Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические работы




Вопросы.

Вопросы.

Практические работы.

Занятие 2.

Тема. Научные основы специальной педагогики.

Задание 1.

1. По Л.С. Выготскому развитие психики аномальных детей подчиняется тем же самым основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.

1) Положение о неравномерности психического развития, которая обусловлена, во-первых, активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка, во-вторых, тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных.

2) Развитие психики это процесс количественно-качественных и структурных преобразований.

3) Положение о пластичности нервной системы и основанной на этом способности к компенсации: чем меньше ребенок, тем он более раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а следовательно - компенсаторными возможностями.

4) Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Общеизвестно положение о единстве и взаимодействии биологического и социального факторов в процессе развития. Однако, у этого единства две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития. На первых этапах жизни ребенка большую роль играет биологическое начало, тогда как позднее наибольшее предпочтение отдается социальному фактору. Во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии более простых психических функций велика роль биологического фактора, в развитии более сложных психических функций - социокультурных.

1. Покажите общность и своеобразие проявления данных закономерностей при нарушенном развитии.

2. Приведите примеры внутрисистемной и межсистемной компенсации.

3. В чем заключается специфика реализации специальных принципов в системе специального образования применительно к детям с нарушениями речи?

Задание 2.

Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития.

Согласно А.А. Леонтьеву (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.) патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т.е. как нарушение языковой способности. В случаях патологии речи возникает вопрос о возможности или невозможности общения.

С психолингвистической точки зрения выделяются следующие формы речевой патологии:

-собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и ВПФ (например, шизофрения)

-речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазия)

-речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (глухота)

-речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временной задержкой психического развития

-речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы (заикание).

1. Укажите наличие речевого нарушения в общей структуре основного дефекта при различных вариантах психического дизонтогенеза.

2.Какие можно выделить формы речевой патологии?

Задание 3. Обзор журналов: "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" и др.

1.Составление библиографического списка.

2.Составление аннотации к статьям.

3.Реферирование статьи (по выбору студента).

Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

Задание 1.

1.В современной научной литературе "педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах."(Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.