Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К семинарским и практическим занятиям




Курс, 4 семестр

Направление 050100.62 Педагогическое образование.

 

1. Анализ мировых воспитательных систем.

2. Асоциальное поведение школьников.

3. Базовые теории воспитания и развития личности. (Теория и технологии нравственного, эстетического, экологического, патриотического, правового и др. направлений воспитания)

4. Воспитание в контексте современной образовательной парадигмы.

5. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы

6. Зарубежные технологии свободного воспитания.

7. Коллективное воспитание в современных условиях. Комплексный подход к воспитанию.

8. Компьютерная диагностика воспитанности.

9. Личность воспитателя.

10. Методологические основы воспитательного процесса.

11. Методы коррекции поведения.

12. Молодежные и детские воспитательные организации.

13. Народная педагогика о воспитании детей в семье.

14. Общая характеристика воспитательных технологий.

15. Педагогика здоровья (здоровьесберегающие технологии в школе).

16. Перспективы педагогики А.С. Макаренко в современной школе.

17. Проблемы и трудности воспитания современных школьников.

18. Противоречия в воспитательном процессе.

19. Распространение идей свободного воспитания в России.

20. Роль образования в формировании культурно-нравственных ценностей молодежи и общества в целом.

21. Руководство самовоспитанием школьников.

22. Самоуправление в школе и классе.

23. Система и структура воспитания.

24. Современный классный руководитель.

25. Социально-духовные ценности современных школьников.

26. Сравнительный анализ эффективности технологий.

27. Традиции семейного воспитания в России.

28. Традиции семейного воспитания за рубежом (на примере одной из зарубежных стран)

29. Трансформация методов воспитания в системе образования.

30. Трансформация понятия воспитанности в современном мире.

31. Характеристика гуманистических концепций содержания воспитания

32. Цели и содержание воспитания.

 

 


ЗАДАНИЯ

 

 

КАЖДЫЙ СТУДЕНТ НЕ ПОЗДНЕЕ 26.04 ДОЛЖЕН ВЫСТУПИТЬ С ПЕРЕЗЕНТАЦИЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ТЕМЫ (тему взять у преподавателя, согласовать дату выступления).

Содержательный план рассказа:

- анализ источниковедческой базы по теме (минимум 1 монография и з статьи: представляется письменный конспект источников, выполненный в рабочей тетради).

- история вопроса (проблемы).

- содержательная часть.

- современное видение в российской и мировой педагогической науке и практике.

 


 

28.03 09.00-10.35 Семинар Система форм, методов и приемов воспитания. Сульфат

 

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновение категории «воспитание». Основные аспекты. Особенности.

2. Типы и виды воспитания. Содержание, задачи и функции, логика воспитательного процесса.

3. Цели и задачи современного воспитательного процесса.

4. Гуманистический подход как основа современного воспитания.

5. Личность как ведущая ценность гуманистической педагогики.

6. Аксиологический подход и его основные характеристик.

7. Диалектика воспитательного процесса.

8. Объективные противоречия воспитательного процесса.

9. Субъективные противоречия воспитательного процесса.

10. Основные группы форм воспитательной работы с учащимися: формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, классные часы и т.п.); познавательные формы (походы, экскурсии, фестивали и т.п.); развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники» и т.п.).

11. Многообразие классификаций методов воспитания.

12. Характеристика методов воспитания (на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания):

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, пример, диспут, анализ ситуаций);

- методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);

- методы стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение, наказание и т.д.);

- методы контроля и самоконтроля;

- методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчёт, самоодобрение, самоосуждение и т.д.)


Основные педагогические понятия.

Метод - это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метод воспитания -это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прием -это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средство воспитания -это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Из истории вопроса.

Развитие методов воспитания в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию в различные исторические эпохи. Например, в средние века наиболее часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в основном цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинение личности сложившимся устоям. Эти методы присущи всем авторитарным системам воспитания.

Задание. Приведите пример применения этих методов. Дайте оценку правильности на ваш взгляд выбора этих методов воспитания в той ситуации, о которой вы говорите.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С развитием капиталистических отношений потребовались методы, побуждающие молодое поколение к самостоятельному мышлению, активной индивидуальной и социальной деятельности, умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей жизни, общаться с другими людьми в различных группах и коллективах. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и другое.

Рассмотрим отношение классиков педагогики к методам воспитания. Например, Гербарт считал, что только методы авторитарного воспитания замечания, упрек, осуждение смогут сформировать маленького ребенка как личность. А методы формирования сознания надо использовать в старшем возрасте.

Задание. Как по - вашему прав ли Гербарт? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В России Миллер - Красовский в 1859 году издает книгу «Законы воспитания» где основными методами воспитания указаны принуждение и наказание. Этой же точки зрения придерживался Н.Д.Виноградов, который в своих трудах указывал, что методы педагогического воздействия (наказание, замечания, осуждение) основные в деле воспитания молодого поколения.

Спор по этому вопросу идет многие века. Примером тому служит мнение Ж..Ж..Руссо, который придерживался идеи гуманного воспитания. Его точку зрения разделяли Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, С.Т.Шацкий.

В России после октября 1917года были предприняты попытки к разработке новых подходов к методам воспитания. В частности А.С.Макренко не рекомендовал предъявлять требования, если педагог не уверен, что они будут выполнены.

Разработке методов воспитании посвящены работы И.Ф.Харламова, Н.И.Болдырева, Ф.Ф.Королева, Г.И.Щукиной и т.д.

Основные подходы к классификации методов воспитания.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов.

Задание. В учебниках педагогики разных авторов найдите подходы к классификации методов воспитания. Сделайте записи двух на ваш выбор классификаций. Какая классификация на ваш взгляд приемлема для вас как будущего педагога? Почему вы так считаете?


Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания.

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший, оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания.

Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

  1. Цели и задачи воспитания.


Задание. Приведите пример, когда задачи воспитания (на практике) определяли методы работы с детьми.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Покажите на примере как при одних и тех же задачах воспитания выбираются разные методы с учетом возраста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание.

Приведите примеры методов воспитания вас как личности в связи с вашими индивидуальными особенностями.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия воспитания. Сюда относятся отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

Задание.
Приведите примеры методов воспитания, которыми пользовались педагоги
на первом курсе и на ВТОРОМ. Есть ли разница? можно ли это объяснить изменением взаимоотношений в группе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29.03 09.00-10.35 10.45-12.20 Семинар Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях Сульфат

 

1. Воспитательный процесс и ее построение.

2. Конструктивная деятельность педагога по организации воспитательного процесса.

3. Понятие законов и закономерностей воспитания. Характеристика основных закономерностей воспитания.

4. Характеристика принципов воспитания. Правила и принципы воспитания.

5. Воспитательная деятельность и ее основные аспекты.

6. Технология воспитательной деятельности.

7. Характеристика содержания воспитания (реализм целей, совместная деятельность детей и взрослых, самоопределение, личностная направленность воспитания, добровольность, коллективная направленность).

Задание. Приведите примеры на предложенные ниже закономерности воспитания.

  1. Чувство защищенности, уверенности в своей нужности и спокойствия у воспитанников зависит от атмосферы любви и общего положительного протекания педагогического взаимодействия.
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Чем содержательнее и целесообразнее построена и организованна разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъективную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно - мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоциональная активность.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно - двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод по всей теме. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Понятие о семье. Характеристика современной семьи.
Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей.
Она дает человеку представление о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного поведения.
Рассмотрим развитие семьи, семейных отношений в историческом плане.
В первобытно – общинном обществе семья …(продолжи ответ опираясь на знание истории)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабовладельческий строй. Семья ……
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Феодальный строй. Семья …..
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Капиталистическое общество, Семья……
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Советский период в России. Семья……
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И.Г.Песталоцци первым доказал, что основы последующего природосообразного развития ребенка необходимо заложить в семье, которую он называл «святилищем храма» нравственной природы человека. Семья с младенческого возраста заботится о ребенке, и школьное воспитание может быть успешным, по мнению великого педагога, только в том случае, если оно полностью согласованно с семейным. В отечественной педагогике эти идеи развивались К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, П.Ф.Каптыревым, С.Т.Шацким.

К главным функциям семьи относятся:

  • генеративная, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода. Семья без детей духовно неполноценна.


Задание. Зачем семье дети? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Функция первичной социализации воспитанников обусловлена тем, что ребенок должен постепенно входить в обществ. Чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной и первоначальной социальной единице.


Задание. Приведите пример первичной социализации ребенка в семье.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • экономическая и хозяйственно- бытовая.


Задание. Напишите, как вы понимаете эту функцию семьи. Можно показать на примере.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • гедонистическая. Ее принято называть функцией здоровых сексуальных отношений. Связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно, как потребность в еде, жилище и т. д. Поверхностное отношение к физической близости, нерегулярные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия.
  • рекреационная психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения. Здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.

Воспитание детей не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во – первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», а это основа руководства к действиям и поведению в будущем. Во–вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Семь – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество в последующие периоды.

В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.


Семейное воспитание – это сложная и многогранная система.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Каковы же задачи семейного воспитания?

Они состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений в семье;
  • оптимальность взаимоотношений в семье;
  • оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Содержание семейного воспитания.

Семейное воспитание охватывает все направления:

  1. Умственное.

Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Физическое.

Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Трудовое.

Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Эстетическое.

Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Экономическое.

Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нравственное.


Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В последние годы возросла роль религиозного воспитания.

Задание. Выскажите, аргументировано свое отношение к религиозному воспитанию в семье.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемы современной семьи и пути их разрешения.

Характеризуя современную семью, можно выделить следующие проблемы.

1. Резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение материального обеспечения «богатых» семей. Естественно растет напряжение в обществе. Как это проявляется? Приведите пример. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений. Приведите пример. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности.

Приведите пример. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Усиление бродяжничества детей и подростков.

Приведите пример. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Резкое увеличение безнадзорных детей, появление беспризорности, которая была ликвидирована в России в 30-е годы и не была допущена в годы Великой Отечественной войны. Приведите пример. Разведите понятия беспризорность и безнадзорность

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многие педагоги и психологи в своих работах отмечают, что многое в семейных отношениях зависит от резкого падения авторитета родителей.

А.С.Макаренков лекции «О родительском авторитете» дает характеристику различным видам родительского авторитета.

Задание. Прочитайте до конца эту статью. С какими взглядами А.С.Макаренко на семейное воспитание вы не согласны? Аргументируйте свой ответ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите еще несколько примеров проблем, которые встречаются в современной семье.

Кризис современной российской семьи связан только с резким изменением социального фона, в котором она находится, с медленной адаптацией семьи к новым социально – экономическими условиями или есть еще что – то? Выскажите свою позицию по данному вопросу.


04.04 09.00-10.35 Семинар Защита проекта ВС Школа как воспитательная система. Сульфат

 

1. Педагогическая поддержка в воспитании.

2. Воспитатель и воспитанник. Особенности взаимодействия в воспитании.

3. Базовые теории воспитания и развития личности

4. Развитие личности как педагогическая проблема.

5. Среда, наследственность и воспитания как факторы развития личности.

6. Теории воспитания. Характеристика воспитательной системы. Функции, особенности.

7. Воспитательные системы прошлого и настоящего.

8. Авторские школы как экспериментальные образовательные учреждения: школы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга; школа самоопределения А.Н. Тубельского.

 

 


 

11.04 09.00-10.35 Семинар Классный руководитель в современной школе. Сульфат

 

1. Сущность и стороны педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия: феномен авторитета, феномен фасилитации, феномен взаимопонимания, феномен доверия, феномен отраженной субъектности.

2. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Виды педагогического общения: социально-ориентированное, личностно-ориентированное.

3. Классификация стилей педагогического общения и руководства: авторитарный, попустительский (либеральный), демократический (сотрудничество).

4. История возникновения должности «классный руководитель».

5. Функции классного руководителя: обучающие, воспитывающие, развивающие.

6. Основные направления деятельности классного руководителя: формирование положительной Я-концепции, навыков сотрудничества, мировоззрения (нравственный, эмоциональный, волевой компоненты) детей, потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, развитие познавательного интереса.

7. Сущность и цели внеклассной и внешкольной воспитательной работы классного руководителя.

Задание. Заполните пропуски в таблице. При работе с таблицей используйте учебники педагогики Л.П.Крившенко, П.И.Пидкасистого, Л.Д.Столяренко.

Работать можно в парах, в группе не более 4 человек.

 

Автор подхода к содержанию воспитания Содержание воспитания по предложенному подходу Плюсы данного содержания Минусы данного содержания.
Традиционный подход с 1917 – 1990г. Цель – воспитание всесторонне развитой личности. Направления: умственное, идейно – политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. Была разработана программа по содержанию воспитания для всех классов. Классному руководителю было легко планировать работу с учащимися. Подвергнут критике за функционализм и внеличностную направленность.
О.С.Газман.после 1990 года. Базовая культура личности.   Личность ученика, развитие его личностных качеств выступаеткак цель воспитания, а культура общества, ее элементы, состовляющие-знания, опыт являются содержанием и средством воспитания.  
Н.Е.Щуркова      
       


Задание. Какой из описных подходов с вашей точки зрения более разумный? Почему вы так думаете? Попытайтесь аргументировано доказать свою позицию.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.361 сек.