Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беспомощность воли и власть свободы




Как мы уже отмечали, античный мир не ведал о божествен­ной воле, в нем царило представление о космической гармонии. Христианизированный человек открывает для себя божественную Волю и преувеличенное значение собственной воли. Это преуве­личение связано с тем, что складывается впечатление, что именно при помощи своей воли он подчиняется греху и добивается, на­сколько возможно, своего спасения.

Свободная воля имеет двойное выражение: она является доб­ром в мире зла, но также и тем, что позволяет зло. Это раздвоение накладывает отпечаток и на саму волю. Драма волевого начала в человеке выражается в том, что воля не может обеспечить Спасе­ние души, так как не может заменить Божественную Волю. Чело­век не обладает единой и всемогущей волей. Его воля отмечена грехом. И человек в силу этого также является разделенным внут­ренне. Теолог Карл Ранер153 скажет по этому поводу, что «эта разде-ленность человека в нем самом становится очень часто условием его поражения, но — кто знает? - может быть, даже чаще, это становится условием его спасения, так как мешает ему стать полностью пло­хим»154. Не полностью хороший, не полностью плохой человек мо­жет и должен пытаться превратить свою раздвоенную волю в «доб­рую волю». Но это он сможет сделать только с помощью бесконеч­ной власти Бога: его собственная воля без этого беспомощна.

В противовес стоикам христианство вводит тему бессилия воли. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю», — заявляет святой апостол Павел в послании к римлянам155. Это бессилие человеческой воли про­является на горизонте абсолютного отличия от бесконечной люб­ви и бесконечной воли Бога. Желание приводит человека за пре­делы его самого и его собственной слабой воли: в противовес ав-

153 Ранер Карл (1904-1984) - немецкий религиозный философ, теолог,

один из ведущих представителей неотомизма. Человек предстает в его

учении как конечный дух, сопричастный божественному духу, как «слу­

шатель слова божьего».

154 КаИпегК. Ёсгкв ШёоЬвдиез. Т IV. Р., 1966. Р. 239.

155 Библия. Новый Завет. С. 194.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.