Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-религиозная симфония




МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПУТЕЙ

Византия явила собой пример союза между религиозной и политической властями, в частности, в форме персонификации этой последней, перейдя от принципата217, согласно которому им­ператор является первым судьей, к доминату218, ставшим формой абсолютистской монархии219. Отметим, что этот переход карди­нально преобразовал структуру власти. Император не являлся бо­лее принцепсом, если можно так сказать — первым гражданином и судьей. Он стал господином и сеньором. Появилось то, что потом получит название культа властителя, который еще более был уси­лен христианским монотеизмом: безграничная власть Бога лежала в основе безграничной власти императора.

В то же время данное положение нуждается в некоторых уточ­нениях. Прежде всего, император не является ни царем-богом в восточной традиции, ни царем-священником в еврейской тради­ции, что проявится вновь в Средние века.

Далее. Сакрализация власти, объективно исторически разви­вавшаяся во многих странах, в значительной мере была связана с «прогрессом» абсолютизма в истории Римской империи, нежели с ростом влияния христианства220. Известно, что решающее значе­ние в развитии такой тенденции сыграл перенос «столицы» хрис­тианства в Константинополь. Именно здесь было все создано для того, чтобы возникла «восточная» модель отношений религии и власти. Характерное для Рима разделение политической и рели­гиозной сфер по принципу «Воздайте Кесарю кесарево, а Богу — Божье» в Византии получило выражение в том, что, по сути дела, в формуле власти «исчезла» светскость государства. В итоге сутью

217 Принципат (лат. рппараШз, от рппсерз — первый, глава) — в Древ­

нем Риме форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись

республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одно­

му человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с

27 г. до н.э. до 284 г. н.э.

218 Доминат (от лат. йотшаШз — господство) — неограниченная мо­

нархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диокле­

тиана (с 284 г. до н.э.).

219 См.: Желтое В.В. История политических идей. С. 92—98.

220 СГ. Оаийетап /. Ьез ШзШипош де ГАпИяикё. Р., 1991.

 

восточной христианской православной традиции власти стало слияние, или, говоря иначе, «симфония» политики и религии. Император Константин осуществил синтез мирской власти и вла­сти духовной. Напомним, что в 313 г. христианство в его право­славной версии стало официальной религией Византии.

Теоретиком новой христианской империи стал епископ Евсе-вий Кесарийский221. Он является автором теории, устанавливаю­щей легитимность Византийской империи. Евсевий разработал единую концепцию христианской императорской власти и хрис­тианского государства — державы. Он развил идею о богоизбран­ности императорской власти, создал теорию земной власти как имитации власти Бога.

В своих работах Евсевий изложил теологию провиденциальной эволюции человечества: правление императора Константина, со­гласно ему, реализовало обещание Яхве222, данное им избранному народу. А потому император становится инструментом всемогуще­ства Бога и проявлением божественного логоса. Евсевий выдвинул идею, что царствование Константина являет собой реализацию предсказания Ветхого Завета. И потому легитимность власти Римс­кого императора в Константинополе ниспослана Провидением. Сам император Константин считал себя тринадцатым апостолом и императором-епископом. В итоге получилось так, что император Византии вмешивается в теологические споры (арианство223) или в суждение о ереси (донатизм224) и даже собрал церковный совет в Ницце для обсуждения статуса сына Бога.

221 Евсевий Кесарийский (Евсевий Памфил) (между 260 и 265-338 или

339) - римский церковный писатель, написавший панегирик императору

(«Житие императора Константина»), а также «Церковную историю».

222 Яхве (Ягве, Иегова, Саваоф) - бог в иудаизме.

223 Арианство — течение в христианстве в IV—VI вв. Его зачинатель —

священник Арий (умер в 336 г.) из г. Александрии. Ариане не принимали

один из основных догматов официальной христианской церкви о едино-

сущности Бога-Отца и Бога-Сына (Христа); по учению Ария, Христос

как творение Бога-Отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуж­

дено как ересь церковными соборами 325 и 381 гг.

224 Донатисты (от имени епископа Доната, руководителя донатизма) -

участники религиозного движения в римской Северной Африке в IV—V

вв., направленное против официальной христианской церкви и римского

господства.

 

10 Заказ 125

 

10*

Нужно сказать, что подход к вопросам власти Евсевия Кеса-рийского во многом опирается на римское, или западное, насле­дие. Вне всякого сомнения, существует теологическая связь между монотеизмом и Римской империей, которая оправдывает импера­торскую политическую власть миром, который она обеспечивает, а не только эсхатологическим225 миром, обещанный пророками Ветхого Завета. Прагматическая сторона оправдания императорс­кой политической власти в ее восточной версии объяснялась тем, что только такая власть является необходимым условием поддер­жания единства империи, которая ликвидировала национальные границы на своей территории.

Эсхатологическая интерпретация империи Евсевием мало чем отличается от еврейской традиции, берущей начало в насле­дии пророка Даниила, который говорил о «четырех империях»: после господства Вавилона, Мидийской империи226, Персии и Греции именно еврейский народ будет наследником этого восточ­ного царства. Это мессианическое царство в тексте Даниила не от мира сего. Однако некоторые еврейские комментаторы периода римской оккупации могли задаваться вопросом: не была ли Римс­кая империя четвертой империей пророка227?

Говоря о восточной доктрине «симфонии» духовного и мирс­кого, что весьма характерно для харизматической власти импера­тора, необходимо отметить, по крайней мере, еще два момента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.