КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением слуха
Теоретические аспекты исследования влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей – психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале ХХ в появляются первые собственно психологические исследования. Систематическая разработка проблем специальной психологии и сурдопсихологии проходила под руководством Л.С. Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В. Заньков и И.М. Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушением слуха. На разных этапах становления сурдопихологии большой вклад в его развитие внесли такие ученые, как А.П. Гозова, В.Г. Петрова, Г.Л. Выгодская, Л.И. Тигранова, М.М. Нудельман, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др. [13, С. 152]. В 1930-1960-е гг наиболее внимание обращалось на развитие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте, а в 1950-х гг выделились проблемы изучения психических особенностей в предшкольном и дошкольном возрасте (А.А. Венгер, Б.Д. Корсунская, Г.Л. Выгодская, И.Г. Морозова, Э.И. Леонгард). [21, С. 179]. Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха. Нарушения слуха – это потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Существует различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д.И. Тарасов и др.): 1. Наследственность. Нарушение слуха с такой этиологией могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, нервной, эндокринной системы). Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка возрастает, если один из родителей страдает наследственной формы глухоты. Если оба родителя страдают наследственной формы глухоты, то вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка возрастает на 50 %. Среди всех наследственных нарушений слухового восприятия врожденные дефекты слуха составляют 90%. [8, С. 114]. 2. Факторы эндогенного и экзогенного воздействия на органы слуха плода. Это такие факторы, как заболевание матери во время беременности инфекционными болезнями (краснуха, грипп), курение, принятие спиртных напитков во время беременности; 3. Воздействие на органы слуха на разных этапах развития. Это заболевания внутреннего уха и слухового нерва, отклонения, возникающие до, во время или после родов, воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп и т.д), травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций, врожденные анатомические дефекты головы и шеи. [11, С. 107-108]. При определение вида нарушения слуха очень важны следующие критерии (Р.М. Боскис): 1. Степень потери слуха; 2. Время потери слуха; 3. Уровень развития речи. Как известно, проблема классификации детей по степени сохранности слуха и его утрате издавна интересовала врачей и практических работников. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушением слуха. В нашей стране широко пользуются классификацией Л.В.Неймана. В классификации, в зависимости от потери слуха, нарушение слуха делятся на глухих и слабослышащих, который бывает врожденным и приобретенным в различной степени выраженности (см. приложение 1, 2). Врожденная патология – это всякое пренатально обусловленное отклонение от нормального строения органа или системы органов. [8, С. 57]. Врожденная глухота, как правило, тоже развивается у ребенка еще внутриутробно, в связи влиянием каких-то отрицательных факторов и чаще всего является необратимой. Причем среди глухих выделяют ранооглохших, позднооглохших. К ранооглохшим входят дети, родившиеся с нарушенным слухом до начало речевого развития или на ранних этапах, составляющих 10% детей с нарушением слуха. К позднооглохшим входят дети, сохранившие той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. При этом под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью оказывается невозможным. Ребенок глухой с рождения, обычно имеет большие или меньшие остатки слуха, в диапазоне низких и средних звуковых частот, которые играют большую роль в формирование устной речи. Если взрослые мало заботятся о психическом развитие глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воспринимает слухом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие. [21, С. 195]. Вследствие этих нарушений страдает психическое развитие, которое в свою очередь приводит, как по цепочке, к другим нарушениям в развитие. В 1993-1994 гг было проведено исследование М.Ю. Рау, Т.В. Нестеревич, Т.В. Розановой, Т.Н. Прилепской и др. сотрудниками института коррекционной педагогики. Особое внимание уделялось изучению особенностей мышления, речи, и памяти. По результатом этого исследования глухие дети 6-7 лет, не имеющие других первичных нарушений, испытывали в среднем незначительно большие трудности, чем слышащие сверстники, в мыслительном анализе, геометрических образцах. Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка [28]. И.М. Соловьев выделяет две закономерности, характерные для детей с нарушенным слухом. - объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен; - взаимодействие со средой обеднено. У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности. Это закономерность может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала. Также, на начальных этапах обучения для ребенка с нарушением слуха характерно своеобразное употребление слов, обусловленное тем, что он опирается только на впечатления, возникающая от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (Ж.И. Шиф). В свою очередь, Р.М. Боскис выделила среди детей с нарушениями слуха слабослышащих, как заслуживших особого психолого-педагогического подхода. Слабослышащие дети характеризуются с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющий речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Это является главной отличительной чертой этих детей от глухих. [13, С. 153-154]. Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психо-физическое развитие. [21, С. 198]. Если у слабослыша щих детей начиная с младшего школьного возраста, в условиях специального обучения осуществляется всестороннее развитие словесной речи и всех познавательных процессов, то постепенно их психическое развитие приближается к норме. Правда, в некоторых случаях, приобретенная тугоухость может быть и необратимой, если нервные клетки погибли в результате какого-либо неблагоприятного воздействия. Например, неправильного курса лечения, куда входит сильный антибиотик. Таким образом, дети с нарушением слуха, характеризуются нарушени- ем психического развития, которое в свою очередь приводит, как по цепочке, к другим нарушениям в развитие (снижению интеллекта и задержке умственного развития). Резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать. Они испытывают трудности во взаимодействие с окружающим миром.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |