КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-религиозная симфония
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПУТЕЙ Византия явила собой пример союза между религиозной и политической властями, в частности, в форме персонификации этой последней, перейдя от принципата217, согласно которому император является первым судьей, к доминату218, ставшим формой абсолютистской монархии219. Отметим, что этот переход кардинально преобразовал структуру власти. Император не являлся более принцепсом, если можно так сказать — первым гражданином и судьей. Он стал господином и сеньором. Появилось то, что потом получит название культа властителя, который еще более был усилен христианским монотеизмом: безграничная власть Бога лежала в основе безграничной власти императора. В то же время данное положение нуждается в некоторых уточнениях. Прежде всего, император не является ни царем-богом в восточной традиции, ни царем-священником в еврейской традиции, что проявится вновь в Средние века. Далее. Сакрализация власти, объективно исторически развивавшаяся во многих странах, в значительной мере была связана с «прогрессом» абсолютизма в истории Римской империи, нежели с ростом влияния христианства220. Известно, что решающее значение в развитии такой тенденции сыграл перенос «столицы» христианства в Константинополь. Именно здесь было все создано для того, чтобы возникла «восточная» модель отношений религии и власти. Характерное для Рима разделение политической и религиозной сфер по принципу «Воздайте Кесарю кесарево, а Богу — Божье» в Византии получило выражение в том, что, по сути дела, в формуле власти «исчезла» светскость государства. В итоге сутью 217 Принципат (лат. рппараШз, от рппсерз — первый, глава) — в Древ нем Риме форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одно му человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 г. до н.э. до 284 г. н.э. 218 Доминат (от лат. йотшаШз — господство) — неограниченная мо нархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диокле тиана (с 284 г. до н.э.). 219 См.: Желтое В.В. История политических идей. С. 92—98. 220 СГ. Оаийетап /. Ьез ШзШипош де ГАпИяикё. Р., 1991.
восточной христианской православной традиции власти стало слияние, или, говоря иначе, «симфония» политики и религии. Император Константин осуществил синтез мирской власти и власти духовной. Напомним, что в 313 г. христианство в его православной версии стало официальной религией Византии. Теоретиком новой христианской империи стал епископ Евсе-вий Кесарийский221. Он является автором теории, устанавливающей легитимность Византийской империи. Евсевий разработал единую концепцию христианской императорской власти и христианского государства — державы. Он развил идею о богоизбранности императорской власти, создал теорию земной власти как имитации власти Бога. В своих работах Евсевий изложил теологию провиденциальной эволюции человечества: правление императора Константина, согласно ему, реализовало обещание Яхве222, данное им избранному народу. А потому император становится инструментом всемогущества Бога и проявлением божественного логоса. Евсевий выдвинул идею, что царствование Константина являет собой реализацию предсказания Ветхого Завета. И потому легитимность власти Римского императора в Константинополе ниспослана Провидением. Сам император Константин считал себя тринадцатым апостолом и императором-епископом. В итоге получилось так, что император Византии вмешивается в теологические споры (арианство223) или в суждение о ереси (донатизм224) и даже собрал церковный совет в Ницце для обсуждения статуса сына Бога. 221 Евсевий Кесарийский (Евсевий Памфил) (между 260 и 265-338 или 339) - римский церковный писатель, написавший панегирик императору («Житие императора Константина»), а также «Церковную историю». 222 Яхве (Ягве, Иегова, Саваоф) - бог в иудаизме. 223 Арианство — течение в христианстве в IV—VI вв. Его зачинатель — священник Арий (умер в 336 г.) из г. Александрии. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о едино- сущности Бога-Отца и Бога-Сына (Христа); по учению Ария, Христос как творение Бога-Отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуж дено как ересь церковными соборами 325 и 381 гг. 224 Донатисты (от имени епископа Доната, руководителя донатизма) - участники религиозного движения в римской Северной Африке в IV—V вв., направленное против официальной христианской церкви и римского господства. 10 Заказ 125
Нужно сказать, что подход к вопросам власти Евсевия Кеса-рийского во многом опирается на римское, или западное, наследие. Вне всякого сомнения, существует теологическая связь между монотеизмом и Римской империей, которая оправдывает императорскую политическую власть миром, который она обеспечивает, а не только эсхатологическим225 миром, обещанный пророками Ветхого Завета. Прагматическая сторона оправдания императорской политической власти в ее восточной версии объяснялась тем, что только такая власть является необходимым условием поддержания единства империи, которая ликвидировала национальные границы на своей территории. Эсхатологическая интерпретация империи Евсевием мало чем отличается от еврейской традиции, берущей начало в наследии пророка Даниила, который говорил о «четырех империях»: после господства Вавилона, Мидийской империи226, Персии и Греции именно еврейский народ будет наследником этого восточного царства. Это мессианическое царство в тексте Даниила не от мира сего. Однако некоторые еврейские комментаторы периода римской оккупации могли задаваться вопросом: не была ли Римская империя четвертой империей пророка227? Говоря о восточной доктрине «симфонии» духовного и мирского, что весьма характерно для харизматической власти императора, необходимо отметить, по крайней мере, еще два момента.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |