Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1.4. Психосоматические расстройства. Психологические особенности больных с различными заболеваниями. Психогигиена, психопрофилактика. основы психотерапии




Актуальность темы: Термин «психосоматика» впервые был применен в начале XIXв. J.Heinroth (1818). Спустя столетие в лекарственный лексикон было введено понятие «Психосоматическая медицина». Под понятием «психосоматические» сначала начали объединять такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз и др., существенную роль, в патогенезе которых, играют неблагоприятные психические воздействия. В современной медицине раздел психосоматики представляют клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования, которые освещают роль стресса в этиопатогенезе соматических заболеваний; связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь (поведения в болезни) от типа личностного состава, влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т.п.) на психическое состояние. Практическое владение навыками выявления психологических факторов развития психосоматической патологии необходимо для профессиональной деятельности современного врача. Проблема зависимого поведения в результате употребления психоактивных веществ, патологической склонности к сверхценных увлечений, нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, вопросы танатологии и эвтаназии являются одной из основных медико-социальных проблем современного мира. Наиболее значимыми факторами, которые обуславливают рост зависимого поведения, являются процессы урбанизации, стрессогенные события, повышение средней продолжительности жизни, миграция населения и т.д. Зависимое поведение влечет за собой последствия не только медицинского, но и социального порядка. Высокая распространенность этой патологии, недостаточно изученные причины зависимости, вовлечение в зависимое поведение лиц молодого возраста, значительное снижение качества жизни и социального функционирования этой категории пациентов, обусловливают актуальность данной темы.

Жизнь в современном обществе характеризуется все возрастающим темпом, огромным количеством новой информации, неблагоприятными экологическими условиями. Это приводит к катастрофическому росту состояний психоэмоционального напряжения, следствием которых нередко становятся психогенные психические расстройства и психосоматические заболевания. Соматические и психические заболевания все чаще хронифицируются, формируя у больного специфическую «внутреннюю картину болезни» и нередко приводя к развитию нозогенных психических расстройств. Увеличивается количество семейных проблем и проблем с подрастающим поколением. Своевременное использование принципов психогигиены, психопрофилактики и реабилитации, широкое использование психотерапевтических методов могут помочь современному человеку обрести душевное равновесие, достойно справляться с ежедневными нагрузками, строить благополучную семейную жизнь, растить здоровое потомство.

Цели обучения.

Общая цель: Уметь распознавать особенности психологического реагирования пациентов на различные заболевания, выявлять психосоматические расстройства и определять тактику ведения пациента. Уметь анализировать психологические аспекты и определять основные формы зависимого, суицидального поведения, танатологии и эвтаназии. Уметь разрабатывать и проводить основные мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в общемедицинской практике, профессиональных и межличностных отношениях, в быту. Определять роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений. Уметь проводить основные реабилитационные мероприятия. Знать показания и противопоказания к проведению основных психотерапевтических вмешательств, методы и техники их проведения.

Конкретные цели Исходный уровень знаний-умений
Уметь:
1. Определять психологические характеристики у больных психосоматическими заболеваниями. 1. Проводить исследования характерологических особенностей пациентов (кафедра психологии), а также анамнестические и клиническое исследование больных с соматической патологией (кафедра пропедевтики внутренних болезней)
2. Диагностировать и корректировать личностные качества, которые приводят к возникновению психосоматических заболеваний. Выявлять тип и особенности психологической реакции на болезнь и факторы, влияющие на ее формирование 2. Проводить патопсихологическое и психо-диагностическое исследование эмоций для выявления уровня тревожности и депрессии. Определять тип отношения к болезни (курс медицинской психологии)
3. Оценивать объективную тяжесть заболевания на основании жалоб, объективного исследования и данных консультативных заключений. Обосновывать тактику ведения больных с психосоматическими заболеваниями 3. Выявлять жалобы, анамнестические данные, проводить физикальное обследование больного (кафедра пропедевтики внутренних болезней), интерпретировать данные дополнительных методов исследования (кафедра лучевой анатомии)
4. Анализировать психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ, сверхценных увлечений (гемблинг, зависимость от компьютера, Интернета), пищевого поведения (нервная анорексия, булимия, обжорство) 4. Выявлять анатомические образования головного мозга и биологически активные вещества, отвечающие за формирование эмоций и поведение человека (кафедра анатомии, кафедра физиологии)
5. Выявлять признаки суицидального поведения, знать разновидности суицидального поведения, мотивы и цели суицида. Определять роль социальных служб при суицидальных тенденциях. Анализировать психологические аспекты суицидального поведения у соматических больных 5. Определять механизм действия и точки приложения психотропных лекарственных средств (кафедра фармакологии). Применять навыки общения с пациентами, собирать жалобы, анамнестические данные, проводить объективное обследование больных по принципам медицинской этики и деонтологии (кафедры истории медицины, основы права, философии, психологии и педагогики).
6. Определять психологические аспекты умирания и смерти, а также морально-этические, юридические аспекты эвтаназии 6. Определять с точки зрения философии понятие «жизнь», «смерть», «самоубийство» (кафедра философии)
7. Освоить и уметь применять на практике основные психогигиенические подходы 7. Уметь использовать гигиенические нормы в повседневной деятельности (кафедра гигиены, кафедра эпидемиологии)
8. Овладеть и уметь применять на практике методы первичной, вторичной, третичной психопрофилактики и реабилитации 8. Уметь использовать профилактические меры в повседневной деятельности (кафедра гигиены, кафедра эпидемиологии)
9. Уметь проанализировать основные современные методы психотерапии (психодинамический, когнитивно-поведенческий и экзистенциально-гуманистический направления) 9. Уметь использовать основные теории личности в работе с больными (кафедра философии)
10. Овладеть методиками рациональной психотерапии, суггестии в состоянии бодрствования, ауторелаксации 10. Выявлять жалобы, собирать анамнестические данные, строить беседу с больным в соответствии с принципами медицинской этики и деонтологии (кафедра ОЗО с циклом истории медицины)
11. Уметь определять показания к другим методам психотерапии (индивидуальной и групповой, психодинамической, гештальт-терапии, НЛП, арт-терапии) 11. Уметь определять особенности оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях (кафедра медицины катастроф)
12. Овладеть навыками психологической помощи при кризисных состояниях. Уметь оказывать психологическую помощь в экстремальных ситуациях  
     

 

После осознания общей и конкретных целей практического занятия нужно решить задачи исходного уровня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.