Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронология Смутного времени




Лето 1603 года – Лжедимитрий открывается в Брагине Адаму Вишневецкому

Октябрь 1604 года – в пределах России появляется Лжедмитрий I с войском.

13 апреля 1605 года – умер царь Борис Годунов.

10 июня 1605 года – убиты царь Феодор Борисович и его мать царица Мария. Самозванец провозглашается в Москве царем Дмитрием Иоанновичем.

17 мая 1606 года – Лжедмитрий свергнут с престола и убит.

19 мая 1606 года – царем провозглашен Василий Шуйский.

3 июня 1606 года – в Москву принесены мощи царевича Димитрия.

3 июля 1606 года – интронизация патриарха Гермогена.

1606-1607 гг. – восстание Болотникова.

19 июня 1607 -года - преставление святого патриарха Иова

Июль 1607 года – в Стародубе появился Лжедмитрий II.

1 июня 1608 года Лжедмитрий II обосновался в Тушино.

Сентябрь 1608 года – начало осады Троице-Сергиева монастыря.

Сентябрь 1609 года – начало осады Смоленска поляками.

Январь 1610 года – окончание осады Троице-Сергиева монастыря.

Март 1610 года – прекратил свое существование лагерь Лжедмитрия II в Тушино.

6 мая 1610 – умер князь Михаил Скопин-Шуйский.

17 июня 1610 года – свергнут царь Василий Шуйский.

19 июня 1610 года – Василий Шуйский насильно пострижен в монашество.

5 июля 1610 года – отряд Сапеги захватил Пафнутьев Боровский монастырь. Убит бывший архимандрит Троице-Сергиева монастыря преподобномученик Иоасаф.

Ночь с 21 на 22 сентября 1610 года – поляки вступают в Москву и в Кремль.

11 декабря 1610 года – в Калуге убит Лжедмитрий II.

Вторая половина декабря 1610 года – патриарх св. Гермоген пишет первую грамоту, призывающую народ на освобождение Москвы.

Январь 1611 года – Прокопий Ляпунов начинает формировать в Рязани первое ополчение.

Март 1611 года – первое ополчение достигает Москвы.

Начало июня 1611 года – поляки штурмом овладели Смоленском.

22 июня 1611 года – убит Прокопий Ляпунов, первое ополчение начинает распадаться.

Июль 1611 года – шведы при помощи русского изменника овладели Новгородом.

Начало августа 1611 года – патриарх св. Гермоген посылает свою последнюю грамоту.

Конец августа 1611 года – в Нижнем Новгороде начинается движение за создание ополчения для освобождения Москвы.

1 сентября 1611 года – нижегородцы избирают Косму Минина земским старостой.

Октябрь 1611 года – князь Дмитрий Михайлович Пожарский принимает начальство над вторым ополчением.

17 февраля 1612 года – мученическая смерть св. патриарха Гермогена.

Конец февраля 1612 года – второе ополчение выступает из Нижнего Новгорода.

Начало апреля 1612 года – второе ополчение вступает в Ярославль.

14 августа 1612 года – второе ополчение подошло к Троице-Сергиеву монастырю.

20 августа 1612 года – основные силы второго ополчения достигли Москвы.

22-24 августа 1612 года – сражение между вторым ополчением и войском гетмана Ходкевича на окраинах Москвы.

25 августа 1612 года – Ходкевич отступаем от Москвы.

22 октября 1612 года – казаки, примкнувшие ко второму ополчению, овладевают Китай-городом.

25 октября 1612 года – подписан договор об условиях капитуляции польского гарнизона Кремля.

27 октября 1612 года – начало сдачи польского гарнизона.

21 февраля 1613 года – Земский Собор в Москве избирает на царство Михаила Феодоровича Романова.

11 июля 1613 года – Михаил Феодорович Романов венчается на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

_____________________

* * *

 

Май 1616 года – умер Косма Минин.

20 апреля 1642 года – умер князь Д. М. Пожарский.

 


[1] Статья была написана в 2006 году к 400-летию восшествия на Патриарший престол святителя Гермогена, затем исправлена и дополнена в 2007-2013 годах. Этот текст последний раз исправлен 1 октября 2013 года.

[2] «Сказание о Чете» содержит ряд несообразностей, из-за чего некоторые историки скептически расценивают рассказ о татарском происхождении Годуновых.

[3] Мать Бориса Годунова скончалась в монашестве с именем Снандулия.

[4] Горсей Джером. «Записки» Джерома Горсея / Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – М., 1989. – С. 145-146.

[5] Нагие – тверские бояре, переехавшие в Москву в княжение Иоанна III.

[6] Имя Димитрий носил и первенец царя Иоанна IV, рожденный царицей Анастасией Романовой, и трагический погибший в 1553 году во время паломничества царской семьи в Кирилло-Белозерский монастырь. Эта поездка была предпринята вопреки совету преподобного Максима Грека. Когда «мамка» царевича с младенцем Дмитрием на руках сходила по сходням с корабля, сходни перевернулись, и ребенок утонул.

[7] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. – С. 23-24.

[8] Афанасий Феодорович Нагой скончался около 1593 года. О нем см.: Виноградов А. Судьба резидента. Афанасий Нагой, дипломат и шпион // Родина. – 2004. - № 12. – с. 71-74; О семействе Нагих см.: Шереметев С.Д. По поводу родословия Нагих // Известия Русского генеалогического общества. – Вып. 1. – с. 3-6.

[9] Царевич Димитрий имел и второе («прямое») имя Уар. Вероятно имя Уар дано было ему при крещении, но есть и иное объяснение: «прямое имя» – второе имя, в честь святого, в день памяти которого родился младенец, если оно не нарекалось при крещении как основное христианское имя.

[10] В Ярославской области.

[11] Или с июля 1584 года.

[12] Князь Федор Иванович Мстиславский являлся первым боярином Думы в течение 36 лет, служа семи царям. С его смертью в 1622 году пресекся род Мстиславских в России.

[13] Горсей Джером. «Записки» Джерома Горсея / Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – М., 1989. – С. 164.

[14] Горсей Джером. «Записки» Джерома Горсея / Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – М., 1989. – С. 164.

[15] В состав королевства Магнуса входила лишь небольшая часть Ливонии.

[16] Курганов А. Люди Смутного времени. – М., 2008. - С. 219.

[17] В источниках и литературе Мария Колобова иногда именуется Марией Самойловой, по имени ее мужа Самойлы (Самуила).

[18] Суворин А.С. О Дмитрии Самозванце; критические очерки с приложением нового списка следственного дела о смерти царевича Димитрия. – СПб., 1906.

[19] Беляев И.С. Следственное дело об убиении царевича Димитрия в Угличе 15 мая 1591 г. Его разбор в связи с новооткрытым завещанием А.А. Нагого и группировкой свидетелей по алфавитному указателю. – М., 1907.

 

[20] Клейн В. Дело розыскное 1591 года про убийство Царевича Димитрия Ивановича на Угличе. – М., 1913.

[21] Маслов А.А., Маслов А.В. Смертельный трон: Загадки последних дней правителей России. – Ростов-на-Дону, Краснодар, 2010. - С. 233.

[22] Александр Васильевич Маслов (1939-2004) – один из ведущих российских судебных медиков, профессор кафедры Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова.

[23] Маслов А.А., Маслов А.В. Смертельный трон: Загадки последних дней правителей России. – Ростов-на-Дону, Краснодар, 2010. - С. 233.

[24] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 312.

[25] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 45.

[26] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 43.

[27] Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе / Таймасова Л. Трагедия в Угличе. Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года? – М., 2006. - С. 429.

[28] Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе / Таймасова Л. Трагедия в Угличе. Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года? – М., 2006. - С. 437.

[29] Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе / Таймасова Л. Трагедия в Угличе. Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года? – М., 2006. - С. 437.

[30] Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе / Таймасова Л. Трагедия в Угличе. Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года? – М., 2006. - С. 439.

[31] Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе / Таймасова Л. Трагедия в Угличе. Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года? – М., 2006. - С. 442.

[32] Кобрин В.Б. Гробница в Московском Кремле / Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк. – М., 1992. – с. 83-130.

[33] Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-биографические очерки: XVI - XVII вв. – М., 1994. – С. 62.

[34] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 312. См.: Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе / Таймасова Л. Трагедия в Угличе. Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года? – М., 2006. - С. 457.

[35] На севере нынешней Свердловской области.

[36] См.: Лобашков А.М. История ссыльного колокола. – Ярославль, 1988. Впрочем, существует мнение, что подлинный ссыльный угличский колокол сгорел в Тобольске во время пожара 1677 года.

[37] Таймасова Л. Трагедия в Угличе. Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года? – М., 2006. – С. 291.

[38] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 313.

[39] О ней см.: Шереметев С.Д. Царевна Феодосия Федоровна. 1592-1594 гг. // Старина и новизна. – СПб., 1902. – Кн. 5. – с. 253-309.

[40] Платонов С. Борис Годунов. – М., 1999. – С. 180.

[41] Масса Исаак. Краткое известие о Московии в начале XVII в. / О начале войн и смут в Московии. – М., 1997. - С. 40.

[42] Маслов А.А., Маслов А.В. Смертельный трон: Загадки последних дней правителей России. – Ростов-на-Дону, Краснодар, 2010. - С. 155.

[43] Маслов А.А., Маслов А.В. Смертельный трон: Загадки последних дней правителей России. – Ростов-на-Дону, Краснодар, 2010. - С. 155.

[44] От этой же причины мог умереть царевич Иоанн Иоаннович. Отсутствие в захоронении его черепа не позволило подтвердить или опровергнуть рассказы современников о гибели царевича в результате полученной от руки отца раны в голову.

[45] Иов, святитель, патриарх Московский. Повесть о честнем житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Русии / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. – первая половина. – Л. 1-22.

[46] Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – Кн. 6. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 66.

[47] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. – Л. 49.

[48] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. – Л. 49.

[49] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. – С. 214.

[50] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. – С. 214.

[51] Буссов Конрад. Московская хроника / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. – С. 242.

[52] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. – С. 217.

[53] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. – С. 217.

[54] Царица Ирина Годунова (в иночестве Александра) преставилась в 1603 году. Ко времени смерти мужа она уже болела, возможно чахоткой.

[55] Отцом Михаила Васильевича был знаменитый воевода князь Василий Феодорович Скопин-Шуйский, прославившийся вместе с князем Иваном Шуйским во время героической обороны Пскова от войск Стефана Батория. Во время венчания на царство Феодора Иоанновича князь Василий Феодорович держал скипетр. Скончался он в 1595 году.

[56] Младшая ветвь Шуйских пресеклась во время репрессий в царствование Феодора Иоанновича.

[57] Царица Анастасия Романовна в 1547 году стала первой супругой Иоанна IV. Скончалась царица Анастасия в 1560 году.

[58] Князья Мстиславские были Гедиминовичами, то есть потомками великого князя Литовского Гедимина.

[59] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – Л. 251.

[60] Предположительно преподобный Дионисий Радонежский, но есть и другие версии.

[61] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – Л. 251.

[62] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – Л. 251-252.

[63] Известие оказалось ложным. Крымский хан в то время получил повеление султана выступить походом в Венгрию. Современники не исключали, что известие о походе хана в Россию измышлено было Годуновым.

[64] Крымским ханом в то время был Казы-Гирей по прозвищу Буря.

[65] «Временник» Ивана Тимофеевича Семенова / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. – С. 82-83.

[66] Так в тексте грамоты.

[67] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. – С. 253.

[68] В первом варианте «Сказания Авраамия Палицына» добавлено: «и богомерзостен» (Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 252).

[69] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 104.

[70] Брат Феодора Никитича. Погиб в 1602 году в заточении в Усолье-Луде близ Белого моря. По мнению современников, он был удавлен по приказу Бориса Годунова.

[71] Татьяна Феодоровна Романова (в замужестве княгиня Катырева-Ростовская) скончалась в 1611 году.

[72] Позже в 1606 году Лжедмитрий I сослал Симеона Бекбулатовича в Кирилло-Белозерский монастырь, где его постригли в монашество с именем Стефан. Умер он в 1616 году.

[73] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. - С. 299.

[74] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006. – С. 91.

[75] Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России. – СПб., 1874. – С. 270-271.

[76] Пискаревский летописец / Полное собрание русских летописей. – М., 1978. - Т. 34. – С. 202.

[77] «Временник» Ивана Тимофеевича Семенова / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. – С. 100.

[78] «Временник» Ивана Тимофеевича Семенова / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. – С. 100-101.

[79] «Временник» Ивана Тимофеевича Семенова / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. – С. 100.

[80] Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России. – СПб., 1874. – С. 271.

[81] Маржерет Жак. Записки / Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – М., 1989. - С. 212-213.

[82] Святая Иулиания преставилась в 1604 году. О ней: Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. – Сергиев Посад, 1892. Житие святой Иулиании составлено ее сыном: См.: Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульяне Осорьиной) / Исследование и подготовка текста Т.В.Руди. – СПб., 1996.

[83] Впрочем, Костомаров был не первым, кто выдвинул эту гипотезу. Боярской интригой появление самозванца объяснял Борис Годунов.

[84] Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: XVII – XVIII века. – М., 1994. – С. 68-69.

[85] Город Галич находится на территории современной Костромской области.

[86] Историками высказывалось предположение, что отцом Юрия Отрепьева был не Богдан-Тихон, а угличский сын боярский Богдан-Борислав Отрепьев.

[87] Впоследствии царь Алексей Михайлович позволил всем Отрепьевым именоваться фамилией Нелидовы.

[88] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006.

[89] После начала жизни в Москве.

[90] Иное сказание / Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – М., 1989. – С. 31.

[91] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006. – С. 288.

[92] Иное сказание / Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – М., 1989. – С. 31.

[93] Архимандрит Пафнутий был настоятелем Чудова монастыря с 1595 по 1604 год. С 1605 по 1611 год занимал Сарскую (Крутицкую) кафедру. О нем см.: Солодкин Я.Г. Пафнутий / Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб.,1998. – Вып. 3. – Ч. 3. – С. 23-25.

[94] В царствование Феодора Иоанновича в 1596 году установлено было празднование Собору московских святителей.

[95] Иное сказание / Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – М., 1989. – С. 31.

[96] Оба монаха происходили из небогатых дворян.

[97] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. – С. 352.

[98] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. – С. 352.

[99] Козляков В. Лжедимитрий I. – М., 2009. – примечания. - С. 237.

[100]

[101] Ныне относится к Ровенской области Украины.

[102] Подробнее о контактах Отрепьева с социанами см.: Пирлинг П. Названный Димитрий и польские ариане // Русская старина. – 1908. - № 4.

[103] То есть, укрыли.

[104] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 60-61.

[105] Король Речи Посполитой с 1587 по 1632 год. До избрания на польский престол – шведский принц из династии Ваза. Один из инициаторов Брестской церковной унии и гонений на православных в Речи Посполитой. В 1592-1599 годах являлся также королем Швеции.

[106] Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 2003. - С. 357.

[107] Козляков В. Лжедмитрий I. – М., 2009. – С.87.

[108] Пирлинг П. Россия и папский престол // Русская старина. – 1901. - № 12. – С. 624-625.

[109] Пирлинг П. Россия и папский престол // Русская старина. – 1901. - № 12. – С. 625.

[110] Папа Павел V в послании к Юрию Мнишку писал, видимо ошибочно, о том, что «Димитрия» обратили в католичество францисканцы.

[111] Климент VIII занимал папский престол с 1592 по 1605 год. Его сменил папа Лев XI. Следующим папой в том же 1605 году стал Павел V, занимавший престол до 1621 года.

[112] Будучи уже в Москве, Лжедмитрий I переписывался с папой Павлом V и с нунцием Рангони.

[113] Козляков В. Лжедмитрий I. – М., 2009. – С. 90.

[114] Козляков В. Лжедмитрий I. – М., 2009. – С. 90.

[115] Козляков В. Лжедмитрий I. – М., 2009. – С. 90.

[116] Курганов А. Люди Смутного времени. – М., 2008. – С. 139.

[117] Козляков В. Лжедмитрий I. – М., 2009. – С. 99.

[118] См.: Жалованная грамота Лжедмитрия I Юрию Мнишеку, Сандомирскому воеводе, на владение городами Северского княжества / Мархоцкий Н. История Московской войны. – М., 2000. – приложения. – С. 157-158.

[119] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 61.

[120] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 402.

[121] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С.403.

[122] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 403-404.

[123] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006. – С. 379.

[124] Маржерет Жак. «Записки» Жака Маржерета / Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – М., 1989. – С. 216.

[125] То есть, исповедаться и причаститься.

[126] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 63.

[127] Дмитриевский А.А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезундского Сумелийского монастыря. – Киев, 1899. - С. 232.

[128] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 409.

[129] О нем см.: Солодкин Я.Г. Исидор / Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1993. – Вып. 3. – Ч. 2. – С. 119-122.

[130] Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории / Хроники Смутного времени. – М., 1999. – С. 177.

[131] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 66.

[132] Варсонофьевский монастырь был упразднен в 1764 году. Монастырская Вознесенская церковь была сделана приходской.

[133] Дмитриевский А.А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезундского Сумелийского монастыря. – Киев, 1899. – С. 99.

[134] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006. – С. 105.

[135] В 1618 году икона по указу царя Михаила Феодоровича была передана в собор Знаменского монастыря в Курске.

[136] Буссов Конрад. Московская хроника // Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. – С. 283.

[137] Буссов Конрад. Московская хроника // Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. – С. 283.

[138] Буссов Конрад. Московская хроника // Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. – С. 283.

[139] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л.66.

[140] Козляков В. Лжедимитрий I. – М., 2009. – С. 144.

[141] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 111.

[142] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 437; Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 117.

[143] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006. – С. 115.

[144] Преподобный Адриан Монзенский преставился в 1610 году.

[145] Преподобный Никодим Кожеезерский преставился в 1640 году.

[146] Петрова Н. Скопин-Шуйский. – М., 2010. – С. 14.

[147] По свидетельству Арсения Элассонского, ранее Игнатий был епископом города Эриссо и Святой Горы Афон. Встречающееся иногда в литературе утверждение, что Игнатий был архиепископом Кипрским, не соответствует действительности.

[148] Дмитриевский А.А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезундского Сумелийского монастыря. – Киев, 1899. – С. 101-103.

[149] О патриархе Игнатии см. статьи: Левитский П. Игнатий, патриарх Московский // Христианское чтение. – 1886. – Т. 2; 1887. – Т. 1; Ульяновский В.И. Патриарх Игнатий в Греции, России и Речи Посполитой / Славяне и их соседи. Вып. 3: Католицизм и православие в средние века. – М., 1991. – с. 53-58; Булычев А.А. История одной политической компании XVII века. – М., 2004.

[150] Масса Исаак. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое правление нескольких государей / О начале войн и смут в Московии. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVIII-XX вв.). – М., 1997. – С. 96.

[151] Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории / Хроники Смутного времени. – М., 1999. – С. 179.

[152] Скрынников В.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990. – С. 157.

[153] Козляков В. Лжедимитрий I. – М., 2009. – С. 148.

[154] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 429.

[155] Богданов А.П. Русские патриархи: 1859-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 158.

[156] Козляков В. Лжедмитрий I. – М., 2009. – С. 189.

[157] Масса Исаак. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое правление нескольких государей / О начале войн и смут в Московии. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVIII-XX вв.). – М., 1997. – С. 102.

[158] Масса Исаак. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое правление нескольких государей / О начале войн и смут в Московии. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVIII-XX вв.). – М., 1997. – С. 121.

[159] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 113.

[160] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006. – С. 101.

[161] О Ксении Годуновой см. статью: Варенцовой Л.Ю. Царевна Ксения Годунова // Вопросы истории. – 2005. - № 1. – с. 131-136.

[162] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 432.

[163] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006. – С. 367.

[164] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 418.

[165] Флоря Б.Н. Польско-литовская интервенция и русское общество. – М., 2005. - С. 61.

[166] Масса Исаак. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое правление нескольких государей / О начале войн и смут в Московии. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVIII-XX вв.). – М., 1997. – С. 112.

[167] Дмитриевский А.А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезундского Сумелийского монастыря. – Киев, 1899. – С. 112.

[168] Записки гетмана Жолкевского о Московской войне. – СПб., 1871. - С. 25.

[169] Буссов Конрад. Московская хроника / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. - С. 295.

[170] Масса Исаак. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое правление нескольких государей / О начале войн и смут в Московии. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVIII-XX вв.). – М., 1997. – С. 115.

[171] Масса Исаак. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое правление нескольких государей / О начале войн и смут в Московии. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVIII-XX вв.). – М., 1997. – С. 115.

[172] Козляков В. Лжедимитрий I. – М., 2009. – С. 149.

[173] Масса Исаак. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое правление нескольких государей / О начале войн и смут в Московии. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVIII-XX вв.). – М., 1997. – С. 115.

[174] Современники и потомки нередко видели в Лжедмитрии предтечу антихриста. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Папа, Магомет служат предъизображением антихриста; самый близкий его образ – Гришка Отрепьев» (Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова Епископа Кавказского и Черноморского / Сост. игумен Марк (Лозинский). – М. - СПб., 1995. – С. 67).

[175] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 443.

[176] Цит. по: Среди иноков: Воспоминания о жизни в Троицко-Сергиевой Лавре. – М., 1906. - С. 166-167.

[177] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – Л. 115-116.

[178] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 445.

[179] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. – М., 1993. – Кн. 2. – С. 154.

[180] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. – Л. 69.

[181] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. – М., 1993. – Кн. 2. – С. 156.

[182] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. – Л. 69.

[183] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. – М., 1993. – Кн. 2. – С. 154.

[184] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. – М., 1993. – Кн. 2. – С. 156.

[185] В январе 1608 года Василий Шуйский вступил в брак с молодой княжной Екатериной Буйносовой, имя которой при этом было, по желанию царя, заменено. Она стала Марией. Патриарх Гермоген не советовал царю жениться, во избежание конфликта с младшими братьями, которые сами надеялись унаследовать престол.

[186] Подробная библиография трудов, посвященных патриарху Гермогену, дана в приложении к статье А. Затопляева. «Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, автор повести о явлении и чудесах Казанской иконы Пресвятой Богородицы» // Журнал Московской Патриархии. – 1979. - № 7. – С. 72 -78; см. также статью Н.Ф. Дробленковой в «Словаре книжников и книжности Древней Руси».

[187] См.: Платонов С.Ф. Статьи по русской истории. – СПб., 1903. – С. 231.

[188] Дробленкова Н.Ф. Гермоген / Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л.: Наука, 1988. – Вып. 2. – Ч. 1. – С. 153.

[189] От имени царицы-инокини Марфы в царствование Василия Шуйского рассылались грамоты, в которых она свидетельствовала об убийстве своего сына в Угличе и о самозванстве царствовавшего в Москве Дмитрия. Умерла Марфа в 1612 году в московском Кремле, возможно от голода.

[190] Праздник отменен в 1768 году.

[191] Общецерковный праздник отменен в 1768 году. Празднуется местно.

[192] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 459.

[193] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 460.

[194] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 460.

[195] Соловьев С.М. История России с древнейших времен / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 462.

[196] То есть профессиональным военным, находящимся в крепостной зависимости.

[197] Следует отметить, что пример первого самозванца породил множество подражателей. Явились в разных местах «царевичи» Клементий, Савелий, Семен, Василий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка и проч. Иные выдавали себя за вновь спасшегося Димитрия Иоанновича, другие – за сына Иоанна Грозного, третьи – за сына царевича Иоанна Иоанновича, четвертые – за сына царя Феодора Иоанновича.

[198] Существуют предположения, что это был бежавший из Москвы друг Лжедмитрия I Михаил Молчанов.

[199] См., например, книгу видного историка А.А.Зимина «В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России». – М, 1986; см. также: Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России. – М., 1975.

[200] Город на севере России, на территории нынешней Архангельской области.

[201] Ныне территория Брянской области.

[202] См. о нем: Памятники Смутного времени: Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы. – М., 2001.

[203] Ныне город Славгород, расположенный в Гомельской области Белоруссии.

[204] То есть, православным в Речи Посполитой.

[205] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 485-486.

[206] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 486. Также самозванцу служили перебежчики от Василия Шуйского.

[207] Буссов Конрад. Московская хроника / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. - С. 346.

[208] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 120.

[209] Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря. / Сост. архим. Амфилохий. - М., 1874. – С. 25.

[210] Ян Петр Павел Сапега (1569-1611) – племянник литовского канцлера Льва Сапеги. Александр Иосиф Лисовский (ум. 1616). В Россию он отправился, не надеясь на успешную карьеру в Польше, так как являлся участником мятежа против короля Сигизмунда III. В отряде Лисовского много было донских казаков. Служившие под началом Лисовского известны были под именем «лисовчаков».

[211] Карамзин Н. М. История Государства Российского. СПб., 1845. Кн. III. Т. XII. - С. 159.

[212] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 113-115.

[213] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 113.

[214] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 114.

[215] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 179-181.

[216] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря.// ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 81.

[217] Только за неполные шесть месяцев с 8 октября 1608 г. по 8 марта 1609 г. из монастыря была предпринята 41 вылазка. (См.: Выпись вылазкам из Троице-Сергиева монастыря на воров / Акты исторические. – СПб., 1841. – Т. II. – С. 211).

[218] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря.// ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 191.

[219] Эти двери с отверстием от ядра сохранились в Троицком соборе до настоящего времени.

[220] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря.// ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 205.

[221] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря.// ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 213.

[222] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря.// ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 213.

[223] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 217.

[224] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 219.

[225] Буссов Конрад. Московская хроника / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. - С. 349.

[226] Ульяновский В. Смутное время. – М., 2006. - С. 141.

[227] Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря. / Сост. архим. Амфилохий. - М., 1874. – С. 29.

[228] Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря. / Сост. архим. Амфилохий. - М., 1874. – С. 29.

[229] Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря. / Сост. архим. Амфилохий. - М., 1874. – С. 31.

[230] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 233-235.

[231] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 235.

[232] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 237.

[233] Есть города Юрьев-Польский и Юрьевец, который был известен также как Юрьевец-Повольский и находится недалеко от Кинешмы. Вероятно, Конрад Буссов имеет в виду Юрьевец-Повольский.

[234] Буссов Конрад. Московская хроника / Смута в Московском государстве (Россия начала XVII столетия в записках современников). - М., 1989. - С. 355.

[235] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 255.

[236] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 259.

[237] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 259.

[238] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 261.

[239] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // ПЛДР. Конец XVI — начало XVII веков. - М., 1987. - С. 265.

[240] Незадолго до смерти Скопина-Шуйского преподобный Иринарх взял этот крест обратно, а позднее дал его в благословение князю Д.М. Пожарскому.

[241] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 169.

[242] Горский Александр, прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. - М., 1857. - С. 123-124.

[243] Горский Александр, прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. - М., 1857. - С. 124.

[244] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - С. 96.

[245] Петрова Н. Скопин-Шуйский. – М., 2010. – С. 286.

[246] Петрова Н. Скопин-Шуйский. – М., 2010. – С. 288.

[247] Петрова Н. Скопин-Шуйский. – М., 2010. – С. 289.

[248] Скончалась вдова Василия Шуйского в 1626 году.

[249] Владислав родился в 1595 году. В 1633 году избран королем Речи Посполитой. Скончался в 1648 году.

[250] См.: Расспросные речи двух Романовских татар в Московском стане об убиении в Калуге Лжедимитрия II 14 декабря 1610 / Мархоцкий Н. История Московской войны. – М., 2000. – С. 174-175.

[251] То есть, от Вселенской Соборной Православной Церкви.

[252] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 235; Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 101.

[253] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 103-104.

[254] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 276.

[255] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 236.

[256] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 276.

[257] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 277.

[258] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 279.

[259] Михаил Глебович Салтыков (по прозвищу Кривой) был боярином Бориса Годунова. Перешел на сторону Лжедмитрия I. Участвовал в заговоре Василия Шуйского и свержении Лжедмитрия. Затем служил Лжедмитрию II и, наконец, королю Сигизмунду. Умер в Польше.

[260] Федор Андронов – купец-кожевник, один из ближайших сподвижников Лжедмитрия II. Затем перешел на службу к королю Сигизмунду, который пожаловал его в думные дворяне. Андронов был казначеем московского правительства, признававшего своим государем короля Сигизмунда. После освобождения Москвы Мининым и Пожарским Андронов был предан суду и казнен.

[261] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев С.М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 606.

[262] Богданов А.П. Русские патриархи: 1589-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 243; Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 107.

[263] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 107.

[264] Интересно, что Заруцкий попытался привлечь к участию в ополчении Яна Сапегу – племянника Литовского канцлера, полководца Лжедмитрия II, человека, «прославившегося» осадой Троице-Сергиева монастыря.

[265] Карташев А.В. Лекции по истории Русской Церкви. – М., 1991. - Том 2. - С. 15. Цитаты приводятся по Карташеву в связи с тем, что язык подлинника тяжеловат для современного читателя. Подлинный текст смотри: Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 106.

[266] Карташев А.В. Лекции по истории Русской Церкви. – М., 1991. - Том 2. - С. 15. См.: Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 106.

[267] Карташев. А.В. Лекции по истории Русской Церкви. – М., 1991. - Том 2. - С. 15; См.: Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. - Л. 107.

[268] В ноябре 1610 года Авраамий Палицын получил от короля Сигизмунда подтверждение прав Троице-Сергиева монастыря на его земли, в декабре льготы при сборе денег в полки, сумел он выхлопотать и подтверждение права сбора пошлин на «конской площадке» в Москве. (Флоря Б.Н. Польско-литовская интервенция в России и русское общество. – М., 2005. – С. 361).

[269] Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – Кн. 6. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 104.

[270] Соловьев С. М. История России с древнейших времен / Соловьев С. М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 639.

[271] Впоследствии участник Земского Собора, избравшего на царство Михаила Феодоровича Романова.

[272] Косьма Минин – сын соледобытчика Мины Анкудинова из Балахны – родился около 1570 года.

[273] Соколов А., прот. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Нижний Новгород, Саранск, 2005. – С. 55-56.

[274] Бантыш-Каменский Н.Н. Переписка между Россиею и Польшею по 1700 год, составленная по дипломатическим документам // Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. – 1860. – Ч. 2. – Кн. 1. – Отд. 2. – С. 116.

[275] Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – Кн. 6. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 109-110.

[276] Новый летописец / Полное собрание русских летописей. – СПб., 1910. – Т. XIV. – Л. 121.

[277] Тот самый, которым ранее благословлял Скопина-Шуйского.

[278] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 227-228.

[279] Впрочем, существует версия, что это событие произошло в конце 1612 года, то есть еще до избрания Михаила Феодоровича на царство.

[280] В литературе встречаются разные отчества Сусанина: Иванович, Осипович.

[281] Богдан Собинин был женат на дочери Ивана Сусанина Антониде.

[282] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – Т. 9-10 / Соловьев С.М. Сочинения. – Кн. V. – М., 1990. – С. 339.

[283] Наиболее полным исследованием личности и подвига Ивана Сусанина, а также связанных сэтим событием легенд, является исследование костромского краеведа Зонтикова. См.: Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. – Кострома, 1997.

[284] Богданов А.П. Русские патриархи: 1859-1700. – М., 1999. – Т. 1. – С. 187.

[285] Ткаченко В.А. Деулинское перемирие. – М., 1998.- С. 66.

[286] Ткаченко В.А. Деулинское перемирие. – М., 1998. - С. 69.

[287] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – Л. 245.

[288] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – Л. 246.

[289] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – Л. 246.

[290] Князь Василий Голицын умер, возвращаясь из плена.

[291] Архиепископ Сергий умер в Речи Посполитой. Точный год его смерти неизвестен.

[292] Ткаченко В.А. Деулинское перемирие 1618 г. – М., 1998. - С. 78.

[293] Ткаченко В.А. Деулинское перемирие 1618 г. – М., 1998. - С. 78.

[294] Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России: Избранное. – М.: Наука, 1996. - С. 248.

[295] Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – Кн. 6. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 127.

[296] Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – Кн. 6. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 277.

[297] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 9-10 / Соловьев С.М. Сочинения. – Кн. V. – М., 1990. – С.256.

[298] Платонов С. Ф.Лекции по русской истории. – М., 1993. – С. 350.

[299] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. – С. 351.

[300] Сказание Авраамия Палицына / подготовка текста О.А. Державиной и Е.В. Колосовой, под ред. Л.В. Черепнина. – М. – Л.: изд. Академии Наук СССР, 1955. – С. 29.

[301] Соловьев С. М. История России с древнейших времен / Соловьев С. М. Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 639.


[i] Рака с мощами святого царевича Димитрия подверглась разорению французами в 1812 году. Мощи царевича были выброшены французами и спасены затем священником Иоанном Вениаминовым. Настоятель Архангельского собора протоиерей Арсений Тяжелов рассказывал об этом так. «Вознесенского Девичьего монастыря священник Иван Яковлевич Вениаминов, захваченный однажды неприятелями для несения ноши, был приведен ими с оною в Архангельский собор. Здесь увидел он св. иконы ободранными, облачения разбросанными по помосту, и множество соломы, картофеля, хлеба и бочек с вином. Обозревая далее собор, заметил и св. мощи Царевича Димитрия лежащими вне раки на соломе. Мгновенно решившись сохранить сию святыню от дальнейшего поругания, он, когда Французы после обеда заснули, вынес оные под одеждою из собора и, пришедши в Вознесенский монастырь, положил внутри алтаря соборной церкви на хорах второго яруса.

Спустя около месяца по изшествии неприятелей из столицы, сей священник скончался: впрочем перед смертию объявил он родному своему брату, Казанскому в Сущеве священнику Василию о месте, в коем он сокрыл нетленные и св. мощи царевича Димитрия, а сей донес о том преосвященному Августину, по прибытии его в столицу. По указанию священника, мощи обретены были в присутствии многих духовных и светских лиц и тогда же перенесены в Архангельский собор». (См.: Тяжелов Арсений, прот. Из событий 1812 года во время занятия Москвы французами // «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». – М., 1869. - № 8).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.26 сек.