КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальность программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Вертикаль»
Возраст обучающихся - 14-17 лет Срок реализации - 2 года
Авторы — Суханова Лариса Викторовна, педагог дополнительного образования ДДТ высшей квалификационной категории, руководитель Школы гармоничного воспитания для старшеклассников Буленкова Наталия Викторовна педагог дополнительного образования ДДТ высшей квалификационной категории, методист Школы гармоничного воспитания для старшеклассников
Программа корректировалась в 2007, 2015годах
Санкт–Петербург
СОДЕРЖАНИЕ Актуальность программы Замысел программы Адресность программы Целевое назначение программы Условия реализации программы Содержание программы Технология реализации программы Новизна Ожидаемые результаты Методы отслеживания результативности Содержание программы 1-го года обучения Содержание программы 2-го года обучения Учебно-методический комплекс 1-го года обучения Учебно-методический комплекс 2-го года обучения Список литературы для педагогов Список литературы для учащихся ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Социальный портрет участников клуба «Вертикаль» Приложение 2.Домашние задания для Хозяина и Хозяйки Приложение 3.Карта психолого-педагогического наблюдения Приложение 4.Проективная методика И. Медведевой и Т.Шишовой по определению уровня комфортности окружающего мира Приложение 5. Результаты проведения проективной методики «Несуществующее животное» Приложение 6. Методика Дембо-Рубинштейна «Моя самооценка» Приложение 7.Тест «Незаконченные предложения» Сакса и Леви ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дискуссионного психологического клуба «Вертикаль» является дополнительной образовательной программой, имеющей социально – педагогическую направленность. Программа ориентирована преимущественно на старшеклассников, возрастной диапазон участников может варьироваться от 14 до 17 лет. Особенностью нашей программы является то, что она появилась благодаря инициативе педагогов и родителей. Программа была создана в 2007 году по заявкам Дому детского творчества от классных руководителей школ Петроградского района и родителей учащихся. Взрослые были обеспокоены проблемой социальной незрелости старшеклассников, их неготовностью к преодолению жизненных трудностей, к правильному выбору в сложных ситуациях. Программа направлена на формирование системы сопровождения и поддержки взросления и адаптацию старшеклассников во взрослой жизни. Содержанием программы стал материал психологии личности, психологии делового и межличностного общения, психологии и педагогике семьи. Занятия по программе проводятся в течение двух лет, общее количество часов за 2 учебных года – 144 часа. Эта программа была разработана как часть комплексной образовательной программы Школы гармоничного воспитания для подростков, которая работает во Дворце детского творчества Петроградского района города Санкт–Петербурга более 20 лет. «Оставьте меня в покое, но не бросайте меня одного…». Эрих Берн Подростковый возраст – один из самых сложных этапов развития личности. Этот возрастной период характеризуется неуравновешенностью за счет физиологических изменений в организме. Подростки легко переходят от агрессии к депрессии, часто тревожны, неуверенны в себе. В подростковом возрасте снижается авторитет взрослых, ровесники становятся более значимыми, чем взрослые, и как результат возникает феномен возрастной субкультуры: языка, музыки, вкуса, образа жизни. Но это совсем не значит, что взрослые подростку не нужны. Лояльность, терпимость и гибкость взрослых гарантирует сохранение нормальных отношений. Подросток – это своего рода эмоциональная батарейка, которая заряжается от взрослых. Если его окружает атмосфера доверия и позитива, то он идет дальше, к взрослости, как человек, способный отвечать за себя, свои поступки. Сегодня проживание подросткового возраста осложнено влиянием на детей социальной ситуации с огромными рисками и неподготовленностью самих детей вследствие проблем в проживании предыдущих этапов детства, из которого выпали такие компоненты как игра, свободное общение, самостоятельный социальный опыт. Результаты психологических исследований показывают, что сегодняшние подростки отличаются повышенной тревожностью, депрессиями, инфантильностью. Просиживание часами перед компьютером ведет к постепенной утрате способности к самореализации, самоуправлению, решению трудных задач и конструктивному общению, что зачастую приводит подростков к употреблению наркотиков и алкоголя. Так в документе «Национальная стратегия действий в интересах детей» от 1.07 2012 года указывается негативное влияние компьютерных технологий на подрастающее поколение, на рост девиантного поведения. В современном мире старшеклассники по-новому смотрят на себя и свое место в жизни, они не готовы просто слушать советы старшего поколения, так как полагают, что живут в другие времена. Социологи отмечают, что в настоящее время в России отсутствуют условия для реального участия подростков в серьезных общественно-значимых делах, в получении опыта созидания и сотворчества, что ведёт к отсутствию веры в себя, разочарованию, к инфантильности или к протестным моделям поведения. Современный подросток инфантилен, часто пассивен и одинок. Семье самостоятельно справится с такими проблемами порой невозможно, образовательной школе с ее многочисленными программами, требованиями ЕГЭ тоже сложно. Именно дополнительное образование в настоящее время в состоянии помочь подросткам и родителям в решении этих проблем. При современном уровне развития технологий родителям становится все сложнее оберегать ребенка от вредных идей и опасностей, которые несут Интернет, телевидение, окружающий мир. Прогресс не остановить, и мы предлагаем родителям не тратить силы на бесполезную борьбу, а развить в ребенке способность мыслить. Ребята научатся рассуждать нестандартно, формировать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения. Мы постараемся научить подростков думать, анализировать самые сложные темы и мыслить творчески, укрепить взаимное доверие между подростками и родителями. В качестве решения обозначенных выше задач, мы предлагаем программу дискуссионного психологического клуба «Вертикаль». Замысел программы: В соответствии с Типовым положением об образовании учащихся дополнительного образования от 26.06.2012 года воспитание лидеров, активных участников общественной жизни является одной из главных задач в дополнительном образовании старшеклассников. Дополнительное образование обладает необходимым потенциалом для социализации старшеклассников через реализацию их потребностей в общении, в успехе, возможность развития творческого потенциала личности и получение первых допрофессиональных навыков. Программа дискуссионного психологического клуба «Вертикаль» использует ресурсы дополнительного образования для решения обозначенных выше проблем. В соответствии с традициями дополнительного образования программа является практико-ориентированной и направлена на овладение и применений компетенции в общении с окружающими. Принципиально важно ведение программы для социального сообщества, от отношений в котором во многом зависит состояние подростка, - для классного коллектива. Кроме того, мы реализуем программу в сотрудничестве с родителями и ориентируем участников на применение конструктивных моделей поведения со своими родными и близкими. Программа способствует развитию стабильного эмоционального состояния у старшеклассников, содействует активизации межличностных отношений в коллективе, улучшению семейных отношений, способствует развитию доверительных, уважительных отношений к взрослым, родителям, учителям, создает условия для эффективного использования свободного времени, то есть позволяет качественно улучшить социальные условия развития ребёнка в настоящем, и, как следствие, повысить и его готовность к встрече с будущим.
Адресность программы: Программа дискуссионного психологического клуба «Вертикаль» рассчитана на учащихся одного класса, возраст которых находится в диапазоне от 14 до 17 лет. В течение учебного года программу посещают четыре класса. Учащиеся должны быть готовы к участию в программе в течение двух лет. Участие в программе - добровольное. Целевое назначение программы: Главное целевое назначение программы - социализация подростков. Программа затрагивает разные направления социализации подростков: духовно-нравственная социализация, коммуникативная социализация, профессиональная и трудовая социализация, семейная социализация, досуговая социализация. Образовательная программа клуба направлена на выполнение поставленной в ФГОС второго поколения задачи создания на основе союза школы и учреждения дополнительного образования единого пространства духовно-нравственного развития обучающихся.
Цель программы: создать условия для успешной социализации старшеклассников и повышения их готовности к самостоятельной взрослой жизни посредством формирования социальной компетентности и гармонизации отношений с окружающим миром и людьми. Задачи программы: Образовательные: · Познакомить старшеклассников с их личностными особенностями, сориентировать на дальнейшее самопознание. · Научить правилам и техникам позитивного общения, методам конструктивного разрешения конфликтов. · Повысить готовность к формированию и развитию отношений в семье через взаимную заботу, понимание, интерес и уступки. · Расширить знания о типах профессий и их особенностях, научить выбирать профессию через взаимосвязь «хочу», «могу» и «надо». · Обогатить представления о различных формах досуга и способах его организации, сформировать стремление к культуросообразному досугу. Развивающие: · Способствовать развитию лидерских качеств и раскрытию потенциала и творческих способностей учащихся. · Помочь в профессиональном самоопределении личности в рамках дополнительного образования путем встреч с людьми интересных и важных профессий. · Развить понимание роли организаторских способностей, формировать умение работать в коллективе. · Повысить уверенность обучающихся в себе и их способность к эмпатии, к пониманию других людей. · Способствовать становлению эмоциональной стабильности, снизить внутреннее напряжение, научиться приёмам саморегуляции. · Научить старшеклассников принимать взвешенные решения и брать ответственность на себя за их последствия. Воспитательные: · Формировать позитивное отношение к себе, к сверстникам, к взрослым (учителям, родителям), умение доброжелательно и уважительно взаимодействовать с людьми. · Способствовать развитию доверительных, уважительных отношений к взрослым, родителям, учителям. · Научить понимать и принимать себя и других людей такими, какие они есть. · Формировать владение компетенциями в сфере конструктивного диалогового общения. · Побудить радоваться успехам своих близких, друзей, одноклассников. · Развивать интерес к активным формам проведения досуга. · Развивать созидательную инициативу, уверенность в себе. · Формировать интерес к профессиональной и трудовой деятельности, ощущение своей конкурентноспособности. · Помочь сориентироваться в мире профессий, прежде всего, типа «человек-человек» и определиться с будущей профессией.
Программа дискуссионного психологического клуба «Вертикаль» - это программа социально-педагогической направленности. В рамках реализации программы происходит формирование, прежде всего, личностных универсальных действий обучающихся, так происходит изменения в системе отношений, взглядов ученика к себе, к людям, к жизни. Организация занятий вовлекает школьников в планирование, организацию и подведение итогов встреч, в групповое и коллективное общение, благодаря чему происходит развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Условия реализации программы: Программа дискуссионного психологического клуба «Вертикаль» рассчитана на два года. В программе участвуют учащиеся 14-17лет 8-11 классов школ Петроградского района. Занятия проводятся один раз в месяц, 16 тематических встреч в течение двух лет. Нашими единомышленниками являются классные руководители и родители. Участие в программе является добровольным, в принятии решения участвуют и обучающиеся и их родители. Условием реализации программы является психологическая компетентность педагога, программа может быть реализована педагогами со специальной подготовкой и психологами образовательных учреждений. Выбор тем опирается на возрастные особенности, интересы и запросы подростков. На первых встречах проводится анкетирование учащихся для выявления их вопросов, которые учащиеся хотят обсудить, проблем, трудных ситуаций, с которыми они столкнулись в жизни. Важным условием реализации программы является использование следующих технологий: · Арт-терапия · Игровая деятельность · Коллективная творческая деятельность · Проблемное обучение · Проективные технологии · Метод воспитывающих ситуаций На занятиях мы моделируем различные ситуации и различные варианты развития этих ситуаций, что позволяет осмыслить и закрепить полученные знания. Встречи направлены на самоопределение, умение рефлексировать, носят действенно-практический характер. Материально-техническое обеспечение программыпредполагает оформление помещения, где проводятся встречи: реквизит, декорации; техническое оснащение: маркерная доска, телевизор, СD- плеер, видеокамера, магнитофон, фотоаппарат, компьютер, DVD с художественными фильмами, музыкальные CD.
Содержание программы: В рамках программы подростки получат знания из ряда областей психологии в следующих блоках: психология общения «Познай себя», психология межличностного общения «Контакт», психология делового общения «На пути к успеху» и психология семейных отношений «Моя семья». Содержание встреч выстроено от познания себя к познанию других. Исходя из этой логики, учащиеся на первом этапе обучения знакомятся со своими личностными качествами, учатся принимать себя через встречи: «Пойми себя, пойми другого», «Успех и лидерство». Затем обучающиеся развивают умение понимать и принимать других, видеть положительные качества своих одноклассников, родителей, учителей. Это происходит при изучении темы «Понять, простить, принять…» совместно с родителями. Практикумом по реализации системы созидательных отношений является праздничное занятие-путешествие «Говорят под Новый год…». Завершают год темы, в которых каждый осмысливает своё место среди других людей: «Я и мое будущее», «Играйте в жизни только выигрышные роли». Во второй год обучения направленность встреч сохраняется, но содержание углубляется, используются диспуты, большее место занимает рефлексия. Тематика встреч: «Я – автор событий своей жизни», «Тайна замка Конфликтус», «Нераскрытая тайна Вселенной: Он и Она». Эмоциональность, тревожность подростков, подготовка к ЕГЭ, выбор профессии побудили включить такие темы как: «Тайна острова Внутренних сил», «На Перекрестке». В этот период особенно необходима поддержка родителей, поэтому в программу включено занятие «Открытая дверь – шаг навстречу друг к другу», которое проводится совместно с родителями. Выбор тематики встреч частично связан с календарными событиями, праздниками: сентябрь – «Вот и стали мы на год взрослей», декабрь - «Говорят под Новый год…», март - «Нераскрытая тайна Вселенной: Он и Она». Содержание каждой темы представлено в избыточном варианте, что обеспечивает гибкость, диалоговый характер занятий и возможность говорить именно о тех аспектах темы, которые будут интересны детям. Содержание раскрывается не через информирование, а через обсуждение притч, дискуссии, выполнение творческих заданий, анализ предложенных для обсуждения жизненных ситуаций и т.д. Технология реализации программы: Как отмечает Л. С. Выготский, ведущими доминантами подросткового возраста являются: потребность в общении со сверстниками, стремление к самореализации, негативизм. Именно поэтому мы выбрали как основную форму проведения наших встреч – дискуссионное общение. Дискуссия может состояться только при наличии умения слушать и слышать, способности направлять эмоции в нужное русло, контролировать их. Таким образом, сама форма проведения встреч становится для подростков обучающей и развивающей ситуацией. Каждая встреча погружает подростков в предлагаемые обстоятельства, ставит их в ситуацию выбора, учит принимать собственные решения и развивает умение слышать других. При организации занятий мы ориентируемся на соблюдение следующих принципов: · Принцип эмпатии и приглашающего обучения. · Принцип гибкости, то есть учёта потребностей, интересов, возможностей учащихся · Принцип успешности. Мы не сравниваем старшеклассников друг с другом, важен личностный рост и успех каждого. · Принцип взаимодействия игровой и неигровой деятельности. · Принцип активной жизненной позиции: «От слов - к делу». Не нужно ждать завтра, чтобы проявить те способности и способы действия, о которых мы говорим. Нужно изменять свою жизнь сегодня и сейчас. · Принцип сотрудничества во взаимодействии с классными руководителями, родителями и администрации школы. Индивидуальный подход, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной работы позволяет быть активным каждому и осмысливать свою позицию во взаимодействии с другими. Приёмами, которые используются на занятиях, являются: · анализ притчи, тематика которой соответствует встрече, а идея раскрывает важные правила, которые требуют осмысления; · разбор писем и высказываний великих людей (Д. Лихачева, А.Моруа и пр.); · создание ассоциаций с психологическими высказываниями и изображениями из набора открыток Виктории Кирдий, которые позволяют проецировать различные ситуации, образы, вызывать воспоминания (Приложение 2) · использование « Копилки неразрешенных ситуаций», в которую подросток может написать любой волнующий его вопрос анонимно и получить ответ от всех участников группы и профессиональных психологов. Ведущими программы являются педагоги–психологи. На каждой встрече у ведущих есть помощники - Хозяин и Хозяйка встречи. Кто именно будет выполнять роли Хозяина и Хозяйки, определяется в конце предыдущей встречи. Участники по кругу предлагают кандидатуры на роли Хозяина и Хозяйки следующей встречи и обосновывают свой выбор. Это должны быть самые активные, интересные подростки. Если возникло несколько кандидатур, то решение можно принять голосованием. Желательно, чтобы в течение двух лет роли Хозяина и Хозяйки попробовали все старшеклассники. Выбранные Хозяин и Хозяйка имеют свои атрибуты: шляпы и значки. Замысел следующей встречи обсуждается с теми, кто выбран на роль Хозяина и Хозяйки. Они продумывают приветствие и прощание на встрече, внося коррективы в традиционную форму, и всегда выполняют небольшое задание, связанное с содержательной подготовкой встречи (Приложение 2). Как правило, это подготовка ситуаций, выбранных в зависимости от темы следующей встречи. Хозяин и Хозяйка являются активными помощниками ведущих на встрече и занимаются подготовкой зала, раздачей реквизита, ведением некоторых обсуждений, разыгрыванием ситуаций и пр. В конце каждой встречи участниками оценивается выполнение ролей Хозяина и Хозяйки. Для этого используются цветные карточки: красный цвет – отлично, блистательно; зеленый – очень хорошо, позитивно; желтый – хорошо, комфортно. По итогам всех встреч выбирают лучших Хозяина и Хозяйку, которые награждаются билетами в театр. Все встречи заканчиваются обсуждением, где каждый может высказать свое мнение и пожелание. Каждая встреча является целостной и завершенной благодаря осознанию участниками задач и результатов встречи. Реализуя образовательную программу клуба, мы ориентируемся на идеи Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников: «Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий, а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре». Каждую встречу клуба мы организуем как культурное событие, которое даёт обучающимся опыт культурной практики.
Новизна присутствует и в содержательном, и в технологическом компонентах программы. Содержательный аспект: Мы подобрали наиболее актуальныедля осмысления темы; назвали их, приблизив к восприятию подростков и старшеклассников; выстроили их последовательность. Темы откорректированы в соответствии с выявленными на основе диагностики потребностями обучающихся и их родителей Технологический аспект: В технологии нами разработана авторская модель проведения диалогового занятия со старшеклассниками, основанная на обсуждении притч, ассоциативных картинок и на моделировании и анализе жизненных ситуаций. Кроме того, мы стремимся не только разговаривать, а изменять реальность на основе осмысленных старшеклассниками идей. Полученные знания реализуются в жизни и досуговой деятельности – в семье, в классе, в общении с друзьями, в досуге, в построении жизненной карьеры. Открытость встреч позволяет вовлечь в них учителей и родителей обучающихся и сделать взрослых старшими товарищами детей.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |