КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ликование свободного арбитра
Декартовская власть субъекта, наделенного бесконечным желанием, казалось бы, определяет новую цитадель — цитадель субъективности, которая открывает себя в себе самой; это воля, которая осознает себя как абсолютная свобода. Существует картезианское ликование как разновидность восхищения перед лицом третьего «тггаЫНа», созданного Богом после создания ех тННо и человека-бога: свободного арбитра. С этого момента в философии Декарта появился идеализм свободы. По этому поводу писал Хайдеггер: «Картезианский идеализм "я представляю" преобразовался в высший идеализм "я свободен", в идеализм свободы... Идеализм интерпретирует существо бытия, исходя из Я, из свободы»165. Взятие власти субъектом у Декарта может быть противопоставлено мысли Спинозы, который, как может показаться, проводит в своих работах мысль стоиков. Огкёгбвгз стоиков, интуиция «собственного значения» (человек ощущает себя как человека) была также процессом приспособления себя в перспективе конечной самоидентификации с Природой, которая является самой Мудростью. И тогда мудрец достигает автаркии, утверждения себя: ничего больше не может случиться против его воли, так как он научился подчинять своей воле все, что происходит. Не является ли это идеей мыслительной идентификации Спинозы с тем, что сохраняется абсолютно и безусловно? Декарт был героем Субъекта, свободного в этом мире, Спиноза же — субъекта гармонической радости с обожествленной Природой166. 165 С(. ВИПегЗ.-С. Ор. С11. Р. 95. 166 1Ый.
2.8.3. Смещение власти субъекта или власть автономии?
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |