КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воля в положении автономии
Конечная двойственность воли, в понимании стоиков, выражается в том, что она не выходит за рамки античной парадигмы этики: она подчинена цели. Она является доброй волей только в силу того Блага, на которое она нацелена. Это положение Кант раскрывает в «Метафизике нравов», показывая моральный характер воли в ее форме, а не через ее объект. Перефразируя гуссер-левскую формулу Сартра («всякое сознание является сознанием чего-то»), можно утверждать, что воля является волей чего-то. В античном мире некоторым образом желаемый объект, который определяет воля, является не чем иным, как осмысленным желанием. Моральный идеал в античный исторический период еще не стал императивом, как это имеет место в современной морали с оптативным139 (П. Рикёр) или «аттрактивным» (притяга- 138 СГ. ВИИег1.-С. Ор. ск. Р. 82. 139 Оптатив — (лат. орШшю — желательный) - грам. желательное на клонение.
'100
тельным) подчинением. Моральная философия XX в. в большей мере руководствуется не столько теорией «блага», сколько теорией «справедливости». Приоритет, отдаваемый благу, которое определяется на основе античной телеологической этики, руководствуется достижением определенной цели (от лат. 1е1оз). И эта цель является абсолютным идеальным объектом продуманного желания, что можно назвать Суверенным Благом. Приоритет же справедливому в деонтологической140 перспективе предопределяет мораль кантианцев и неокантианцев. Эта мораль предполагает осознание того, что мы должны делать с точки зрения долга по отношению к норме, которая не может быть определена как то, что мы могли бы желать. Эта мораль строится также на основе идеи о том, что все мы связаны определенными обязательствами, даже если мы убеждены, что, действуя иначе, мы могли получить большее благо. Указанное отличие в приоритетах нам интересно с точки зрения идей совершенствования себя и власти в себе и над собой. Рассмотрим это.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |