КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политика Церкви
Церковь перед лицом политической власти Второй аспект, представляющий для нас интерес, связан с отношениями Церкви с политической властью. Византия дала миру 209 Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997. С. 42-43. 210 Там же. С. 44. 211 Там же. 212 ваискеШ. Ье ОёзепсЬаШетеМ ди топйе. Р., 1985. Р. 193.
Приведенная нами интерпретация Ж. Эллюля взаимоотношений Церкви и политической власти небесспорна. Она вызывает немало возражений. При этом нужно учитывать всю совокупность фактов и событий. Так, необходимо вспомнить знаменитую энциклику МП Ъгеппепйег 5ог е, промулированную 14 марта 1937 г. 213 ЕИиН. Ьа ЗиЪуегеюп <1и сЬшИашшге. Р. 147-148.
Папой Пием XI (а не Пием XII), который осуждал нацизм. Однако «конкордативная правоверность» Церкви является признанным фактом немецкой церкви214. Безусловно, в годы гитлеровского режима имелось немало свидетельств героического сопротивления тоталитаризму и антисемитизму на индивидуальном уровне, однако не было заявлено определенно о публичной позиции Церкви в эти годы. Об этом вполне определенно пишет Ж.-К. Эслен: «Мы констатируем, что Церкви не смогли публично противостоять криминальной власти нацистов, этого не смогли сделать ни папство, ни епископы, ни ответственные лица из числа протестантов. Это имело место потому, что со времен императора Константина Церкви утратили способность публично противостоять политической власти»215. Вопреки прекрасной энциклике Папы Пия XI от 1937 г., Пий XII не проявил мужества в том, чтобы поставить под вопрос Конкордат во имя Евангелия, и способствовал на деле подчинению людей преступной власти, рассматривая ее, по сути дела, как легитимную. Ватикан продолжал верить в то, что единственным и подлинным антихристом являлся коммунизм. Однако существовала и существует другая сторона в жизнедеятельности Церкви. Известно, что Саламанкская школа заняла важное место в истории западной политической мысли, заложив основы современного международного права и способствуя утверждению политического и этического признания равенства всех людей. Известна также незаменимая роль Папы Иоанна-Павла II в борьбе против коммунистических режимов в СССР и других социалистических странах Европы. Нельзя не вспомнить славные моменты теологии освобождения в Латинской Америке, сыгравшей значительную роль в борьбе против военных и социально несправедливых режимов в этом регионе. Уполномочить революции? Получается так, что Церковь, с одной стороны, как бы вынуждена поддерживать политическую власть, а с другой — проти-
востоять ей в лице тех или иных своих представителей. Наглядный пример дает отец Педро Аррупе, генерал Иисуса, опубликовавший в 1970 г. работу под символическим названием: «Политические измерения апостолата». Он начинает свою работу с разоблачения аполитизма: «Аполитизм как системный отказ от участия в политике невозможен для сегодняшнего апостольского человека... С другой стороны, аполитизм скрывает позиции, которые в реальности являются политическими, так как он является средством подчинения людей существующей системе, соглашаясь с ее институционализированным насилием». П. Аруппе призывает членов Сообщества Иисуса вмешиваться в сложившееся положение не по «политическим соображениям», а по соображениям «евангелическим». П. Аррупе разделяет пассивность перед лицом социальной несправедливости и революционную стратегию противостояния политической власти. Но обе они не отвечают духу евангелического послания. Аррупе заявляет, что верующие должны действовать как люди Бога, показывая путь «исторического проекта изменения, которые светские люди должны выразить в политических терминах. Однако" миссия Церкви, а в итоге и Сообщества, заключена не в том, чтобы подстрекать к политическому действию, а в том, чтобы позволить мирянам свободно осуществить свой политический выбор и вдохновить их евангелическим духом». Такой ответ является очень «политическим». Он не является однозначным по своему смыслу. В нем речь идет, с одной стороны, об уважении свободы мирян, а также свободы Церкви, а с другой — о сохранении дистанции между политикой и верой. При этом П. Аррюпе настаивает на революционном характере такой позиции. Он напоминает, что духовное не должно смешиваться с мирским. А потому он осуждает поддержку со стороны разных представителей Церкви диктаторских властей и предлагает сохранять евангелическую дистанцию в вопросе отклонения от боже- ственного закона
214 Конкордат между Гитлером и Церковью был подписан в июле 1933 г. 215 ЕзИп /.-С. Ор. ск. Р. 238.
216 СГ. ВИНег1-С. Ор. ей. Р. 122-123.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |