КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К семинарским и практическим занятиям
Курс, 4 семестр Направление 050100.62 Педагогическое образование.
1. Анализ мировых воспитательных систем. 2. Асоциальное поведение школьников. 3. Базовые теории воспитания и развития личности. (Теория и технологии нравственного, эстетического, экологического, патриотического, правового и др. направлений воспитания) 4. Воспитание в контексте современной образовательной парадигмы. 5. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы 6. Зарубежные технологии свободного воспитания. 7. Коллективное воспитание в современных условиях. Комплексный подход к воспитанию. 8. Компьютерная диагностика воспитанности. 9. Личность воспитателя. 10. Методологические основы воспитательного процесса. 11. Методы коррекции поведения. 12. Молодежные и детские воспитательные организации. 13. Народная педагогика о воспитании детей в семье. 14. Общая характеристика воспитательных технологий. 15. Педагогика здоровья (здоровьесберегающие технологии в школе). 16. Перспективы педагогики А.С. Макаренко в современной школе. 17. Проблемы и трудности воспитания современных школьников. 18. Противоречия в воспитательном процессе. 19. Распространение идей свободного воспитания в России. 20. Роль образования в формировании культурно-нравственных ценностей молодежи и общества в целом. 21. Руководство самовоспитанием школьников. 22. Самоуправление в школе и классе. 23. Система и структура воспитания. 24. Современный классный руководитель. 25. Социально-духовные ценности современных школьников. 26. Сравнительный анализ эффективности технологий. 27. Традиции семейного воспитания в России. 28. Традиции семейного воспитания за рубежом (на примере одной из зарубежных стран) 29. Трансформация методов воспитания в системе образования. 30. Трансформация понятия воспитанности в современном мире. 31. Характеристика гуманистических концепций содержания воспитания 32. Цели и содержание воспитания.
ЗАДАНИЯ
КАЖДЫЙ СТУДЕНТ НЕ ПОЗДНЕЕ 26.04 ДОЛЖЕН ВЫСТУПИТЬ С ПЕРЕЗЕНТАЦИЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ТЕМЫ (тему взять у преподавателя, согласовать дату выступления). Содержательный план рассказа: - анализ источниковедческой базы по теме (минимум 1 монография и з статьи: представляется письменный конспект источников, выполненный в рабочей тетради). - история вопроса (проблемы). - содержательная часть. - современное видение в российской и мировой педагогической науке и практике.
Вопросы для обсуждения: 1. Возникновение категории «воспитание». Основные аспекты. Особенности. 2. Типы и виды воспитания. Содержание, задачи и функции, логика воспитательного процесса. 3. Цели и задачи современного воспитательного процесса. 4. Гуманистический подход как основа современного воспитания. 5. Личность как ведущая ценность гуманистической педагогики. 6. Аксиологический подход и его основные характеристик. 7. Диалектика воспитательного процесса. 8. Объективные противоречия воспитательного процесса. 9. Субъективные противоречия воспитательного процесса. 10. Основные группы форм воспитательной работы с учащимися: формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, классные часы и т.п.); познавательные формы (походы, экскурсии, фестивали и т.п.); развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники» и т.п.). 11. Многообразие классификаций методов воспитания. 12. Характеристика методов воспитания (на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания): - методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, пример, диспут, анализ ситуаций); - методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций); - методы стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение, наказание и т.д.); - методы контроля и самоконтроля; - методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчёт, самоодобрение, самоосуждение и т.д.)
Метод - это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Метод воспитания -это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Прием -это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Средство воспитания -это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие методов воспитания в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию в различные исторические эпохи. Например, в средние века наиболее часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в основном цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинение личности сложившимся устоям. Эти методы присущи всем авторитарным системам воспитания. Задание. Приведите пример применения этих методов. Дайте оценку правильности на ваш взгляд выбора этих методов воспитания в той ситуации, о которой вы говорите. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрим отношение классиков педагогики к методам воспитания. Например, Гербарт считал, что только методы авторитарного воспитания замечания, упрек, осуждение смогут сформировать маленького ребенка как личность. А методы формирования сознания надо использовать в старшем возрасте. Задание. Как по - вашему прав ли Гербарт? Обоснуйте свой ответ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В России Миллер - Красовский в 1859 году издает книгу «Законы воспитания» где основными методами воспитания указаны принуждение и наказание. Этой же точки зрения придерживался Н.Д.Виноградов, который в своих трудах указывал, что методы педагогического воздействия (наказание, замечания, осуждение) основные в деле воспитания молодого поколения. Спор по этому вопросу идет многие века. Примером тому служит мнение Ж..Ж..Руссо, который придерживался идеи гуманного воспитания. Его точку зрения разделяли Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, С.Т.Шацкий. В России после октября 1917года были предприняты попытки к разработке новых подходов к методам воспитания. В частности А.С.Макренко не рекомендовал предъявлять требования, если педагог не уверен, что они будут выполнены. Разработке методов воспитании посвящены работы И.Ф.Харламова, Н.И.Болдырева, Ф.Ф.Королева, Г.И.Щукиной и т.д. Основные подходы к классификации методов воспитания. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Задание. В учебниках педагогики разных авторов найдите подходы к классификации методов воспитания. Сделайте записи двух на ваш выбор классификаций. Какая классификация на ваш взгляд приемлема для вас как будущего педагога? Почему вы так считаете?
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший, оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание. Покажите на примере как при одних и тех же задачах воспитания выбираются разные методы с учетом возраста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание. Приведите примеры методов воспитания вас как личности в связи с вашими индивидуальными особенностями. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Условия воспитания. Сюда относятся отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Задание. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Воспитательный процесс и ее построение. 2. Конструктивная деятельность педагога по организации воспитательного процесса. 3. Понятие законов и закономерностей воспитания. Характеристика основных закономерностей воспитания. 4. Характеристика принципов воспитания. Правила и принципы воспитания. 5. Воспитательная деятельность и ее основные аспекты. 6. Технология воспитательной деятельности. 7. Характеристика содержания воспитания (реализм целей, совместная деятельность детей и взрослых, самоопределение, личностная направленность воспитания, добровольность, коллективная направленность). Задание. Приведите примеры на предложенные ниже закономерности воспитания.
3. Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно - мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоциональная активность. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понятие о семье. Характеристика современной семьи. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабовладельческий строй. Семья …… И.Г.Песталоцци первым доказал, что основы последующего природосообразного развития ребенка необходимо заложить в семье, которую он называл «святилищем храма» нравственной природы человека. Семья с младенческого возраста заботится о ребенке, и школьное воспитание может быть успешным, по мнению великого педагога, только в том случае, если оно полностью согласованно с семейным. В отечественной педагогике эти идеи развивались К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, П.Ф.Каптыревым, С.Т.Шацким. К главным функциям семьи относятся:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитание детей не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во – первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», а это основа руководства к действиям и поведению в будущем. Во–вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Семь – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество в последующие периоды. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы:
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
Содержание семейного воспитания. Семейное воспитание охватывает все направления:
Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
Задание. Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В последние годы возросла роль религиозного воспитания. Задание. Выскажите, аргументировано свое отношение к религиозному воспитанию в семье. Проблемы современной семьи и пути их разрешения. Характеризуя современную семью, можно выделить следующие проблемы. 1. Резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение материального обеспечения «богатых» семей. Естественно растет напряжение в обществе. Как это проявляется? Приведите пример. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений. Приведите пример. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности. Приведите пример. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Усиление бродяжничества детей и подростков. Приведите пример. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Резкое увеличение безнадзорных детей, появление беспризорности, которая была ликвидирована в России в 30-е годы и не была допущена в годы Великой Отечественной войны. Приведите пример. Разведите понятия беспризорность и безнадзорность _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Многие педагоги и психологи в своих работах отмечают, что многое в семейных отношениях зависит от резкого падения авторитета родителей. А.С.Макаренков лекции «О родительском авторитете» дает характеристику различным видам родительского авторитета. Задание. Прочитайте до конца эту статью. С какими взглядами А.С.Макаренко на семейное воспитание вы не согласны? Аргументируйте свой ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приведите еще несколько примеров проблем, которые встречаются в современной семье. Кризис современной российской семьи связан только с резким изменением социального фона, в котором она находится, с медленной адаптацией семьи к новым социально – экономическими условиями или есть еще что – то? Выскажите свою позицию по данному вопросу.
1. Педагогическая поддержка в воспитании. 2. Воспитатель и воспитанник. Особенности взаимодействия в воспитании. 3. Базовые теории воспитания и развития личности 4. Развитие личности как педагогическая проблема. 5. Среда, наследственность и воспитания как факторы развития личности. 6. Теории воспитания. Характеристика воспитательной системы. Функции, особенности. 7. Воспитательные системы прошлого и настоящего. 8. Авторские школы как экспериментальные образовательные учреждения: школы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга; школа самоопределения А.Н. Тубельского.
1. Сущность и стороны педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия: феномен авторитета, феномен фасилитации, феномен взаимопонимания, феномен доверия, феномен отраженной субъектности. 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Виды педагогического общения: социально-ориентированное, личностно-ориентированное. 3. Классификация стилей педагогического общения и руководства: авторитарный, попустительский (либеральный), демократический (сотрудничество). 4. История возникновения должности «классный руководитель». 5. Функции классного руководителя: обучающие, воспитывающие, развивающие. 6. Основные направления деятельности классного руководителя: формирование положительной Я-концепции, навыков сотрудничества, мировоззрения (нравственный, эмоциональный, волевой компоненты) детей, потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, развитие познавательного интереса. 7. Сущность и цели внеклассной и внешкольной воспитательной работы классного руководителя. Задание. Заполните пропуски в таблице. При работе с таблицей используйте учебники педагогики Л.П.Крившенко, П.И.Пидкасистого, Л.Д.Столяренко. Работать можно в парах, в группе не более 4 человек.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |