КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация процесса обучения
Содержание. Требования к объекту оценки Обучающийся представляет продукты деятельности в соответствии со всеми критериям (а-в). Пояснительная записка к модулю «Решение проблем» (уровень НПО и СПО) Решение проблем - это одна из ключевых компетенций, развивая которую обучающиеся научатся исследовать проблемы, предлагать пути их решения, выполнять действия, приводящие к решению проблемы, проводить оценку своих действий. Данное сложное умение универсально, т.к. применимо в различных сферах деятельности (профессиональной, образовательной, личной, общественной). Главной целью обучения по модулю «Решение проблем» является введение обучающихся в технологию решения проблем. Освоение модуля предполагает достижение обучающимся трех результатов обучения. Целесообразно рассматривать эти результаты последовательно (от первого к третьему). На основе спецификации модуля разработаны учебные материалы, которые представлены в виде учебных элементов. Каждому ре- зультату обучения соответствует один учебный элемент. Программа построена в виде тренинга. Программа учебных материалов модуля «Решение проблем» Учебный элемент 1. Исследование проблемы. Раздел 1.1. Анализ ситуации. Понятия «ситуация», «анализ ситуации», «описание ситуации», «признаки ситуации», «прогноз», «влияние», «заинтересованные стороны», «ценности». Анализ реальной ситуации. Анализ желаемой ситуации. Раздел 1.2. Постановка проблемы. Понятия «противоречие», «проблема», «анализ проблемы». Формулирование проблемы. Типичные ошибки в постановке проблемы. Учебный элемент 2. Планирование деятельности по решению проблемы. Раздел 2.1. Постановка цели. Понятие цели. Свидетельство достижения цели. Препятствия в достижении цели (риски). Раздел 2.2. Способы достижения цели. Альтернативные способы решения проблемы. Методы поиска решения проблемы. Ресурсы. Текущий контроль деятельности по достижению цели. Учебный элемент 3. Оценка результата деятельности и собственной деятельности по решению проблемы. Формулирование выводов. Самооценка. Сильные и слабые стороны деятельности. Причины успеха и трудностей в деятельности. Корректировка деятельности. Преподаватель модуля может на свое усмотрение дополнять, сокращать или изменять объем учебного материала на основании результатов анализа содержания учебных предметов/дисциплин федерального компонента с соответствующей тематикой. Следует помнить, однако, что такая перекомпоновка учебных материалов не должна ущемлять возможности обучающегося в достижении планируемых результатов обучения. Организация процесса обучения по освоению модулядолжна способствовать сбору обучающимся доказательств достижения результатов обучения. Содержание заданий должно соответствовать личностным и профессиональным потребностям обучающихся. Их контекст может относиться к различным областям деятельности (наука, социальная, бытовая, профессиональная сферы), важно, чтобы обучающиеся понимали, что подходы к решению проблем общие, независимо от сферы их применения. Необходимо учитывать, что вовлечение обучающихся в процесс решения проблем, которые интересны или насущны для них, является мощным мотивационным фактором. Поэтому задания необходимо подбирать в соответствии с потребностями обучающихся и с учетом их интересов. Для уровня НПО задания должны содержать простые проблемы, связанные со знакомой обучающемуся ситуацией. Проблема должна включать 2-3 признака, отношения между которыми определены или очевидны. Подразумевается самостоятельное решение проблемы обучающимся с применением ранее усвоенных действий (алгоритмическая деятельность). Преподаватель описывает обучающемуся ситуацию для решения проблемы. Для уровня СПО задания должны содержать нестандартные проблемы, связанные со знакомой обучающемуся ситуацией, в которой отношения между признаками не определены или с незнакомой ситуацией, в которой наблюдаются ясные отношения между признаками. Подразумевается самостоятельное решение проблемы обучающимся по созданному или преобразованному алгоритму. Работа по модулю должна начинаться со вступительного слова педагога, который дает общую установку к изучению модуля, знакомит обучающихся с результатами обучения, процедурой организации учебных занятий, процедурой оценки. Технологии проведения учебных занятий могут включать большинство известных методов и форм обучения (преимущественно активных), если они реализуют взаимодействие участников образовательного процесса на основе сотрудничества, при котором происходит снижение внешней (поведенческой) активности педагога и перераспределение активности от преподавателя к обучающемуся. Роль преподавателя как «транслятора знаний» заменяется в таком случае обобщенной педагогической позицией «организатора образовательной среды». Работа с обучающимися должна проводиться в деятельност-ном режиме: погружение в проблему - практическая работа - обсуждение результатов. Рекомендуется использование групповых форм работы на занятиях. Основные термины и понятия, используемые в модуле Ситуация - часть действительности, которая рассматривается в связи с тем или иным вопросом. «Реальная» ситуация связана с тем, что существует на самом деле, «желаемая» - с тем, что должно быть. Анализ ситуации - разделение ситуации на составные части, необходимое для того, чтобы внимательно рассмотреть каждую часть в отдельности и сделать вывод о ситуации в целом. Описание ситуации - совокупность сведений о людях, отношениях между ними, предметах, установленном порядке действий и т.п., которые сообщаются, чтобы другой человек понял, как вы представляете себе ту или иную ситуацию. Признаки ситуации - составляющие части ситуации. Прогноз - предположение о состоянии дел в будущем, о возможном развитии рассматриваемой ситуации. Заинтересованные стороны - люди или организации, которые заинтересованы в том, чтобы существующая ситуация изменилась, или в том, чтобы ситуация не была изменена. Ценности - внутренние основания для выбора при решении проблемы. Противоречие - отношение между явлениями, признаками, оценками, сведениями, когда одно из них полностью исключает другое. Проблема - противоречие между желаемой и реальной ситуацией. 3. Процедура оценки. Каждый обучающийся должен иметь доказательства достижений всех умений, заложенных в компоненте спецификации модуля «Результаты обучения». Оценочные материалы модуля разрабатываются на основе спецификации модуля. Оцениваться должна только та деятельность, которая описана в компоненте спецификации «Критерии оценки результатов». Формы доказательств, которые должен представить обучающийся, указаны в компоненте спецификации «Требования к объекту оценки». Обучающийся должен выполнить итоговые контрольные задания самостоятельно или при минимальной помощи преподавателя. Оценка уровня сформированности компетенции обучающегося в решении проблем может носить комплексный характер. При этом оценочные материалы модуля включают одно комплексное итоговое за- дание ко всему модулю в целом. Выполнение такого задания подразумевает демонстрацию достижений обучающимся всех результатов обучения модуля. При прохождении итоговой оценки обучающемуся достаточно продемонстрировать свои умения на решении одной проблемы. Доказательства достижения результатов обучения собираются в специальную папку-накопитель (портфолио). Инвариантная часть портфолио должна содержать материалы выполнения обучающимся оценочных заданий по результатам обучения, вариативная часть наполняется по усмотрению самого обучающегося. Успешное прохождение модуля означает, что обучающийся продемонстрировал соответствующий уровень сформированное™ компетенции в определённой ситуации, и предполагает, что и в других ситуациях эта компетенция также будет проявлена. Если обучающийся не прошел итоговую оценку, он должен иметь возможность пройти ее повторно, выполняя другое задание. При этом преподавателю следует обратить внимание на трудности обучающегося в освоении материала и оказать ему необходимую поддержку в обучении.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |