Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности семейного воспитания дошкольников




Конец ХХ – начало ХХI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля, таких как социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др, к проблемам современной семьи. Отношение к семье в любом государстве определяется тем, что это единственный на сегодняшний день институт выполняющий функции физического, духовного воспроизводства населения. [20, С. 10 ].

В психолого-педагогических исследованиях А.И. Захарова, В.С. Мухиной, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. подчеркивается, что на протяжение дошкольного возраста, (от трех до семи лет) стремительно структурируется отношения ребенка с ближайшим окружением. Согласно позиции Л.С. Выготского социальный мир и окружение взрослых являются необходимым условием человеческого развития. Ребенок изначально включен в общественные отношения, и чем он младше, тем более социальным существом он является. [6, С. 116].

Очевидно, что такое понимание процесса психического развития выдвигают на первый план роль общения со взрослым. Однако для самого Л.С. Выготского и его последователей взрослый выступал как посредник между ребенком и культурой, как абстрактный «носитель» знаков, норм и способов деятельности, но не как живой конкретный человек.

Как известно, человек не сразу становится личностью. На ее становление влияют многие факторы:

1. Уровень духовной культуры общества;

2. Преобладающие представления о лучшей жизни;

3. Господствующая в обществе нравственность;

4. Традиции в области воспитания;

5. Уровень материального положения большинства граждан;

6. Политический строй государства;

7. Характер государственного управления народным образованием. [17, С. 3].

Достигнув уровня личности, он должен подняться, развиться до уровня культурной личности, т.е. личности на уровне культуры современного общества. В этом ему помогает семейное воспитание. Что же такое семейное воспитание? Семейное воспитание – систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. С ней связано судьба каждого человека на земле. Это общечеловеческое явление, которое направлена на достижение определенной цели (образ желаемого результата). В качестве «образа результата» семейного воспитания могут выступать представления о различных составляющих благополучной жизни ребенка. Это поддержание жизни и здоровья, обеспечение его познавательного развития, обеспечение эмоционального благополучия, нравственное воспитание, воспитание манер поведения, способов взаимодействия, воспитание личностных свойств и качеств.

Как считал Ян Коменский, «обязанность родителей – сообща следить за воспитанием, цель которого в том, чтобы подрастающие дети научились быть полезными Богу, ближним и себе: прежде всего себе, но больше людям и всего больше Богу».

Следовательно, задачей семейного воспитания является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Также семейное воспитание детей неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

По мнению О.А. Карабановой, одной из важнейших функций современной семьи является удовлетворение потребности человека в счастье, а также в создании уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. [20, С. 13].

Как часто мы слышим утверждение: «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители? Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются? Родителей, которые всегда уверены в своей правоте, точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь. [27].

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, выражают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.

По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не говорит о том, что именно они хорошие родители для своих детей.

Мотивы родительства являются элементами более общей мо тивационной структуры личности. В связи с этим цели конкретной деятельности выстраиваются в соответствии с мотивационной и ценностной направленностью личности. Родительская деятельность реализуется человеком, в ценностной структуре, в котором данная сфера занимает определенное положение и находиться в непосредственной связи с другими сферами деятельности. По сколько ценностная структура личности является индивидуальным и достаточно устойчивым образованием, ее анализ в каждом конкретном случае дает возможность не только понимать природу родительского отношения и поведения, но и строить вполне реалистичные прогнозы. [20, С. 84]. Поэтому, дошкольное детство относиться не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности [9, С. 11].

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.

Воспитание в семье - это наша жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям, которые очень сложны, изменчивы и противоречивы. Поэтому достижение указанных целей в каждой семье обеспечивается своим стилем воспитания (см. приложение 3). Стиль жизни семьи как разновидность особенных признаков, свойственных только данной семье, является той средой, которую осваивает ребенок с младенчества. Формирование культуры поведения, духовно-нравственные ценности у ребенка определяются семьей. С младенчества ребенок учится вести себя за столом, в ванной комнате, действовать с предметами, игрушками — так приобретается сложный жизненный опыт. Одновременно закладывается фундамент для будущих жизненных игр [16, С. 92].

Воспитывает ребенка та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает на него положительное нравственно влияние, которая гармонично развивает его умственные и физические способности. В данном случае отдельные качества составляют, лишь периферию образа Я. Его центральное ядро описывается через понятие «общая самооценка», которое в концепции М.И. Лысиной характеризует «целостное отношение ребенка к себе», отражающих и неизбежно включающее отношение близких взрослых к нему. Оно переживается как целостное ощущение себя и становится ядром, центром сознания и самосознания ребенка.

И система средств, и все воспитательные воздействия, и организация всей воспитывающей среды должны быть так построены, чтобы побуждали ребенка к самовоспитанию, к самостоятельному стремлению трудиться, совершенствоваться [ 25, C. 45].

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

М. И. Лисина проследила развитие самосознания младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Дети с пониженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних, не ожидают от них успехов в школе и значительных достижения в дальнейшей жизни. В то же время встречается и завышенная самооценка. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят и за любые, даже мелкие достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают редко, система требования очень мягкая. [20, С. 108].

Особенности детско-родительских отношений часто являются причиной возникновения другого искажения в развитии личности ребенка, тесно связанного с самооценкой - застенчивости. Она связана с тем, что у некоторых родителей отношение к ребенку зависит от уровня его возможностей и достижений. Ребенку в таких семьях не дарована безусловная любовь. Чтобы быть любимым, ценным, желанным, он должен демонстрировать требуемые достижения.

Таким образом, семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.