КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха
Специальное исследование было проведено в МБУЗ «Центр реабилитации слуха», который расположен по адресу Новый город 59/01, г. Набережные Челны Республики Татарстан в феврале 2015 г. МБУЗ «Центр реабилитации слуха» – единственное в России учреждение, в котором оказывается комплексная сурдологическая помощь людям с патологией слуха от момента их рождения до пожилого возраста. Постановлением Кабинета Министров РТ № 528 от 14.09.1998 г. МБУЗ «Центр реабилитации слуха» установлен статус регионального учреждения, за которым закреплены: г. Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск, Мензелинск, Тукаевский район. К основным направлениям деятельности МБУЗ «Центр реабилитации слуха» относятся: - диагностическое; - терапевтическое; - слухопротезирование; - хирургическое; - реабилитационное. В состав Центра реабилитации слуха входит: - поликлиника; - лаборатория по обеспечению ушными вкладышами; - стационар, включающий отделение отохирургического профиля; - отделение восстановительной медицины; - детский сад, школа на 98 глухих и слабослышащих детей; - спортивно-оздоровительный комплекс. Педагогический коллектив МБУЗ «Центр реабилитации слуха» работает над Программой реабилитации глухих и слабослышащих детей, их интеграцией в общество. Программа реализуется с помощью методической системы Э.И. Леонгард «Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушенным слухом». Итак, в круг исследования вошли 20 человек. Из них 10 человек – дети, с заключением психолого-медико педагогической комиссии - с нарушением слуха, старший дошкольный возраст и 10 человек их родители. В экспериментальную группу входили из детей - 4 мальчика и 6 девочек. Из родителей - 7 женщин и 3 мужчин, разных возрастов, которые имеют разные социальные положения. В исследование применялась методика «Лесенка» В.Г. Щур и С. Якобсона. Методика предназначена для определения самооценки старшего дошкольного возраста. Цель: Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Инструкция: Ребенку показывают 8 лесенок с различными качествами: верхняя ступенька обозначает наивысшее развитие этого качества, а нижняя – самое низкое. Предлагалось поставить букву Я на той ступеньке, которая обозначает развитие предлагаемого качества у него. После того, как ребенок оценил себя, ему предлагалось подумать и предположить, как его могли оценить: родители, воспитатели, одногруппники. Ответы фиксируются на бланке: родители – буквой «Р», воспитатели – буквой «В», одногруппники – буквой «О». Обработка и интерпретация результатов составлено по данным, которые изложены в приложение 4. Также применялась методика «ТОРО» А.Я. Варга, В.В. Столина. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Цель: Диагностика родительского отношения к ребенку. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: - Принятие-отвержение - отражает интегральное эмоциональное отно- шение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его; - «Кооперация» - социально желательный образ родительского отноше- ния. Здесь родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах; - Симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком) - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда; - « Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами; - «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл соответствующим шкалам интерпретируется как: - отвержение; - социальная желательность; - симбиоз; - гиперсоциализация; - инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы проводятся в виде процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160. Обработка и интерпретация результатов составлено по данным, которые изложены в приложение 5,6,7.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |