КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К модулям ключевых профессиональных компетенций
Существенным сдерживающим фактором экономического роста России становится дефицит трудовых ресурсов, уже сейчас остро ощутимый в сфере производства. Поэтому от структуры и качества подготовки кадров зависит конкурентоспособность предприятий и развитие экономики страны в целом. Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей регионов: формирование заказа на качество профессионального образования не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах «способов деятельности»; появление дополнительных, не актуализированных ранее требований к работникам, связанных с общими для всех профессий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности, такими как умение разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией, способность к «командной» работе, сотрудничеству, налаживанию социальных связей, непрерывному самообразованию и т.д. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования - о профессиональных компетенциях. В профессиональные компетенции включаются специальные профессиональные компетенции (специальные компетенции) и ключевые профессиональные компетенции (ключевые компетенции). Первые относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач, вторые - инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельности и решают общие для различных профессиональных областей задачи. Нормативно переход на компетентностно-ориентированное образование в России закреплен в 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ (2004). В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы среди основных направлений обозначено приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества.В Самарской области, одном из первых субъектов РФ, постановлением Правительства № 24 от 19.05.2004 г. введены ключевые компетенции обучающихся как результат образования. Очевидно, что ключевые компетенции начинают формироваться еще в общеобразовательной школе, в системе же профессионального образования их дальнейшее развитие происходит в рамках профессионализации учащихся и студентов. Введение мероприятий по формированию ключевых компетенций обучающихся осуществляется через региональный компонент государственных образовательных стандартов образования, который направлен на реализацию полномочий Самарской области как субъекта РФ в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных учреждениях. В соответствии с Концепцией регионального компонента государственных образовательных стандартов довузовского профессионального образования Самарской области, принятой решением коллегии министерства образования и науки Самарской области от 25.02.05 г. (Приложение 1), одной из региональной составляющей нормы является освоение модулей, ориентированных на развитие ключевых профессиональных компетенций обучающихся: социально-коммуникативной, информационной, предприни-мательской, компетенций по разрешению проблем, работе с информацией, эффективному поведению на рынке труда. Модульно-компетентностный подход к формированию ключевых компетенций обучающихся выбран неслучайно и рассматривается как один из эффективных при решении задач компетентностно-ориентированного образования (Приложение 2). Достаточно сложно напрямую связать содержание конкретного модуля с формированием определенной ключевой компетенции, поскольку в реальной деятельности могут быть одновременно активны несколько сложных умений. Однако в учебных целях за каждым модулем «закреплено» формирование определенной компетенции: модуль «Социально-коммуникативная деятельность» - социально-коммуникативная компетенция (готовность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной профессиональной деятельности), модуль «Работа с информацией» - информационная компетенция (готовность осуществлять информационный поиск, обрабатывать и представлять полученную информацию в соответствии с запросом потребителя), модуль «Решение проблем» - компетенция в разрешении проблем (готовность выявлять проблемы социально-профессиональных ситуаций, планировать и организовывать деятельность по их решению, анализировать результаты собственной деятельности и при необходимости вносить в нее коррективы), модуль «Эффективное поведение на рынке труда» - готовность к активным действиям на рынке труда в процессе профессионального становления, модуль «Основы предпринимательства» - предпринимательская компетенция (готовность к планированию и организации предпринимательской деятельности). Необходимо обратить внимание на различные варианты организации процесса обучения, обеспечивающие формирование ключевых компетенций как образовательных результатов. Исследователи выделяют три возможные стратегии включения ключевых компетенций в образовательный процесс профессиональной школы: 1) стратегия введения дополнительного содержания образования (концентрация в виде дополнительных спецкурсов или распределение в рамках всего учебного плана путем «встраивания» во многие учебные предметы); 2) стратегия изменения педагогических технологий, т.е. способов освоения содержания образования; 3) комбинированная стратегия [1, с.Ю2]. Именно последний, третий вариант, выбран для внедрения в систему довузовского профессионального образования. Модуль в данном случае задает контекст обучения: описывает диагностируемые результаты обучения, проектирует методы, формы организации обучения, процедуру оценки и т.д. Таким образом, освоение модулей ключевых компетенций происходит: • в рамках регионального учебного предмета/дисциплины «Ключевые профессиональные компетенции», основная цель которого - отработка соответствующих аспектов компетенций, способов деятельности в учебных ситуациях, имитирующих реальную социально-профессиональную деятельность будущего специалиста, не охваченных содержанием учебных предметов/дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов. Предмет/дисциплина состоит из 5 разделов («Основы социально-коммуникативной деятельности», «Работа с информацией», «Решение проблем», «Эффективное поведение на рынке труда», «Основы пред-принимательства») и изучается на заключительном этапе теоретического обучения; • в процессе профессиональной (производственной) практи • в рамках преподавания других предметов/дисциплин В соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции регионального компонента довузовского профессионального образования в Самарской области на 2005-2007 гг., региональных моделей учебных планов и введении в действие регионального компонента начального и среднего профессионального образования на территории Самарской области» от 03.05.2005 № 62-од, осуществляется поэтапное введение регионального компонента в учебный процесс. Следует обратить внимание, что отдельные ключевые компетенции могут совпадать со специальными. Так, например, предпринимательская компетенция для специальностей среднего профессионального образования направления 080000 «Экономика и управление» является специальной компетенцией. В таких случаях необходимо соотносить перечни специальных и ключевых компетенций, чтобы избежать возможного дублирования в постановке и реализации образовательных целей. В данной книге представлены спецификации модулей, которые задают единые требования к базовому (обязательному) уровню сфор-мированности ключевых компетенций выпускников начального профессионального образования и отдельно выпускников среднего профессионального образования. Для двух компетенций: готовность к эффективному поведению на рынке труда и предпринимательской компетенции не подразумевается выделения уровней сложности, уровень сформированности у этих компетенций единый для выпускников как начального, так и среднего профессионального образования. Спецификации модулей включают следующие компоненты: • цели обучении, фиксирующие планируемые изменения в спо • результаты обучения, которые устанавливают, что обу • входные требования - это требования к подготовке обучаю • нормативная продолжительность обучения показывает, • критерии оценки результатов основываются непосредствен • уровни освоения, раскрывающие глубину и/или диапазон • требования к объекту оценки, предполагающие описание • пояснительную записку, содержащую информацию реко Для обучающегося спецификации модулей тоже выполняют важную функцию, они являются своеобразным планом учебных действий (программой деятельности) для достижения поставленных образовательных целей. Можно сформулировать в форме вопросов значение отдельных компонентов спецификаций для обучающегося: > чего мне нужно достичь, какова цель моей учебной деятель > каким образом мне нужно спланировать достижение постав > какие способы выполнения деятельности нужно использо >где я смогу применить полученные умения, насколько широко и/или глубоко я должен их усвоить? (уровни освоения); > что я должен продемонстрировать, чтобы доказать достижение результатов обучения и получить оценку своей деятельности? (требования к объекту оценки). Таким образом, жестко структурированная спецификация модуля создает необходимые условия для организации такой деятельности обучающихся, при которой получаемая информация не просто будет формально усвоена, а сможет составить часть внутреннего ресурса, что даст возможность практического ее использования в жизни. Кроме спецификаций модулей, книга содержит также словарь основных терминов и понятий модулей ключевых профессиональных компетенций, список использованной литературы, приложения.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |