Каждому классу, исключая начальные, приказом по школе назначается классный руководитель. Обратимся к истории, истокам этой должности в российских учебных заведениях. До 1917года в мужских гимназиях функции классного руководителя выполняли классные наставники, а в женских – классные дамы (должность введена Уставом 1871года). В их обязанности входило следить за поведением учащихся. 1918год. Воспитательная работа возлагается на всех учителей школы. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодежи политического сознания. Для внеурочной воспитательной работы с каждой учебной группой выделялись отдельные учителя - групповоды. Но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, различной отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу. Это и послужило причиной ликвидации института классного наставничества. Однако с середины 20 годов прошлого столетия кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи. А в 1931году утверждена Наркомпросом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входило работа с отдельными учащимися или с группой, с родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательной работы. 1934год, групповоды переименовываются в классные руководители. И с этого времени до начало 1960 года никаких кардинальных изменений в работе классного руководителя не происходило. Начиная с 60-х. годов велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта работы классных руководителей. Продолжался поиск новых форм, методов и приемов в воспитании учащихся. Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в конце 80-х, вновь привлекло внимание к проблеме воспитания детей и роли классного руководителя в ее решении. С1989 года в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель», в ходе которого определились приоритетные направления в деятельности классного руководителя. В центре его внимания находилась личность воспитанника, его защита и развитие. По проблеме содержания воспитания педагогами и учеными было предложено множество программ, из которых классный руководитель выбирал приемлемую для работы с детьми. На сегодня в школах России работают с детьми не освобожденные классные руководители, кураторы в высших и средних учебных заведениях и воспитатели в группе продленного дня.
Задание. Составьте хронологию развития профессии классного руководителя схематично (таблица, «лесенка», возможно рисунком).
Задание. Заполните таблицу, используя учебники педагогики и журнал «Классный руководитель», «Педагогика», «Воспитание школьника» и другие источники.
Не освобожденный классный руководитель
Освобожденный классный руководитель.
Куратор.
Задачи, содержание деятельности.
Задачи, содержание деятельности.
Задачи, содержание деятельности.
Задачи и направления в работе классного руководителя.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса. Целью всей деятельности классного руководителя в современной школе является максимальное развитие каждого ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального, духовного, умственного и физического совершенствования. Исходя из этой цели, основными задачами классного руководителя в педагогической науке названы следующие:
Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с цель подбора для него определенного вида деятельности, где школьника может ожидать успех,
Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно – ценные отношения и создание крепкого, работоспособного коллектива.
Создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий жизни школьника.
Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащихся.
Воспитание чувств, привитие оптимистического мировоззрения, полноценное проживание школьной жизни.
Задание. Приведите примеры реализации классным руководителем одной из задач в вашей школе.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассмотрим основные направления в работе классного руководителя, т.е. содержание работы с детьми не зависимо от возраста школьников.
Направление.
Содержание.
Пример из вашей школьной жизни.
Познаватель- ное.
Расширение кругозора учащихся, приобщение к чтению, развитие любознательности, интеллекта, овладение научными знаниями.
Трудовое..
Создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживания, общественно – полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу.
Спортивное.
Культивировать здоровый образ жизни, формировать силу, выносливость, пластичность, красоту человеческого тела.
Общественное.
Содействовать социализации личности школьника, приобщение их к активному преобразованию действительности.
Ценностно – ориентировочное.
Направлено на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях.
Общение.
Осуществлять помощь в организации досуга школьников, коллективной учебной и трудовой деятельности.
Художественное.
Развитие чувственного мироощущения, чувство прекрасного, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям.
Функциональные обязанности классного руководителя.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности.
Деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.
Задание. Выпишите из учебника педагогики содержание функций.
Ориентируясь на эти задачи, классный руководитель выполняет следующие функции:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление