КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Притча о лягушках
Как-то раз несколько лягушек… захотели устроить соревнование по бегу. Их целью было добежать до вершины высокой башни. Много зрителей собралось, чтобы посмотреть соревнования и подбодрить участников… Тема 4. Путешествие: «Говорят под Новый год…» Снег лежит перинами. Шапками идет. Пахнет мандаринами. Скоро Новый Год! Новый год — праздник, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Отмечается многими народами в соответствии с принятым календарём. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Древней Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал. Месяц январь получил своё название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперёд, а другое — назад. Праздник Нового года как праздник мечты, надежды, перемен, ожидания чуда. До XV века на Руси новый год начинался с 1 марта (как в республиканском Древнем Риме) (в ближайшее полнолуние). С 1492 года официальной датой для Нового года становится 1 сентября в соответствии с церковным календарём. Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России стали праздновать, как и в других странах Европы, 1 января (но, в отличие от европейских стран, по юлианскому календарю). Традиции Нового года, идущие от Петра I. Современные традиции празднования. Традиционное и новое в нашем празднике. Новогодняя притча о трех странниках. Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: Давайте стремиться, чтобы в новом году в нашем доме всегда было место для Здоровья, Любви и Богатства! Тема 5: «Понять, простить, принять…» (совместная встреча с родителями). «В семейной жизни самый важный винт - это любовь...» А. П. Чехов. Поколение - совокупность одновременно живущих людей примерно одинаковых по возрасту. Разрыв поколений (англ. Generation gap) — социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего («родителей»). Дети и родители могут воспринимать друг друга как представителей разной культуры, интересов, взглядов и мировоззрений. Вневременной характер конфликта поколений. Развитие человечества за счёт стремления «детей» делать по-своему. Сохранение человечества за счёт сохранения традиций. Отношения ребёнок-родитель. Диктат, опека, сотрудничество в отношениях в семье. Позиции «ребёнок», «родитель», «взрослый» в транзактном анализе Э. Бёрна. Возможность для каждого человека занимать любую из позиций. Пересекающиеся транзакции. Полноправное партнерство в отношениях как условие развития субъектов общения. Диалог, ценностно-смысловое равенство. Умение слушать и слышать. Уважение и принятие как базовые параметры отношения людей, в том числе, родителей к подростку и подростка к родителям. Двусторонний характер отношений. Параметры уважения и принятия: эмоциональный (речь подростков), мотивационный, отношенческий. Прощение — отпущение вины (извинение), освобождение от наказания. Умение прощать. Прощеное воскресенье. Слова древнегреческого мудреца Питтака, обращённые к убийце его сына: "Лучше простить, чем мстить". «Понять – значит простить». Любовь как принятие человека таким, какой он есть. Стремление быть лучше во имя любви. Роль взаимопонимания. Демонстрация веры в человека как основа для понимания.
Информация только для родителей: Основные потребности подростков: в общении, в самоутверждении, в признании, в уважении. «Я такой же, как все», «я не такой как все». Реакция отгорожения подростка в целях построения автономной морали. Рост зависимости при внешней независимости. Риски подросткового возраста. Возможные проблемы: сопротивление категорическим требованиям взрослых, протест против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему как к маленькому. Связь между эмоциональным параметром отношения родителей и эмоциональным благополучием их детей. Уважение подростка родителями положительно связано с его мотивацией достижения: у подростков, более позитивно оценивающих степень уважения их родителями, уровень настойчивости и самоэффективности выше, чем у подростков, оценивающих своих родителей по этим параметрам менее позитивно, что способствует его уверенности в себе и желанию все делать как можно лучше. Разрушение и отмирание старых интересов и развитие новых интересов. Два новообразования подросткового возраста: рефлексия и на ее основе самосознание, более глубокое и широкое понимание других людей. Притча «Король и сон». Тема 6. «Я выбираю жизнь» (Нет суициду и наркотикам!) Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами. «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти. Тайна жизни. Жизнь как чудо, дар. Отношение к жизни и смерти в различных религиях и культурах. Цикличность природных явлений и отношение к смерти как к необходимому этапу жизни. Смысл жизни. Смысл существования. Уникальность каждого человека и миссия человека на земле. Подвиги и даже смерть во имя жизни. Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное. Отношение к самоубийству в различных религиях. Проблема эвтаназии. Причины суицида. Доведение до самоубийства. Кибер-буллинг (cyber-bullying) - подростковый виртуальный террор. Разрушающее поведение. Алкоголизация, табакокурение, наркотизация. Наркотизация как форма суицида. Мотивы наркотизации: месть, назло, избегание неудач, самоутверждение, стремление к удовольствию. Борьба не «за», а «против». Проблема танатизации сознания под влиянием СМИ. Культ дьявола, хаоса, деструкции. Убийство на экране. Эстетизация смерти. Компьютерные игры. Информационная война. Смертность детей и подростков в нашей стране. Отношение к жизни, к людям, к самому себе. Стресс в жизни, его причины. Стресс как следствие череды негативных эмоций. Человек сам направляет свои негативные эмоции против себя, попадая в состояние стресса, и ставит под угрозу собственное здоровье. Непереносимое страдание. Депрессивное состояние. Событийный кризис, его проживание, выход из кризиса. Насильник и жертва насилия. Сильная личность. Стремление к самоутверждению за счёт унижения другого человека как потребность слабой личности. Сила как способность преодолеть стресс. Стрессоустойчивость, психологическая устойчивость. Как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену настроения, неразделенную любовь, научиться противостоять шантажу, не поддаваться унынию. Как сохранить свое лицо в трудных ситуациях. Психологическая защита. Притча: Всё в твоих руках Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Тема 7. «Я и мое будущее». «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» Максим Горький Представление о будущем, сформированность представлений о будущем. Выбор профессии как важнейшего компонента будущего. Путь получения профессии: выбор профиля обучения, дополнительного образования (студии секции, клубы и пр.), предметов для сдачи в ЕГЭ, вуза для обучения, места работы. Этапность профессиональной ориентации. Испытание себя в конкретной деятельности. Профессиональная проба. Индивидуальный учебный план ученика старших классов. Профессии типа человек-человек, человек - техника, человек - художественный образ, человек - природа, человек –знаковая система. Востребованные профессии в Петербурге: инженеры и квалифицированные рабочие. Среди «техников» актуальны профессии специалистов в жилищно- коммунальной сфере, строительстве, конструировании, ремонтно-дорожном деле. Учебные заведения, обеспечивающие качественное образование в технической сфере: СПбГПУ, ГУАП, СПбГЭТУ, БГТУ «Военмех» им. Устинова, ГУМРФ им. Макарова и др. Что мы знаем о профессии, которую выбираем? Социально-экономические характеристики профессии: перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации, перспективы профессиональной карьеры, особенности рынка труда. Технологические характеристики: производственные процессы и профессиональные задачи. Медико-физиологические и санитарные характеристики: условия труда, перечень показаний и противопоказаний; требованиями профессии к индивидуальным особенностям людей. Мотивы выбора профессии. Страх перед жизнью, избегание неудач, потребность в комфорте как возможные мотивы выбора профессии. Материальные мотивы. Потребность человека в самоактуализации и в творчестве. Вера в себя. Опасность искажённого представления о себе, возникшего под влиянием той или другой социальной общности. Роль мечты. Соотношение «могу, хочу и надо» в профессиональном выборе. Планирование карьеры: прояснение жизненных ценностей; моё идеальное будущее; постановка целей; мои ресурсы; проблемная карта; план действий; оформление плана движения к карьере. Вариативность модели будущего. Притча: о слонах Однажды проходя мимо слонов в зоопарке, я вдруг остановился, удивленный тем, что такие огромные создания, как слоны, держались в зоопарке привязанные тоненькой веревкой к их передней ноге. Ни цепей, ни клетки. Было очевидно, что слоны могут легко освободиться от веревки, которой они привязаны, но по какой-то причине, они этого не делают.
Тема 8. «Играйте в жизни только выигрышные роли» «Брось везунчика в воду, и он выплывет с рыбой в зубах». Юлиан Тувим Выигрыш - удачный исход игры, соревнования, победа, успех в каком-либо деле; польза, преимущество. Роль успеха в вере в себя. Ожидание выигрыша или проигрыша. Позиция выигрывающего и проигрывающего. Победители и проигравшие. Умение проигрывать с достоинством и выигрывать со скромностью. Вера в себя, в свои возможности. Знание себя. Отношение к себе. Самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, самоподчеркивание своих желаний и порывов. Оптимизм и пессимизм по отношению к себе и к жизни. Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Примеры социальных ролей: врач, преподаватель, отец, муж, сын, одноклассник, ученик, покупатель, пассажир, внук и т.д. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне: лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д. Социальное амплуа как наиболее типичный индивидуальный образ, привычный для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Жизнь — театр, а люди — актеры. Роли и маски. Индивидуальные маски для общения с отдельными людьми. Сферы интересов и круг общения. Ширина круга общения. Системы формирования устойчивого успешного поведения: «информации», «свободы выбора - ответственности», «принятия себя», «достойное поведение». Адекватное поведение. Понятие «жизненная перспектива». Мечтательность подростков и юношества. Замыслы, желания, мечты. Если не мечтать о великом, то не достигнешь и малого. Реальный мир и реалистичность мечты. Великие мечтатели и фантазёры прошлого. Уровень жизненных притязаний. Хозяин и Хозяйка рассказывают об успешных выпускниках своей школы. Притча: В руках судьбы Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались. По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям: — После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках. Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву. — Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после битвы. — Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл. Содержание программы 2-го года обучения Тема 1: «Вот и стали мы на год взрослей» «Если подростка не считают за взрослого, он начинает вести себя как ребенок» Алфред Э. Ньюмен Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от "Я не могу!" к "Я справлюсь", от надежды, что за тебя все сделают - к личной ответственности. Физический, психологический и социальный возраст. Постепенность и неравномерность процесса взросления. Взросление - это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и, причем не только за себя, но и за других людей. Ответственность и самостоятельность как признаки взрослости. Взрослый 10-летний школьник и невзрослый 30-летний человек. Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен. Уровни ответственности: себя поднять, себя покормить, привести в порядок, настроить себя на учёбу, поднять себе настроение и пр. Или - обеспечить родителей; помочь бабушке, не дать другу сделать ошибку… Взрослению способствует устремленность человека в будущее и умение извлекать уроки из прошлого. Наш недавний опыт. Летние успехи и трудности. Взросление как преодоление трудностей. Трудности нашей жизни. Умения как основа преодоления трудности. Умение - усвоенный способ выполнения действия, основанный на знании, опытности, навыке. Чему научились, чему мы учимся, чему хотим научиться. Притча: Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: "Мышеловка - это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!"Чуть позже в мышеловку попалась змея - и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах. И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют! МОРАЛЬ: Если Вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит Вас по голове. Тема 2. «Я – автор событий своей жизни» «Каждый человек может сделать гораздо больше того, что сам об этом думает». М. М. Пришвин Событие - это поворот в истории жизни человека, который круто эту жизнь меняет. Пошел в магазин за хлебом, встретил школьного приятеля, тот пригласил тебя с ним вместе на занятия танцами. Через год ты стал одним из самых успешных в этой группе и решил связать свою дальнейшую жизнь с танцами. Встреча с приятелем и его предложение - это событие, которое круто изменило твою жизнь. Если же приятеля встретил, вы пообщались и забыли о содержании разговора – это НЕ событие. Позитивные и негативные события. Влияние позитивных событий на личность подростка. Случай и судьба. Роль случайности в жизни человека. Человек как продукт и как творец обстоятельств своей жизни. Ситуации выбора. Свобода воли. Выбор и ответственность за последствия выбора. Невозможное – возможно. И тому доказательство – истории из жизни великих людей с ограниченными возможностями, добившихся успеха, вопреки тому, что должно бы их остановить. Примеры успешных людей. Алексей Ашапатов после несчастного случая лишился ноги. Он стал чемпионом и рекордсменом летних паралимпийских игр 2008 года, чемпионом мира 2006 года, чемпионом Европы 2005 года, десятикратным чемпионом России по легкой атлетике. Притча: Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Обсуждение притчи Тема 3. «Тайна замка Конфликтус». «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну». . Исороку Ямамото Конфликт как столкновение мнений, желаний, интересов. Ссоры и недопонимание из-за разного отношения к одному событию. Мы все разные, поэтому столкновение мнений, желаний является естественным. Многогранность событий и мнений о событии. Конфликт — отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, целей, идеалов, убеждений) или суждений (взглядов, оценок и т. п.). Структура конфликта. Открытый и скрытый конфликт. Конфликт может стать длительным противоборством субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.)Причины деструктивного развития конфликта: стремление доказать, что я прав; неумение общаться и сотрудничать; отсутствие уважения к личности другого. Деловые и межличностные конфликты. Конфликт амбиций. Эмоциональная реакция на обиду. Эмоциональная лестница в ссоре. Пути урегулирования конфликта: сужение площадки спора до минимума, поиск решения, которое удовлетворит всех, вберёт в себя все идеи. Умение извиниться. Задержка принятия решения и выбора ответного действия. Тайм-аут, чтобы успокоиться, подумать и принять правильное решение. Понимание, что в конфликте каждый прав. Конструктивные методы разрешения конфликтов: договор, компромисс, сотрудничество, творчество. Умение обсуждать проблемы, договариваться. Взаимное уважение как основа разрешения конфликта. Конфликт как источник развития. Внутренний конфликт. Притча: Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется Тема 4. «Новогодняя феерия» Снег… Взрослые говорят, что это — замерзшая вода, но дети знают лучше: это маленькие звезды с волшебным вкусом Нового года. Феерия - производящая необыкновенное впечатление; волшебное, сказочное... Новый год как проявление заботы и творчества.Новый Год – семейный праздник. Новогоднее оформление. Новогодние игры, конкурсы, сюрпризы. Новогодние стихи, сказки, загадки. Оформление, поздравления, новогодние квесты. Особенности новогоднего подарка. Новый год как проявление заботы и творчества.Новый Год – семейный праздник. Новогодние поздравления. Новый год как время загадывать желания. Новогодние мечты и предсказания. Традиции празднования Нового года в России. От времён славянского язычества нам достались ряженые, скоморохи и шуты. Эпоха Петра Первого и последующие столетия внесли в традиции праздника новогоднюю ёлку с игрушками, фейерверки и новогодний стол с салатом оливье, винегретом, фаршированным гусём или уткой, Деда Мороза со Снегурочкой, обязательное шампанское с мандаринами на столе и бой курантов на Спасской башне Кремля. Семейные традиции празднования Нового года. Притча: Джим и Делла Диллингем Юнг снимали меблированную квартирку, обстановка которой была не то чтобы вопиющая нищета, а скорее красноречивая бедность. У этой семьи было два сокровища: роскошные волосы Деллы и золотые часы Джима, оставшиеся ему от отца и деда. Правда, часы висели на ободранном кожаном ремешке... Близился Новый год и юная супруга хотела выбрать подарок для мужа, но никакие сокровища не казались Делле достойными его. В ее распоряжении были всего один доллар восемьдесят семь центов, собранные долгой жесточайшей экономией. На эти гроши она должна купить подарок на Новый год своему мужу Джиму. Делле бросилась в глаза вывеска: "Всевозможные изделия из волос". За двадцать долларов она продала своё сокровище - роскошные волосы и на вырученные деньги купила Джиму платиновую цепочку для его часов. Готовя мужу ужин, она молилась, чтобы не разонравиться ему с короткой стрижкой. Пришедший домой, замерзший без перчаток Джим то ли с удивлением, то ли с ужасом, то ли с гневом рассматривал свою жену. Никакая причёска, стрижка или другая причина не могли заставить Джима разлюбить свою жену, но он никак не мог осознать факт, что у Деллы больше нет ее длинных волос. Наконец Джим вытащил сверток, в котором был набор черепаховых гребней с драгоценными камушками — предмет тайных желаний Деллы. В ответ она преподнесла мужу цепочку. Но её подарок, как и подарок Джима пришлось пока спрятать: Джим заложил часы, чтобы купить жене гребни. Они пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами, в обмен на бесценный дар - любовь и верность.
Тема 5. «Открытая дверь – шаг навстречу друг другу» (совместная встреча с родителями). «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» Сент-Экзюпери А. Досуг как свободная деятельность. Виды досуга: активный и пассивный, созидательный и потребительский, конструктивный и деструктивный досуг. Досуг как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в т.ч. духовных, эстетических, художественных. Досуг - первонач. "то, что достигнуто". Культурно-досуговая деятельность – процесс создания, рассмотрения и умножения духовных ценностей. Формы семейного досуга: семейные праздники, посещение театров, музеев, семейное чтение, совместные прогулки, походы, игры и пр. Досуговая среда семьи. Типы культурно-досуговой деятельности: полифоничная; рекреационно-досуговая; музейно-выставочная; концертно-зрелищная; театральная. Основные характеристики семейного праздника. Коллективная радость как идея праздника. Как сделать семейный праздник. Замысел и сценарий праздника. Этапы организации. Сюрпризные моменты на празднике. Взаимосоответствие темы, идеи, содержания, формы праздника. Приемы активизации всех участников. Итоги праздника. Совместная деятельность как основа взаимопознания. Формирование красивых добрых семейных традиций в проведении свободного времени как залог счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам и отчужденности, непониманию и обидам, скуке и равнодушию. Формирование образа семейного досуга у подростка. Воспроизведение семейных традиций в дочерней семье. Притча: Самое ценное. Тема 6. «Нераскрытая Тайна Вселенной. Он и Она» «Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье.» Лейбниц Г. Пол как генетическая, физиологическая, гормональная, психическая и социо-культурная характеристика. Пол от слова половина. Половая роль, половая идентичность. Разделение функций мужчины и женщины в истории человечества. Требования к маскулинности мальчиков и феминности девочек. Мужское и женское начало, их единство и специфика. Предназначение мужчины в созидании, развитии. Предназначение женщины в сохранении. Половые различия мальчиков и девочек в интеллектуальной, эмоционально-волевой, сенсорной и др. сферах. Адаптационные возможности мальчиков и девочек. Плюсы и минусы совместного обучения. Полоролевое самосознание. Формирование начал мужественности, женственности и идеалов в семейных половых ролях. Понятия о красоте представителя пола. Влияние СМИ на формирование межполовых отношений, образов идеального мужчины и женщины. Агрессивность и сексапильность героини в СМИ. Кукла Барби. Эмансипация женщин и феминизация мужчин. Изменение половой структуры семьи на Западе. Однополые браки. Физические, нравственные качества и стиль поведения мальчиков и девочек. Половое созревание, его стадии: понятийная, романтическая, сексуальная, стадия зрелости. Первая любовь. Влюблённость и любовь: сила, длительность, вызывающие эти чувства гормоны. Любовь предполагает совместимость партнеров, влюбленность — пренебрегает ею. Любовь проходит сквозь обиды и ссоры без потерь, обогащаясь опытом, влюбленность – тускнеет и теряется на фоне будней. Любовь как триединство влечения умов, душ и тел. Стремление к обладанию человеком и служению ему. Истинно половое и псевдополовое поведение. Любовь как преодоление эгоизма. Проблема ревности. Категории любви, верности, целомудрия в современном обществе. Притча: «Десять коров» Два друга долго странствовали по свету в поисках счастья. Однажды они попали на остров, где жило примитивное племя. Здесь всем заправлял вождь. И у него было две дочери: красавица и дурнушка. И один из друзей сказал другому: – Знаешь, свое счастье я уже нашел. Я останусь здесь и женюсь на дочери вождя. Друг только пожал плечами и отправился искать свое счастье дальше. А юноша пошел свататься. В этом племени существовал обычай: невест выкупали. Выкуп принято было давать коровами и хорошая девушка стоила дорого – десять коров. Молодой человек купил десять коров и пришел к вождю: – Я прошу руки твоей дочери, – сказал он. Вот тебе за нее десять коров. Сыграли свадьбу. Через несколько лет странствующий друг решил навестить старого товарища. Приплыл он на тот остров, нашел своего друга. Вокруг него куча детишек, смеются, развлекаются. – Ну, как ты живешь?-спрашивает он друга. Тут в дом вошла женщина неземной красоты. – А вот, и моя жена пришла. Тогда друг обратился к женщине: – Ты меня извини. Но я помню, какой ты была… Что тебе помогло так преобразиться? Тема 7. «Тайна острова внутренних сил» «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». А. Шопенгау Эмоция как реакция животных и человека на внешние события, связанные с этими событиями переживания. Положительные и отрицательные, приятные и неприятные эмоции. Сила эмоций. Физическая реакция на эмоцию: пульс, дыхание, напряжение. Выражение эмоций в мимике, жестах, в словах, в действиях, интонации. Умение определять и выражать свои эмоции. Стремление понять причины своих эмоций. Настроение как длительно сохраняющийся набор эмоций. Уникальность и неповторимость чувств человека. Искусство как способ выразить чувства. Умение понимать чувства другого человека. Умение открыто говорить о своих чувствах как основа взаимопонимания. Яркость негативных эмоций. Пассивные (досада или обида) и агрессивные (злость, раздражение) негативные эмоции. Выражение отрицательных эмоций в физической или словесной форме (драка, брань) и его последствия. Культура выражения эмоций. Подавление эмоций как подавление своего естества. Если постоянно сдерживать злость, ею можно «захлебнутся». Право человека на эмоции и на их выражение. Значение слёз как способа уменьшить напряжение в горе, страдании. Танец, песня, рисунок как средство выражения эмоций. Зацикливание на определённых переживаниях, жалости к себе. Необходимость остановки, переключения. Физические приёмы смены настроения: глубокое дыхание, ритмичное дыхание, душ, танец, кричалки, метание дротиков, движение, бокс и т.д. Словесные приёмы: самовнушение, разговор, послушать похвалу, разговор с игрушкой, выступление перед зеркалом и пр. Творческие методы: рисование обиды, лепка из пластилина, создание стихотворения, рассказа и т.п. Если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Позитивистская психотерапия и её применение на наших предыдущих занятиях. Роль любимых занятий в преодолении плохого настроения. Притча: У царя Соломона был перстень, который выручал его в трудные минуты. На нем было написано: "Все пройдет." Однажды царь так разгневался, что снял кольцо с пальца и кинул его от себя. Но мельком увидел, что на внутренней стороне кольца тоже что-то написано. Он пошел, поднял кольцо и прочел: "И это пройдет тоже". внутренний потенциал организма, его развитие.Психологические условия для успешной сдачи экзаменов, ЕГЭ. Тема 8. «На перекрестке» «Если вы не думаете о будущем, то его не будет» Джон Голсуорси Образ будущего у старших подростков, его компоненты: образовательные и профессиональные планы, служба в армии, работа, достаток, создание семьи. Образ счастливого будущего. Прогнозирование будущего и реальная деятельность по его приближению. Вариативность будущего. Выбор как ситуация проявления свободы воли. Дар свободы и дар ответственности. Принятие решения как осуществление выбора. Технология принятия решения: определение своей цели; установление всех возможных вариантов развития ситуации; прогнозирование последствий каждого решения: Если, то…; сравнение возможных последствий решения со своей целью и принятие решения. Принятие на себя ответственности за последствия выбора. Отсутствие идеальных решений. Требования к цели: побудительность, точность, реалистичность, ранжируемость на подцели. Выбор старшеклассников: образовательные и профессиональные планы, будущая работа, карьера. Образ будущего: я на работе, я на отдыхе, я в семье, мой дом, мои занятия. Образ счастливого будущего. Притча «О жизни».
Методическое обеспечение программы: · Авторские сценарные разработки встреч · Наличие дидактического материала к каждой встрече: притчи, карточки с заданиями, письма выдающихся личностей, трафареты и заготовки · Фото и видеофильмы · Диагностический материал (тесты, проективные методики, анкеты) · Домашнее задание для Хозяина и Хозяйки к каждой встрече. Материально-техническое обеспечение программы: · Оформление помещения, где проводятся встречи: реквизит, декорации. · Техническое оснащение: маркерная доска, телевизор, СD- плеер, видеокамера, магнитофон, фотоаппарат, компьютер, DVD с художественными фильмами, музыкальные CD В пояснительной записке мы раскрыли общие технологические подходы к организации занятий по программе.Каждая встреча – это заседание дискуссионного клуба, благодаря чему встречастановится для подростков обучающей и развивающей ситуацией. Каждая встреча погружает подростков в предлагаемые обстоятельства, ставит их в ситуацию выбора, учит принимать собственные решения и развивает умение слышать других. На каждом занятии для осмысления проблемы и для переноса идей в реальную жизнь мы используем следующие приёмы: · анализ притчи, тематика которой соответствует встрече, а идея раскрывает важные правила, которые требуют осмысления; · разбор писем и высказываний великих людей (Д. Лихачева, А.Моруа, цитаты Аристотеля, Сократа …); · создание ассоциаций с высказываниями и изображениями из набора психологических открыток Виктории Кирдий, которые позволяют проецировать различные ситуации, образы, вызывать воспоминания; · использование « Копилки неразрешенных ситуаций», в которую подросток может написать любой волнующий его вопрос анонимно и получить ответ от всех участников группы и профессиональных психологов; · деятельность Хозяина и Хозяйки встречи, которые становятся ведущими и создают атмосферу комфорта, поддержки, интереса к каждому «гостю». «Копилка неразрешённых ситуаций» используется на каждом занятии. В неё могут добавляться и ситуации от ведущих программы, от педагогов и родителей. На каждой встрече у ведущих есть помощники - Хозяин и Хозяйка встречи. Они продумывают приветствие и прощание на встрече, внося коррективы в традиционную форму, и всегда выполняют небольшое задание, связанное с содержательной подготовкой встречи (Приложение 2). Как правило, это подготовка ситуаций из «Копилки неразрешённых ситуаций», выбранных в зависимости от темы следующей встречи. Хозяин и Хозяйка занимаются подготовкой зала, раздачей реквизита, ведением некоторых обсуждений, разыгрыванием ситуаций и пр. В конце каждой встречи участниками оценивается выполнение ролей Хозяина и Хозяйки. На некоторых встречах используется тот или другой вид диагностики. Все встречи заканчиваются обсуждением, где каждый может высказать свое мнение и пожелание. Каждая встреча является целостной и завершенной благодаря проговариванию и осознанию участниками задач и результатов встречи. Выше охарактеризовали общие элементы всех встреч. Ниже мы представим те формы работы, которые придуманы дополнительно для каждой встречи в зависимости от её тематики, содержания и используемой формы встречи. Представленные формы раскрывают практическую часть встреч.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |