Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1.2. Состояние психических функций и болезнь. Личность и болезнь




Актуальность темы: Роль психики больного в успешном проведении лечебно-диагностических мероприятий неоценима. Психическое состояние человека часто обусловливает особенности течения заболевания, определяет прогноз и успех лечебных действий. Правильный подход врача к пациенту, основанный на знании его индивидуально-психологических качеств, а также особенностей протекания его психической деятельности в период заболевания является гарантией правильного распознавания и понимания динамики болезненного процесса. Влияние врача на больного в процессе лечения, его высказывания и внушения могут коренным образом видоизменить картину болезни и в значительной степени изменить ее течение. Этим определяется актуальность изучения данной проблемы.

В структуре индивидуальности личность занимает высшую ступень иерархической лестницы. В отличие от типов темперамента и черт характера, которые есть практически неизменными параметрами индивидуальности, качества личности могут меняться в течение жизни, что особенно важно в наше сложное время, которое постоянно меняется. Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых характеристик индивидуальности, ее внешних проявлений, отраженных в мыслях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. Личность - понятие социальное, оно выражает все, что есть в человеке сверхъестественного, возникающего в результате культурного и социального развития. В психологии, как в общей, так и в медицинской, личность является центральным понятием, несмотря на отсутствие единой, всеобъемлющей теории личности. Знание основных концепций, их подходов к решению проблемы структурных компонентов личности способствует более полному познанию как "другого", так и самого себя. С точки зрения врача, познания «другого», прежде всего пациента, способствует формированию лучшей программы помощи больному. В настоящее время достигнуты некоторые успехи в терапии острых соматических заболеваний, но вместе с тем, в последние десятилетия отмечается повсеместный рост числа затяжных и хронических форм, в патогенезе которых психический компонент имеет огромное значение. Диагностика типов отношения к болезни или, другими словами, внутренней картины заболевания необходима для построения дифференцированных психотерапевтических, психорегуляторных и реабилитационных программ.

Цели обучения.

Общая цель: уметь оценивать с использованием методов медицинской психологии влияние болезни на психические процессы, выявлять тип отношения больного к своему соматическому заболеванию, тип акцентуации личности пациента. Дать определение психической структуре личности, акцентуациям, знать их типологию и классификации, уметь распознавать внутреннюю картину болезни, диагностировать основные типы отношения к болезни. Уметь определить тактику поведения врача с пациентами, которые имеют акцентуированные черты личности с учетом их преморбидных особенностей.

 

Конкретные цели Исходный уровень знаний-умений
Уметь:
1. Оценивать в беседе особенности познавательных психических процессов, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Определять изменения в них во время болезни 1. Собирать анамнестические данные, выявлять жалобы, проводить объективное обследование больного, оценивать тяжесть заболевания (кафедра пропедевтики и факультетской терапии)
2. Оценивать во время беседы состояние сознания и самосознания на основе знания их уровневой структуры и критериев ненарушенного сознания 2. Применять навыки оценки состояния сознания пациента (каф. общ. хир.)
3. Проводить патопсихологическое исследования внимания, памяти, мышления и эмоций, а также интерпретировать полученные результаты   3. Исследовать психические процессы с использованием психологических методик (кафедра психологии и педагогики)
4. Определять влияние болезни на формирование нозогений 4. Исследовать соматическое состояние больного на симптомологическом и синдромальном уровнях (каф. фак. тер.)
5. Использовать в своей деятельности тест-опросник Леонгарда-Шмишека. Исследовать темперамент с помощью методики Айзенка (курс общей психологии) 5. Исследовать тип личности, используя опросник Леонгарда-Шмишека темперамент с помощью методики Айзенка (курс общей психологии)  
6. Использовать опросник для выявления типа отношения к болезни «Внутренняя картина болезни» (ВКБ) и интерпретировать полученные данные 6. Применять навыки психологического обследования пациента согласно принципам медицинской этики и деонтологии (кафедра психологии и педагогики)

 

После осознания общей и конкретных целей практического занятия нужно решить задачи исходного уровня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.