Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории вопроса




Каждому классу, исключая начальные, приказом по школе назначается классный руководитель.
Обратимся к истории, истокам этой должности в российских учебных заведениях.
До 1917года в мужских гимназиях функции классного руководителя выполняли классные наставники, а в женских – классные дамы (должность введена Уставом 1871года). В их обязанности входило следить за поведением учащихся.
1918год. Воспитательная работа возлагается на всех учителей школы. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодежи политического сознания. Для внеурочной воспитательной работы с каждой учебной группой выделялись отдельные учителя - групповоды. Но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, различной отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу. Это и послужило причиной ликвидации института классного наставничества.
Однако с середины 20 годов прошлого столетия кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи. А в 1931году утверждена Наркомпросом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входило работа с отдельными учащимися или с группой, с родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательной работы.
1934год, групповоды переименовываются в классные руководители.
И с этого времени до начало 1960 года никаких кардинальных изменений в работе классного руководителя не происходило.
Начиная с 60-х. годов велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта работы классных руководителей. Продолжался поиск новых форм, методов и приемов в воспитании учащихся.
Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в конце 80-х, вновь привлекло внимание к проблеме воспитания детей и роли классного руководителя в ее решении.
С1989 года в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель», в ходе которого определились приоритетные направления в деятельности классного руководителя. В центре его внимания находилась личность воспитанника, его защита и развитие.
По проблеме содержания воспитания педагогами и учеными было предложено множество программ, из которых классный руководитель выбирал приемлемую для работы с детьми.
На сегодня в школах России работают с детьми не освобожденные классные руководители, кураторы в высших и средних учебных заведениях и воспитатели в группе продленного дня.

Задание. Составьте хронологию развития профессии классного руководителя схематично (таблица, «лесенка», возможно рисунком).


Задание. Заполните таблицу, используя учебники педагогики и журнал «Классный руководитель», «Педагогика», «Воспитание школьника» и другие источники.


Не освобожденный классный руководитель Освобожденный классный руководитель. Куратор.
Задачи, содержание деятельности. Задачи, содержание деятельности. Задачи, содержание деятельности.

Задачи и направления в работе классного руководителя.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.
Целью всей деятельности классного руководителя в современной школе является максимальное развитие каждого ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального, духовного, умственного и физического совершенствования.
Исходя из этой цели, основными задачами классного руководителя в педагогической науке названы следующие:

  • Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с цель подбора для него определенного вида деятельности, где школьника может ожидать успех,
  • Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно – ценные отношения и создание крепкого, работоспособного коллектива.
  • Создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий жизни школьника.
  • Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащихся.
  • Воспитание чувств, привитие оптимистического мировоззрения, полноценное проживание школьной жизни.


Задание. Приведите примеры реализации классным руководителем одной из задач в вашей школе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассмотрим основные направления в работе классного руководителя, т.е. содержание работы с детьми не зависимо от возраста школьников.

Направление. Содержание. Пример из вашей школьной жизни.
Познаватель- ное. Расширение кругозора учащихся, приобщение к чтению, развитие любознательности, интеллекта, овладение научными знаниями.  
Трудовое.. Создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживания, общественно – полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу.  
Спортивное. Культивировать здоровый образ жизни, формировать силу, выносливость, пластичность, красоту человеческого тела.  
Общественное. Содействовать социализации личности школьника, приобщение их к активному преобразованию действительности.  
Ценностно – ориентировочное. Направлено на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях.  
Общение. Осуществлять помощь в организации досуга школьников, коллективной учебной и трудовой деятельности.  
Художественное. Развитие чувственного мироощущения, чувство прекрасного, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям.  



Функциональные обязанности классного руководителя.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности.

Деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

Задание. Выпишите из учебника педагогики содержание функций.

Ориентируясь на эти задачи, классный руководитель выполняет следующие функции:

Аналитическая.

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.