КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свобода и ответственность
Это нуждается в объяснении. Жак Деррида говорил на одном из семинаров, посвященных религии190: «Нужно ли еще знать, что 187 Евангелие от Марка // Библия. Книги священного писания Ветхо го и Нового Завета. Канонические. М., 2002. С. 38. 188 ЗсМоззег ^.. Тёзш ее ИагагеШ е! 1е роитой йех йос1еиге // Роиусмг е! Уёгкё. Р., 1981. 189 Игнатий Антиохийский, чаще называемый Игнатий богоносец (ок. 35 - ок. 107) — один из «мужей апостольских», христианский святой, епископ Антиохийский; отец Церкви. С его именем связывают 14 посла ний. Казнен в Риме. 190 ОеггМа I Ьа К.еН юп. Зётташ; ее Сарп. Р., 1996. 9* 131
означает отвечать и одновременно ответственность...» «Светская» ответственность может иметь источником атавистическую191 идею отвечать перед Богом, который является персоной, а не абстракцией. Не следует отвечать перед Богом саиза зш, иначе говоря абстрактным (Богом). В мистике Инкарнации (воплощения), как представляется, появляется фигура ответственности: Бог создает человека, Бог является персоной, перед которой можно и должно отвечать. Для того чтобы это стало возможным, нужно, чтобы Бог воплощался в человеке и чтобы он даровал человеку бесконечность в определенных пределах, без чего ответ не может быть ответственностью. Обращение к Богу в человеке открывает свободу. Иначе говоря, божественное всемогущество позволяет достичь его через способность становиться «свободными субъектами Бога». Весьма двойственное выражение, в котором отражается комплексность такого отношения. Для того чтобы достичь этого, необходима своеобразная революция в идее Бога: нужно, чтобы Бог, говоря словами Ганса Йонаса, ограничивал свое могущество, так как Он уважает нашу свободу, а также потому, что Он эту свободу создает. Эта идея, присутствующая в еврейской каббале192 и в христианской традиции, хорошо показана Жозефом Муэном: «Не только Бог ограничивает себя, но он отказывается вмешиваться в историю людей актами могущества, чудесами и другими вещами подобного рода. Необходимо, чтобы человек сам стал свободным и чтобы он научился побеждать смерть, освобождаясь от своих земных привязанностей, обеспечивая свое существование во всех аспектах, возвышаясь в духовной жизни. Именно в этом состоит предназначение человека. Именно это реализуется человеком, призванным Христом, который превращается одновременно в служителя Бога и служителя людей: его Разум, «разлитый по 191 Атавизм (лат. а!ау] - предки) — иначе реверсия — появление у взрослых организмов свойств и признаков, характерных для их далеких предков; атавизм — доказательство исторического развития организмов, их эволюции. 192 Кабала, каббала (др. евр.) - средневековое мистическое учение в иудаизме, проповедовавшее поиск основы всех вещей в цифрах и буквах еврейского алфавита, исцеляющих средств - в амулетах и формулах.
всему телу», как говорится в Библии, возвышает человеческую душу и заставляет развиваться детей Бога, которых он призвал к свободе»193. Такая интерпретация евангелического послания отвергает понимание христианства как такого учения, которое аннулировало бы свободы. Напротив, евангелическое понимание Бога рассматривается «источником человеческой свободы». И эта свобода не является недостатком или несовершенством, но властью человека, отвечающего «да» или «нет» в божественный адрес. Такая власть может существовать только в мире, принципом которого является случайность в созидательной воле (воле Бога), которая сама по себе является властью выбора в безразличном отношении к тому, чтобы создавать или не создавать. Эта теология «первой» случайности (которая заключается в том, чтобы видеть в Боге волю первой случайности) позволяет рассматривать человеческую волю как власть свободы. Для того чтобы это сделать, нужно, чтобы Бог сообщил людям эту власть свободы. Самоограничение власти Бога, т.е. коммуникации своей власти свободы человеку, предстает как урок сильного и оригинального христианства194. 3.2.3. Власть и свобода В таком подходе отношение к политической власти приобретает вполне определенный смысл. Инкарнация является явлением свободы и явлением новой власти (или «авторитета»). Эта власть-свобода порождает напряжение между евангелическим посланием и человеческой политической властью. Ж.-К. Эслен заимствует у М. Вебера идею «напряжения». Она аналогична идее «антиполитики», заложенной в Евангелиях, согласно Эллюлю: Евангелие не несет «политического» послания, оно утверждает свободу перед лицом политического порядка. Независимость перед политической властью является косвенным следствием ехоизга Христа, пишет Эслен195. В таком подходе изве- 193 О". Мот (1. Ье В1еи дез сНгёпеш. Р., 1997. 194 СГ. ВПНег /. -С. Ор. ей. Р. 112-114. 195 ЕаИп 1-С. Ор. сИ. Р. 43.
стная формула «Воздайте Кесарю кесарево, а Богу - божье» имеет двойной смысл: с одной стороны, она кажется способной признать легитимность политической власти и призывает подчиняться ей, а с другой стороны, она вполне определенно утверждает радикальную независимость по отношению к этой власти. Эслен напоминает, что евреи на протяжении многих веков подчинялись власти и выработали «лоялистскую196» позицию по отношению к ней, выплачивая дань оккупационным авторитетам, которые взамен позволили им религиозную свободу. Иисус продолжил и революционизировал эту традицию. Он ввел различие между «двумя властями», рассматривая божественную власть как бесконечно более высокую, чем человеческая власть. Опасность централизованного толкования этой формулы заключается в том, что может быть поставлена под вопрос человеческая власть во имя власти божественной. Обращаясь к Евангелию, можно выделить ответ Иисуса Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». Эта формула может рассматриваться также как легитимирующая интерпретация власти Пилата. Правда, возникает вопрос, как понимать молчание Христа в ответ на три вопроса Пилата: «И спросил Его правитель: Ты царь Иудейский?» «Иисус сказал ему: ты говоришь197», прежде чем сказать следующее: «Царство Мое не'от мира сего» и «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине»198. Эти «ответы» интересны тем, что они устраняют или децентрализуют поставленный вопрос: Иисус отказывается отвечать на них в терминах человеческой власти, ликвидируя авторитет, псевпо-ехоиыа Пилата. Как можно одобрять несправедливую власть?
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |