КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обесценение политики
Подход Августина к вопросам власти и политики в корне отличается от восточной доктрины «симфонии», речь о которой мы вели выше. Однако его доктрина не несла опасности для имперской власти. Напротив, будучи уроженцем Северной Африки и находясь на значительном отдалении от Рима, Августин стремился заручиться поддержкой империи. Эта поддержка ему была необходима в первую очередь для борьбы против донатистов. Августин, понимая необходимость такой борьбы, выступал с позиций легитимности решительного имперского действия, направленного против донатистов. Эта позиция, продиктованная вполне определенными политическими обстоятельствами, несколько столетий спустя получит свое выражение в доктрине политической «светской власти» Церкви, которая будет основываться на авторитете Августина Блаженного. Следует сказать и о том, что с позиции Августина поддержка империи ему нужна была и для того, чтобы вести решительную борьбу с ересью, в частности с пелагианством244. Оправдание такой позиции во многом предопределяло будущее христианства. Оно характеризовалось тем, что преследование еретиков в этом мире предпочтительнее милости в другом мире. Наконец, Августин совершает «политический» поворот в теологии, делая акцент на «уголовном» аспекте своей доктрины, выступая с позиций кары за грехи (и вовсе не мирские, как мы увидим далее), о чем говорится в Библии. И потому есть все основания относить Августина к числу сторонников обесценения политики, которая, на его взгляд, навсегда отравлена грехом. Трудно не согласиться с Ж.-К. Зеленом, когда он говорит следующее: «Христианство приобретает более политический характер в тот момент, когда сама политика обесценивается. Появляется 244 Пелагианство — учение христианского монаха Пелагия (ок. 360 -после 418), распространившееся в странах Средиземноморья в начале V в. В противовес концепции благодати и предопределения Августина делало акцент на нравственно-аскетическом усилии самого человека, отрицая наследственную силу греха. Осуждено как ересь на третьем Вселенском соборе (431).
го посредничества. Августин как человек, обесценивая политику, обесценивает политические наказания и приходит к выводу о необходимости усиления духовного наказания, адских наказаний!»245 Асимметрия двух градов Августин в поисках ответа на вопросы, почему Рим пал в то время, когда империя стала христианской, и почему Бог не предотвратил катастрофу, приходит к выводу о том, что отныне христиане будут жить в «двойном времени истории». Есть вечность града Божьего и время града Земного. Эти два града не противопоставляются друг другу, а являются асимметричными, рожденными двумя различными видами любви. В «Граде божьем» Августин пишет: «Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу, небесный — любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе. Первый полагает славу свою в самом себе, второй — в Господе246. Град Земной — это государство, которое осуществляет чисто человеческие нормы. Что касается града Божьего, он не является ни антитезой, ни отказом от человеческого града: он является фа-дом, освященным Богом, возвеличенным Божественным Законом. Согласно Августину, фад Божий выше фада Земного, и он возвышается над последним, который выполняет мирскую задачу в форме Истории. Следует отметить, что эти два фада, которые символически являются Вавилоном и небесным Иерусалимом, никогда не смешиваются, а тем более не сливаются воедино. Даже тогда, когда время осуществит дело Бога, фад Земной не может рассматриваться провозвестником, а тем более реализатором фада Небесного. Оригинальность теологии истории Августина заключается в том, что эти два града перемешаны между собой вплоть до суда Божьего, который их разъединит. Христиане являются частью обоих фадов. Это значит, что они должны подчиняться правилам, установленным государством в соответствии с рецептами фада ™ Ех1т7.-С. Ор. ск. Р. 93. 246 Августин Блаженный. Указ. соч. С. 48.
Неоесного. Эта асимметрия двух градов, по Августину, порождает двойной баланс внутреннее-внешнее: в Церкви — интересы духовные, а в государстве — интересы материальные. При этом Августин исходит из того, что человек состоит из души и тела. Это находит отражение и в специфике каждого из двух градов. Церковь обладает моральным и духовным авторитетом, государство -авторитетом физическим и материальным. А поскольку душа выше тела, подверженного греху, постольку в рассматриваемом асимметричном отношении подлинной властью обладает Церковь. Это власть Вечности, в которой государство, как и тело человека, подверженное греху, эволюционирует, преобразуется и исчезает. Пересекающаяся автономия властей Церкви и государства не предполагает никакой субординации: Церковь не утрачивает своего авторитета, подчиняясь правилам государства; государство же, уважая правила Церкви, также не отказывается от своего авторитета. Здесь, правда, возникает некоторая трудность. Она заключается в том, что весьма непросто провести разграничительную линию между долгом государства и долгом Церкви. Вслед за Амбруазом Августин признает необходимость для христианина соблюдать, что называется двойную лояльность: подчиняться Церкви и политической власти одновременно вплоть до второго пришествия Христа. Однако неизбежно возникает вопрос: нужно ли подчиняться несправедливой политической власти из любви к Богу? Средневековая мысль еще более усилит вопрос лояльности в отношении власти: опираясь на наследие Августина, в Средние века нередко утверждали, что в человеческом обществе, подверженном греху, государство может быть только делом дьявола. Даже семь столетий спустя после Августина Григорий VII247 будет защищать этот тезис. В конце V в. постулат Августина о различии двух властей — мирской и духовной — получит новую интерпретацию Ватикана. Власть мирская отныне будет восприниматься как административная, тогда как в духовной власти понтификов получит выражение подлинный авторитет, наделенный суверенитетом. 247 Григорий VII Гильдебранд (между 1015 и 1020-1085) римский папа с 1073 г. Инициатор Клюнийской реформы. Добивался верховенства пап над светскими государями, боролся с императором Генрихом IV за инвес титуру...■■■■•■,.■■..,■.. ■ ■,
В чем подлинный смысл такой постановки вопроса? Он заключается в следующем: мир суверенно управляется авторитетом понтифика и царской (королевской) властью. Обе эти юрисдикции не зависят друг от друга, но обе они действуют во имя Божественного могущества. В сугубо мирских делах понтифики подчиняются государям, но в области духовной — государи подчинены понтификам. Встает вопрос: как обеспечить одновременное сотрудничество и разделение этих двух властей? Царь (король), как утверждают церковные деятели, получает власть от Бога. Однако, по Августину, град мирской находится ниже града Небесного. Зададимся и таким вопросом: чем подход Августина Блаженного к вопросам власти отличается от подхода древних греков? В античном мире политическая власть и власть языческой веры, что называется, совпадали, это, к слову сказать, обеспечивало идентичность и неделимость города (полиса). И вот именно это единство было разрушено Августином и его последователями. Со времен Августина государство, подозреваемое (и даже обвиняемое в известном смысле) им в грехе, оказывается перед лицом религиозной власти, т.е., если можно так сказать, в подчиненном положении. Говоря иначе, государство осуществляет «администрирование» мирскими делами, а высший авторитет принадлежит Церкви. В такой постановке вопроса вырисовывается официальное признание разрыва между двумя властями, чему в решительной степени содействовало крушение Римской империи. А это, в свою очередь, открывало путь для автономизации мирской власти. И если подлинное пребывание христиан связано с градом Божьим, иначе говоря, с потусторонним миром, то в этом мире они подвергаются риску создания мирских институтов, которые в конечном счете придут к освобождению от духовного авторитета. Для реального осуществления указанной тенденции потребуется не одно столетие. И тем не менее Августина нередко рассматривают едва ли не как единственного теоретика, предполагавшего поглощение государства Церковью. Августин кладет начало и тому, что легитимность политической власти определяется ее ограничением. Ее целью является не содействие добродетели или спасению людей, но, как утверждают некоторые исследователи, содействие «уменьшению, по крайней
мере, некоторых результатов греха»248. Однако, по Августину, человеку присуща греховная природа, а потому политическая власть может иметь смысл и право на существование только при условии осознания ею своих собственных границ.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |