Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода и ответственность




Это нуждается в объяснении. Жак Деррида говорил на одном из семинаров, посвященных религии190: «Нужно ли еще знать, что

187 Евангелие от Марка // Библия. Книги священного писания Ветхо­

го и Нового Завета. Канонические. М., 2002. С. 38.

188 ЗсМоззег ^.. Тёзш ее ИагагеШ е! 1е роитой йех йос1еиге // Роиусмг е!

Уёгкё. Р., 1981.

189 Игнатий Антиохийский, чаще называемый Игнатий богоносец

(ок. 35 - ок. 107) — один из «мужей апостольских», христианский святой,

епископ Антиохийский; отец Церкви. С его именем связывают 14 посла­

ний. Казнен в Риме.

190 ОеггМа I Ьа К.еН

юп. Зётташ; ее Сарп. Р., 1996.

9* 131

 

означает отвечать и одновременно ответственность...» «Светская» ответственность может иметь источником атавистическую191 идею отвечать перед Богом, который является персоной, а не абстрак­цией. Не следует отвечать перед Богом саиза зш, иначе говоря аб­страктным (Богом). В мистике Инкарнации (воплощения), как представляется, появляется фигура ответственности: Бог создает человека, Бог является персоной, перед которой можно и должно отвечать. Для того чтобы это стало возможным, нужно, чтобы Бог воплощался в человеке и чтобы он даровал человеку бесконеч­ность в определенных пределах, без чего ответ не может быть от­ветственностью.

Обращение к Богу в человеке открывает свободу. Иначе гово­ря, божественное всемогущество позволяет достичь его через спо­собность становиться «свободными субъектами Бога». Весьма двойственное выражение, в котором отражается комплексность такого отношения. Для того чтобы достичь этого, необходима своеобразная революция в идее Бога: нужно, чтобы Бог, говоря словами Ганса Йонаса, ограничивал свое могущество, так как Он уважает нашу свободу, а также потому, что Он эту свободу создает. Эта идея, присутствующая в еврейской каббале192 и в христианс­кой традиции, хорошо показана Жозефом Муэном: «Не только Бог ограничивает себя, но он отказывается вмешиваться в исто­рию людей актами могущества, чудесами и другими вещами по­добного рода. Необходимо, чтобы человек сам стал свободным и чтобы он научился побеждать смерть, освобождаясь от своих земных привязанностей, обеспечивая свое существование во всех аспектах, возвышаясь в духовной жизни. Именно в этом со­стоит предназначение человека. Именно это реализуется челове­ком, призванным Христом, который превращается одновремен­но в служителя Бога и служителя людей: его Разум, «разлитый по

191 Атавизм (лат. а!ау] - предки) — иначе реверсия — появление у

взрослых организмов свойств и признаков, характерных для их далеких

предков; атавизм — доказательство исторического развития организмов,

их эволюции.

192 Кабала, каббала (др. евр.) - средневековое мистическое учение в

иудаизме, проповедовавшее поиск основы всех вещей в цифрах и буквах

еврейского алфавита, исцеляющих средств - в амулетах и формулах.

 

всему телу», как говорится в Библии, возвышает человеческую душу и заставляет развиваться детей Бога, которых он призвал к свободе»193.

Такая интерпретация евангелического послания отвергает по­нимание христианства как такого учения, которое аннулировало бы свободы. Напротив, евангелическое понимание Бога рассмат­ривается «источником человеческой свободы». И эта свобода не является недостатком или несовершенством, но властью челове­ка, отвечающего «да» или «нет» в божественный адрес. Такая власть может существовать только в мире, принципом которого является случайность в созидательной воле (воле Бога), которая сама по себе является властью выбора в безразличном отношении к тому, чтобы создавать или не создавать. Эта теология «первой» случайности (которая заключается в том, чтобы видеть в Боге волю первой случайности) позволяет рассматривать человеческую волю как власть свободы. Для того чтобы это сделать, нужно, что­бы Бог сообщил людям эту власть свободы. Самоограничение власти Бога, т.е. коммуникации своей власти свободы человеку, предстает как урок сильного и оригинального христианства194.

3.2.3. Власть и свобода

В таком подходе отношение к политической власти приобре­тает вполне определенный смысл. Инкарнация является явлени­ем свободы и явлением новой власти (или «авторитета»). Эта власть-свобода порождает напряжение между евангелическим по­сланием и человеческой политической властью.

Ж.-К. Эслен заимствует у М. Вебера идею «напряжения». Она аналогична идее «антиполитики», заложенной в Евангелиях, со­гласно Эллюлю: Евангелие не несет «политического» послания, оно утверждает свободу перед лицом политического порядка. Не­зависимость перед политической властью является косвенным следствием ехоизга Христа, пишет Эслен195. В таком подходе изве-

193 О". Мот

(1. Ье В1еи дез сНгёпеш. Р., 1997.

194 СГ. ВПНег /. -С. Ор. ей. Р. 112-114.

195 ЕаИп 1-С. Ор. сИ. Р. 43.

 

стная формула «Воздайте Кесарю кесарево, а Богу - божье» имеет двойной смысл: с одной стороны, она кажется способной при­знать легитимность политической власти и призывает подчинять­ся ей, а с другой стороны, она вполне определенно утверждает ра­дикальную независимость по отношению к этой власти. Эслен напоминает, что евреи на протяжении многих веков подчинялись власти и выработали «лоялистскую196» позицию по отношению к ней, выплачивая дань оккупационным авторитетам, которые вза­мен позволили им религиозную свободу.

Иисус продолжил и революционизировал эту традицию. Он ввел различие между «двумя властями», рассматривая божествен­ную власть как бесконечно более высокую, чем человеческая власть. Опасность централизованного толкования этой формулы заключается в том, что может быть поставлена под вопрос челове­ческая власть во имя власти божественной. Обращаясь к Еванге­лию, можно выделить ответ Иисуса Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». Эта формула может рассматриваться также как легитимирующая ин­терпретация власти Пилата. Правда, возникает вопрос, как пони­мать молчание Христа в ответ на три вопроса Пилата: «И спросил Его правитель: Ты царь Иудейский?» «Иисус сказал ему: ты гово­ришь197», прежде чем сказать следующее: «Царство Мое не'от мира сего» и «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свиде­тельствовать об истине»198. Эти «ответы» интересны тем, что они устраняют или децентрализуют поставленный вопрос: Иисус от­казывается отвечать на них в терминах человеческой власти, лик­видируя авторитет, псевпо-ехоиыа Пилата. Как можно одобрять несправедливую власть?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.