Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Передача журналистских компетенций в социум




Параграф третий

 

В редакции СМИ, работающего по принципам журналистики 3.0, при наличии практически неограниченного количества источников информации: за год работы сервиса «Ты-репортер» в РИА «Новости» в нем приняло участие более 1,5 тысяч авторов, которые прислали более 3 тысяч материалов, среди которых 878 фотолент и 1038 видеорепортажей, – смысл и формы работы журналиста меняется полностью. Социум берет на себя всю рутинную часть деятельности по сбору и передаче информации, оставляя на журналиста творческую работу по редактированию и форматированию текстов.

Смысл и принципы работы журналиста меняются полностью. Другие функции потребуют другой структуры и других специальностей. По мнению Натальи Лосевой, руководителя Интернет-проектов РИА «Новости», ключевыми фигурами в новой редакции станут менеджеры по работе с информацией. На них будет возложена ответственность за новостийный Интернет-серфинг и работу с поступающей информацией от авторизованных и неавторизованных источников. Как результат их работы будет формироваться некий информационный полуфабрикат, с которым будут работать редакторы по тем или иным направлениям. В их задачу будет входить дополнительная проверка этих сообщений, которая позволит с максимальной вероятностью выявить первоисточник новости и, при необходимости, верифицировать ее с помощью своих агентов (авторизованных партнеров) из числа «гражданских журналистов» или местных СМИ, официальных источников и так далее. Кроме того, их деятельность выстроена из четкого понимания того факта, что аудитория перекормлена интерпретациями событий во френдлентах и других носителей информации (контента).

Поэтому побеждать в борьбе за внимание читателя будет то СМИ, которое сможет быстрее и полнее других давать исчерпывающий анализ, объяснение того, что происходит. В этом роль редакторов (обозревателей) будет преобладающей, поскольку ключевой задачей творческих сотрудников СМИ станет не поиск информации, а ее отбор, фильтрация, проверка, объяснение и интерпретация. Журналистика 3.0 будет не просто рассказывать новости, она будет их собирать, фильтровать и объяснять.

Конвергентная редакция нуждается в людях, которые смогут реализовать все новые технические возможности. Наталья Лосева, руководитель Интернет-проектов РИА «Новости», предлагает следующий перечень новых профессий[70]:

– Фотовидеокорреспондент, то есть такой, который может не только делать репортажные фотографии, но и работать с видеокартинкой: стендап, средний и крупный план, проходы и наезды и т.д.

– Видеооператор, необходимый в случае работы в большой студии при съемках, например, интервью.

– Twitter-репортер (онлайн-комментатор), на которого возлагается обязанность организовывать и поддерживать постоянный читательский ажиотаж вокруг публикуемой информации.

– Редактор пользовательского контента (UGC – users generation content), который работает с сообщениями, поступающими от активных поставщиков информации из числа непрофессиональных журналистов. (Не самый удачный термин, поскольку данная работа подразумевает все же не столько редактирование, сколько организаторскую, воспитательную, разъяснительную работу, поэтому предлагается и такое название для этой позиции – «текст-лидер», «контент-лидер» – В.П.).

– Универсальный журналист (рюкзачник), на которого возлагается обязанность присутствовать на различных выездных организованных пресс-мероприятиях (пресс-конференции, брифинги и т.д.).

Далее органичной частью конвергентной редакции являются специалисты по визуализации:

– группа инфографики: художники, 3D-дизайнеры и художники, флэш-программисты, аниматоры и карикатурист,

– группа выпуска,

– мультимедийный редактор,

– иллюстратор,

– промоутер.

Оснащение всех журналистов, безусловно, должно быть самым современным и постоянно актуализируемым. В этой связи особенно интересен журналист-рюкзачник, который должен иметь при себе видео- и фотокамеру, диктофон, выносной микрофон-пушку и маленький микрофон-петлю, осветительную аппаратуру, ноутбук с библиотекой программ для быстрой отработки получаемой информации, приведения ее к стандартам, принятым в данном СМИ и пересылки ее редакторам, кофры, чехлы, рюкзаки, аккумуляторы, зарядники и т.д.

Для успешной работы по этой специальности помимо светлой головы и твердых знаний нужна еще и хорошая физическая подготовка. Но работа в режиме журналиста-рюкзачника дает непереоценимый профессиональный опыт, особенно на начальном этапе.

Другие функции потребуют и иной структуры компетенций и набора редакционных специальностей. Если сегодня основной творческий состав любой редакции это репортеры и корреспонденты, то в редакции ближайшего будущего журналисты, работающие в поле, будут редким, почти экзотическим видом. Более того, сам вид журналиста, бегом бегущего на какое-то событие будет ярким свидетельством его непрофессионализма и некомпетентности, или, в самом плохом случае, показателем некомпетентности и непрофессионализма его руководителей, не умеющих нормально организовать работу и соответственно показателем того, что СМИ, в котором они работают, в ближайшем будущем ждут большие перемены.

Основными людьми в редакции станут менеджеры по работе с информацией (текст-лидеры или контент-лидеры): те, кто будет эффективно с помощью мониторинговых инструментов «прочесывать» информационное пространство, выискивая новости, очищая их от повторов, проверяя и верифицируя, и, в итоге, формируя как полуфабрикат информационную карту.

Следующим этапом редакционного конвейера будет дополнительная проверка сообщений, которая позволит с максимальной вероятностью выявить первоисточник новости и, при необходимости, верифицировать ее с помощью своих агентов (авторизованных партнеров) из числа «гражданских журналистов» или местных СМИ, информации из официальных источников, видео силовых служб etc.

Вершиной редакции становится Редакционный совет (борд, деск), который должен в режиме реального времени принимать решения по поводу того, что давать по каналам своего СМИ с учетом информационной политики, рекомендаций маркетологов, психологов и юристов. Ключевой их задачей станет определение наиболее эффективных каналов распространения той или иной информации для достижения максимальной эффективности ее воздействия.

При этом логично возникают новые требования к передаваемому тексту, вызванные тем, что в традиционной редакции практически все тексты являются результатом большой предварительной работы с источником информации, а тексты формата UGC являются спонтанными.

Самой же главной проблемой редакции UGC признается возможность проникновения в создаваемый ею информационный поток непроверенной или откровенно ложной информации. Действительно, на первый взгляд, такая возможность существует: авторы – неавторизованные, то есть не связанные с редакций никакими моральными или материальными обязательствами, не прошедшие необходимого обучения, и даже сплошь и рядом в редакции отсутствует их достоверное изображение (фотография). Для продвижения заведомо ложной информации условия – лучше не придумаешь, тем блоее что ситуация усугубляется поставкой нескольких тысяч информационных сообщений из самых разных уголков страны и мира. Возникает вопрос: «Как обеспечить проверку поставляемой информации?»

Для этого необходимо организовать ряд мероприятий, среди которых автоматизация проверки текстов UGC и выстраивание работы с неавторизованными авторами, включая дифференцированную оплату труда неавторизованных авторов.

Создание программ автоматической проверки текстов формата UGC становится возможным путем привлечения методом стохастических (вероятностных) исчислений, среди которых наибольшую известность получила формула А.Можайского, или формула существования самолета. По ней можно установить, исходя из ряда заранее заданных условий, факт успешности эксплуатации самолета задолго до того, как он поднимется в воздух. Для редакционной проверки текстов неавторизованных авторов данную формулу на наш взгляд необходимо определенным образом изменить, просто на том основании, что, например, количество двигателей для СМИ является неактуальным, а вот факт присутствия автора непосредственно на месте события – крайне важен.

В таком случае формула вероятностной проверки присылаемого сообщения может выглядеть следующим образом:

Рис.10. Формула вероятностной проверки сообщения


 

 

где:

A – вероятность присутствия автора на месте описываемого в его сообщении события (9 – непосредственно присутствовал, 1 – рассказывает со слов),

B – вероятность прохождения события в месте передачи информации (проверяется по IP-адресу информации) (9 – описано событие, происходившее непосредственно в месте отправки сообщения, 1 – расстояние до события более критического размера, например, более 100 километров),

C – вероятность дополнительного редактирования (постороннего вмешательства) передаваемого сообщения (9 – сообщение прислано немедленно по завершении события или даже во время его совершения, 1 – прошло время, достаточное для редактирования, цензурирования сообщения),

Кроме того, возможны иные критерии достоверности сообщения. Например, наличие иллюстративного материала (9 – прислана видеокартинка, снятая мобильником автора, 1 – иллюстрации отсутствуют).

Значение N в знаменателе формулы означает количество вводимых критериальных значений.

Поправочные коэффициенты k показывают степень весомости, важности каждого из значений (0,9 – безусловно важное, 0,1 – совершенно не важное).

После введения каждого из значений и проведения необходимых расчетов у нас будет получаться интегрированный показатель достоверности информации. При этом значения от 1,0 до 3 могут показывать на явно недостоверную информацию. Значения от 4 до 6 покажут нам информацию, нуждающуюся в дополнительной проверке, например, по «Пульсу блогосферы» Яндекса или иной. Значения от 7 до 9,9 укажут на информацию, которой можно доверять и смело публиковать.

На втором этапе развертывания деятельности текст-лидер становится основным действующим лицом в системе мультимедийных конвергентных СМИ. Он как получает информацию от пользователей мобильной связи и Интернет, так и распространяет получаемую информацию в массовой аудитории и продает наиболее интересную информацию «старым» СМИ: прессе, радио, ТВ, информационным агентствам, и организует структурируемые информационные потоки, что крайне важно и является принципиально важным для мультимедийной, конвергентной журналистики.

Рис. 11 Принцип организации деятельности Текст-лидера

 

 


Указанные в схеме блоги являются составной частью блогосфер – открытых Интернет-платформ, предоставляющих возможности для полного самовыражения по принципу Петра I: «Чтобы дурь каждого сразу видна была». В настоящее время существуют следующие блогосферы: исторически первая – Livejournal, затем Liveinternet.ru и Diary.ru. В настоящее время свои блоговые сервисы предоставляют все поисковые машины: Блоги@mail.ru, блоги на Яндексе, блоги на Рамблере, блоги на Google и т.д.

Блоги бывают разные: личные (персональные, авторские, частные), псевдонимные или «призрачные», коллективные или социальные, корпоративные, рекламные и т.д. Существует сервис микро-блогов Twitter. Общее число блогов в Интернете в 2010 г. составило порядка 152 миллионов.

Особое место в Интернете занимают социальные сети – глобальные кабинетные сервисы. Кабинеты в социальных сетях называются аккаунтами. Крупнейшей социальной сетью в мире является Facebook, число аккаунтов которого превышает 500 миллионов. В России с огромным преимуществом лидирует социальная сеть ВКонтакте.

В настоящее время делаются лишь робкие попытки использовать потенциальные информационно-коммуникационные возможности блогосферы для осуществления массово-информационной деятельности. С этой точки зрения представляется возможным предложить в качестве теоретического проекта блогово-кабинетный информационный сервис (БКИС), предназначенный для создания информационных материалов на основе публикаций в блогах и в личных кабинетах пользователей. Редакции СМИ становятся информационными аттракторами, агрегаторами (точками сбора информации) от всех возможных источников информации региона. Причем, сами источники размещают свою информацию (тексты, видео, аудио, фото) самостоятельно на своих блогах (в своих кабинетах). Текст-лидеры (контент-менеджеры, контент-лидеры – в настоящее время терминология только устанавливается) СМИ выбирают самое актуальное и интересное и создают на основе этих материалов тексты требуемых форматов, размещают на страницах региональных изданий или на полосах центрального издания, а также на лентах региональных новостей.

Принцип действия:

1) пользователь БКИС размещает в своем блоге или в личном кабинете ту или иную информацию (текст, фото, видео, аудио) и самостоятельно сообщает Текст-лидеру об этом, либо тот получает требуемую информацию, сканируя новостной поток «своей» ленты новостей.

2) Текст-лидер, если сочтет указанную информацию достойной внимания, а также если обнаружит информационный поток на данную тему, литературно обрабатывает данную информацию, создает на основе опубликованных фото, видео– и аудио-материалов конвергентный текст и публикует его в ленте новостей. Кроме того, Текст-лидер определяет размер оплаты поставщику информации.

3) Редакторыданного СМИмогут забирать наиболее интересные и актуальные новости для размещения на Интернет-сайте СМИ, а также для других ресурсов, включая специально создаваемых для освещения тех или иных социальных акций, а также для передачи (продажи) иным СМИ.

Основные принципы:

1. Поставлять информацию может любой пользователь БКИС (с перспективой привлечения пользователей мобильной связи).

2. Весь опубликованный контент – оплачивается. Оплата – только сдельная с премиями за наиболее актуальный контент.

3. Предпочтение в публикации контента предоставляется зарегистрированным пользователям.

4. Наиболее активные пользователи могут вырастать в региональных текст-лидеров (после специального обучения).

5. Массовая аудитория читает информацию с сайта (частично бесплатно, самое интересное – за деньги). Традиционные СМИ публикуют информацию со ссылкой по подписке.

Рис.11. Схема работы БКИС:

 


Цифры на схеме:

1. – информация от незарегистрированных (случайных) пользователей,

2. – информация от зарегистрированных пользователей,

3. – экспорт заголовков из блогов и личных кабинетов в ленту заголовков (для отслеживания текст-лидерами информационного тренда),

4. – выборка текст-лидером наиболее актуальной информации, создание конвергентных текстов (текст, видео-, аудио-, фото-),

5. – формирование ленты новостей из конвергентных материалов,

6. – отбор наиболее читаемых материалов и их обработка (комментирование специалистами и ньюсмейкерами),

7. – формирование рубрики «Главные новости» из прокомментированных наиболее актуальных новостей,

8. – формирование рубрики «Информационные акции»,

9-10. – экспорт новостей в «Исходящий сервер» для рассылки подписчикам,

11. – каналы рассылки новостей подписчикам и пополнения баланса поставщикам контента,

12. – каналы делового общения текст-лидеров и пользователей (учеба, уточнения, корректировки, передача анонсов),

13. – каналы корректировки общего информационного поля.

БКИС можно использовать как полноценный информационно-коммуникационный ресурс общего пользования (СМИ), а можно – как специализированный, тематический. Например, в качестве информационно-коммуникационного канала для инноваторов, который условно назван «Ratio».

Он должен представлять собой трехпотоковый информационно-коммуникационный канал, один из потоков которого составляют сообщения инноваторов, а другой – потенциальных инвесторов (заказчиков). Кроме того, третий поток информации должны составить сообщения из мира инновационной деятельности в России. Она должна быть выражена в виде ленты новостей, в которой размещаются сообщения, выбранные редакторами из общего информационного потока, посвященного деятельности научных лабораторий, конструкторских бюро, из Патентного ведомства России и подобной информации.

А вот информация инноваторов и инвесторов размещается в кабинетах (блогах). Это обеспечивает, с одной стороны, персонализацию и авторизацию размещенной в нем информации. С другой стороны, таким образом обеспечивается возможность индивидуализированной коммуникации инноватора и инвестора, а также возможность создания временных научно-исследовательских коллективов для решения определенных задач.

Текст-лидер может выбирать из последних обновлений в кабинетах наиболее интересную по его мнении информацию о тех или иных разработках и размещать ее как в общей ленте новостей, так и в специализированных лентах: «Наиболее актуальные разработки», «Социальный заказ», либо в тематических, таких как, например «Аукцион идей», «Требуется идея», «Ярмарка разработок».

Графически схему этого ресурса можно представить таким образом:

Рис.12. Информационно-коммуникационный ресурс «Ratio»

 

 

 


Таким образом, все общество, гражданское общество превращается в ключевого арбитра по внедрению тех или иных разработок и инноваций, с одной стороны, устраняя на пути изобретателей и ученых последние бюрократические субъективные препоны, с другой стороны, наглядно показывая тем же инноваторам, в чем, собственно, в каких разработках в наибольшей степени это самое общество заинтересовано.

В итоге получается сбалансированная картина спроса-предложений на рынке инноваций и создаем социально обоснованную систему стимулов инновационной деятельности, при которой становится возможным, кроме того, наладить контроль гражданского общества за финансированием инновационной деятельности.

Можно данный принцип использовать и при создании информационно-коммуникационного ресурса на темы художественной культуры с условным названием «Art World Wide» (идея такого ресурса принадлежит руководителю интернет-проектов РИА «Новости» Наталье Лосевой).

В нем в виде отдельных кабинетов агрегатируются интернет-сайты различных музеев, выдающихся деятелей искусства, различного рода структуры, обслуживающих сферу художественной культуры: учебные заведения, реставрационные мастерские и лаборатории, аналитические институты службы сервиса (страховые, логистические, и иные компании).

Кроме того, создаются кабинеты, посвященные отдельным картинам и иным произведениям искусства (скульптуре, архитектуре и т.д.). В этих кабинетах агрегатируется вся возможная опубликованная информация о том или ином произведении искусства, начиная от рассказа о причинах появления замысла этого памятника культуры, этапы и хронология его создания, история жизни, включающая владельцев, продажи и перепродажи, путешенствия по миру, проведенные реставрации, маршруты путешествий с выставками и показами и многого другого.

В настоящее время вся эта информация доступна лишь для крайне узкого круга искусствоведов, причем, специализирующихся именно на какой-то отдельной тематике, либо на одной-единственной картине (скульптуре).

Как бы то ни было, развитие концепции UGC и каналов массовой информации в виде информационно-коммуникационных сервисов является наиболее перспективным и ему принадлежит будущее.

Такая ситуация является пока принципиально новой для российской журналистики. Можно прогнозировать, что принятие новой схемы работы в качестве одной из основных для mass media будут сопровождаться значительными усилиями по консервации прежней структуры. Будут попытки сломать самих текст-лидеров и принудить их работать в «нормальном режиме». Выживут на переломе деятельностной парадигмы немногие. Но им достанется весь рынок. Остальные будут представлять интерес лишь для специалистов по истории журналистики.


Глава третья




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.