КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ями слуха
Специфика семейного воспитания дошкольников с нарушени- Семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, занимают особое положение, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». С рождением ребенка в семье появляются новые и сложные задачи, и одна из первых и основных таких задач - обеспечение физического развития и воспитания ребенка [16, С. 84]. Это уход за ребенком, своевременное и правильное питание, прогулки, закаливание организма и привитие санитарно-гигиенических навыков. Как мы знаем, детство - особое психическое состояние. Оно – синоним творчества и энергии. [25, С. 201]. Но рождение малыша с отклонениями в развитии независимо от характера его заболевания или травмы нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызываем у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с недостатками здоровья, а число детей нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьируется от 25 до 40%. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Трудно понять поведение семьи, не обращаясь к вопросу о жизненном цикле. Родители детей с особенностями в развитии особенно тяжело переживают те стадии развития, которые у здоровых детей являются типичными, например: время, когда дети учатся ходить или говорить, поступление в школу или пубертатный возраст. Похожие стрессы родители переживают, когда младший брат или сестра опережают в развитии ребенка-инвалида или когда надо решить вопросы определения его в школу или приют. [20, С. 176]. Поэтому, особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций. Дошкольное детство, детей с нарушениями слуха, также как и у здоровых детей является первым этапом становления личности, в частности периодом формирования основ личностной культуры, соответствующей общечеловеческим духовным ценностям. Формирование базиса личностной культуры связано с ориентированием в предметном мире, явлениях природы. Для дошкольника главным является уклад жизни семьи – именно она определяет социальную ситуацию, в которой развивается ребенок. Потому что, судьба любого человека во многом зависит от его развития и воспитания дошкольные годы, когда он практически ничего не знает о мире, когда в его голове и сердце содержится лишь то, что вложили туда родители и воспитатели. [14, С. 91]. Ю.П. Азаров отмечает, что все родители обладают педагогической интуицией. Великое счастье дать простор этому человеческому дарованию. Талант великой радости воспитания, приобщения к возвышенным минутам человеческого счастья в самом будничном труде скрыт в каждом. [25, С. 201]. Понимание закономерностей психического развития слышащего ребенка имеет большое значение для определения содержания коррекционно-развивающей работы и выбора педагогических стратегий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский, который отводил семейному воспитанию решающую роль в развитии юного гражданина, отмечал, что «самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка, когда он умел бы уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу». Исходя из слов К.Д. Ушинского, большое значение имеет положение Л.С. Выготского об общих закономерностях психического развития детей - слышащих и с нарушениями слуха. Он отмечал, что «к глухонемому ребенку, с точки зрения психологии и педагогики, можно подходить с той же мерой, что и к нормальному». И в воспитание ребенка с нарушением слуха, семью закономерно определяют также как непременное условие полноценного развития. Но его воспитательный потенциал зависит, от многих факторов: - состава и социального статуса семьи; - образования и материального положения родителей; - состояния здоровья членов семьи; - их осведомленности в вопросах воспитания; - национальных и религиозных традиций. Результат воспитания, который выражается в становление ребенка как успешной, способной к самореализации личности, не ограничивается влиянием перечисленных факторов. [12, С. 101]. Особую роль становления личности с нарушением слуха играет также характер межличностных отношений в семье. Для родителей нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций. Также провоцирует негативное отношение таких детей к родным и оказывает деформирующее влияние на развитие личности ребенка с нарушением слуха. Взаимное непонимание в социальных контактах становится причиной появлении значительного своеобразия в эмоциональных отношениях детей с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности и инертности. Дальнейшее следствие: возникновение социальной изоляции, тяжелое переживание дискриминации. [20, С. 192]. Французский философ, Поль Анри Гольбах пишет: «Воспитать человека - значит передать ему опыт и знания, на основе которых он будет делать правильные оценки и выносить верные суждения, станет благоразумным и рассудительным, если ему дано хорошее воспитание, или, напротив, неразумным и безрассудным, если воспитание было дурным». [18, С. 10]. Суть воспитания состоит в его направленности на создание оптимальных условий для развития способностей детей в позитивном направлении. Развитие детей происходит благодаря тому, что в процессе деятельности и общения они овладевают человеческими знаниями и опытом. Поэтому, важно, чтобы в основе стратегий воспитания семейного воспитания детей с нарушениями слуха, а также особенностей межличностных отношений между родителями и детьми лежало педагогические установки родителей. Ведь именно они находятся в ряду регуляторов родительского поведения, а их влияние на специфику воспитания ребенка, с нарушением слуха бесспорно. Они источник воспитательных стратегий в семье. Педагогические установки родителей – это их готовность к воспитанию ребенка с нарушениями и реагированию на особенности его поведения и развития. [12, С. 101]. Безусловно, формирование и развитие личности, социализация ребёнка – сложный процесс, в основе которого лежит всестороннее гармоничное развитие ребёнка, формирование его эмоциональной сферы. [19, С. 284]. Но, тем не менее, важной задачей родителей ребенка с нарушением слуха остается помощь своему чаду в познание мира. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей - помочь им поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми. [10, С. 101]. Анализ трудов американского психолога А. Маслоу, австрийского психиатра, невролога В. Франкла, также американских психологов В. Сатир, К. Роджерса, Ш. Бюлер позволил выявить основные принципы гуманистической психологии, которые должны лечь в основу формирования родительских установок при воспитание детей с нарушениями: - человек целостен и потому должен изучаться в целостности; - каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев ценен так же, как статические обобщения; - человек открыт миру: «переживание человеком мира и себя» является главной психологической реальностью; - человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; - человек от природы обладает определенной степенью свободы от внешней зависимости благодаря смыслам и ценностям, которым он руководствуется в своем выборе; - Человек есть активное, творческое существо. Американский психолог К. Роджерс, отмечал, что глубинное ядро человеческой природы, самые глубокие слои личности человека, основы его «живой природы» позитивны по своей сути – они «социализированы, рациональны, реалистичны и движут вперед». [12, С. 101]. Конечно, успешность ребенка во многом зависит от умения действовать самостоятельно. Однако семья не всегда понимает своеобразие личности. В большинство случаях использует неправильные стили воспитания. Например, при гиперопеке родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. При этом типе воспитания ограничивается самостоятельность ребенка, формируется его полная зависимость от родителей, личность приобретает черты эгоцентризма и демонстративности. Вследствие у ребенка не формируется адекватная оценка своих возможностей и качеств, он обучается манипулировать между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобным стилем воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. [26]. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведетк постоянному перенапряжению у ребенка. Этот стиль воспитания характеризуется сочетанием высокой тревожности, которая приобретает устойчивость при постоянном недовольстве стороны родителей. Когда сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям, формирует личность с тревожно-мнительными чертами. При таком стиле воспитания родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к больному. В результате у ребенка формируются мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному в связи, с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решении проблемы, чем к ее преодолению. [20, С. 196]. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности. [30]. Таким образом, основываясь на выше изложенное, можно сделать вывод, что став родителем ребенка с нарушением слуха многие испытывают «большие» трудности. Лишь сильные «духом» находят пути разрешения в воспитание ребенка с нарушением. Безусловно, проблеме влияния семейного воспитания на формирование самооценки надо уделять большое внимание. Особенно в воспитание детей с нарушением слуха. Но к сожалению, несмотря на многочисленные работы психологов, педагогов, демографов и т.д. – это проблема до конца не изучено, поэтому нами было проведено собственное эмпирическое исследование.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |