также выразить благодарность АЙ-РЕКС и Институту им. Кеннана за ту поддержку, которую эти учреждения ока-йшали моим исследованиям и воплощению данного проекта.

[2] " Автор выражает благодарность Национальному центру исследований в области советской и восточно-европейской истории (National Council for Soviet and East European Research).

[3] Различные варианты данной статьи были представлены в виде докладов в Чикагском университете и Университете имени Джона Хопкинса, а также на Первом семинаре историков-русистов Среднего Запада в городе Анн-Ар-бор. Я хотела бы выразить свою благодарность всем тем. кто принимал уча­стие в ее обсуждении, в особенности Джеффри Бруксу и Рональду Дж. Суни. Я благодарна Пьеру Бурдье за его замечания и поддержку на ранней стадии моего исследования, а также Лоре Энгелстайн. Джин Комарофф и Стивену Л. Каплану, чье тщательное изучение рукописи статьи было для меня исключи­тельно полезным.

[4] " Примечание автора. Эйб Брумберг заказал мне первый вариант данной статьи для Государственного департамента США и дал мне знать, что разо­чарован слишком абстрактным характером моей работы. Эдвард Шиле выс­тупил с детальной критикой данной статьи, побуждая меня существенно ее переработать. Мартин Малиа и Николае Рязановский попытались убедить меня отказаться от той реабилитации марксизма, которую они усмотрели в статье, а Дэвид Блур посчитал, что я слишком резок в суждениях. Я благода­рен им, хотя «самодурство» не позволило мне последовать всем их советам. [В данном случае автор использует русский термин. - Прим. ред.]

[5] " Первый вариант этой статьи был написан для семинара, организованно­го Программой сравнительного изучения этничности и национализма при Ин­ституте международных отношений им. Генри М. Джексона в Университете штата Вашингтон. Я благодарен директорам Программы Чарльзу Хиршману и Чарльзу Ф. Кайесу за их гостеприимство и критику, а также за разрешение опуб­ликовать статью в «Slavic Review». Кроме того, я признателен Питеру Блитстайну, Виктории Бонелл, Джорджу Бреслауэру, Дэниелу Брауэру, Майклу Буровой, Джейн Бербанк. Шейле Фицпатрик, Брюсу Гранту, Дэвиду Холлингеру, Терри Мартину, Н.В.Рязановскому, Реджинальду Зельнику, Берклийскому семинару по изучению России и Восточной Европы и Семинару по русской истории Чикагского универ­ситета за полезные дискуссии и комментарии (Прим. автора).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.