Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая радость внутренней организованности




Идет ли речь о надменной власти воли? Этот вопрос важен, если учесть, что стоики дают пример гиперболического волюнта­ризма, а в конечном счете волюнтаризма бесчеловечного. Даже Сенека стремился смягчить строгость греческих учителей из чис­ла стоиков. В противовес их бесчеловечной строгости он стремил­ся нарисовать смягченную фигуру стоицизма, в которой страсти подчинены контролю, а не муштровке, воле и размышлению. На­учиться жить всегда является высшим искусством, но в случае со­гласия с самим собой преодолению разногласий необходимо на­учиться в большей мере, нежели добиваться абсолютного господ­ства воли.

Однако доктрина стоиков, несмотря на определенные ее ва­риации, остается постоянной: воля не отыскивается ради нее са­мой. Власть, которую она обеспечивает, не является самоцелью. В античном мире парадигма эвдемонизма, власть над собой связаны всегда со спокойствием души, для которого характерно отсутствие борьбы с самим собой: еийттота Аристотеля, превратившись в еШНутга стоиков в качестве внутренней радости, которую Сенека назовет «(гапдшИНах аттЬ>. И мы в этом пункте возвращаемся к

ВИПег1-С. Ор. ск. Р. 82.

 

предыдущей точке: атараксия мудреца превышает идею власти над самим собой, вне зависимости от того, является ли она (власть) гибким или строгим господством. В условиях счастья приходит признание к мудрецу и тем самым утверждается под­линная власть: того, кто аннулирует все власти, как Эпиктет, ко­торый ощущал себя счастливым, несмотря на цепи рабства, или Сенека, находясь в тюрьме или ссылке.

Воля получает свое завершение в том, что она аннулируется, или в том, что она отделяется. Но встает вопрос: является ли воля настолько сильной, что она может быть преодоленной? Стоики на­стаивали на необходимости постоянного духовного совершенство­вания, полагая, что господство над собой является временным, и над его существованием нужно постоянно работать. Стоики не были едины в оценке могущества воли, они больше говорили об извращении воли: если разум ослабевает в своей деятельности по утверждению божественно-естественного порядка, индивид мо­жет истощиться в стерильной борьбе с самим собой138.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.