КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разрыв с августинизмом
Как мы уже сказали, Фома Аквинский порывает и с политическим августинизмом. Августин существование государства объяснял изначальным грехом. И оно рассматривалось Августином как необходимое зло. Он акцентировал внимание на своеобразном «бегстве», по Платону, за пределы чувственного мира, отмеченного грехом. И достойным Сувереном мог быть в таком подходе только Бог, находящийся вне этого чувственного мира. Против этих двух тезисов с позиций Аристотеля и выступил Фома Аквинский: если человек нуждается в опеке государства, то это происходит не из-за его греховной природы, а в силу его социальной и политической природы. Фома полностью разделяет позицию Аристотеля в том, что социальная жизнь для человека является естественной и даже квазибиологической необходимос-
тью. Ж.-К. Биллье не случайно приводит вывод историка Курта Флаша: «Это философское изменение еще раз показывает момент... когда интеллектуальное развитие глубоко изменило понимание людьми самих себя и смысла их институтов»256. Такое «понимание» формируется в конце XI в. Фома не сомневается в том, что земное счастье неразрывно связано с Богом, но он допускает возможность тем не менее реализации общего Блага, а также возможность некоторой автономии политики, которая должна подчиняться в конечном счете авторитету папы. Теология Фомы Аквинского вносит свой вклад в дело гуманизации мира. Приведем вслед за уже упоминавшимся нами Ж.-К. Зеленом убедительную формулу Этьена Жильсона по поводу разрыва с августинизмом, осуществленного Фомой Аквинским: «Между двумя возможными решениями одной и той же проблемы, — утверждает Э. Жильсон, — доктрина Августина спонтанно склонится к решению, которое в меньшей степени связано с природой, а в большей — с Богом», в то время как доктрина томизма, не колеблясь, отдает предпочтение в большей мере свободной и автономной природе человека, который в силу этого свободно обращается к Богу. Политически это доверие к свободному человеку-арбитру получит полное выражение в доктрине политики как месте свободы. Это может быть выражено так: справедливой будет такая власть, которая будет руководить свободными людьми, а не рабами. А потому Фома Аквинский решительно осуждает тиранию, при этом он признает легитимным право на сопротивление тираническим правлениям. Человек должен подчиняться только тем властям, которые осуществляют справедливое правление в форме «республики». Фома как бы восстанавливает революционное начало, заложенное в христианстве, когда в «Сумме теологии» заявляет: «Человек не смог бы выступить против греха при помощи политической власти; нужно подчиняться Богу больше, чем людям». В крайних случаях Фома допускает возможность тираноубийства, если оно исходит из публичного авторитета: тот, кто правит мечом, может от меча и погибнуть257. 256 СГ. ВИНег1.-С. Ор. ск. Р. 142. 257 СГ. ВПИегХ-С. Ор. ск. Р. 142-143.
Власть государства Вслед за Аристотелем Фома Аквинский полагает, что сама человеческая природа предполагает наличие общества. Но для того чтобы это общество было рациональным, необходимо, чтобы оно получило свое выражение в той или иной форме правления, в частности, в государстве, которое представляло бы народ. Государство, в соответствии с духом томизма, представляет собой народ, по крайней мере, известное множество людей, объединенных разумом. При этом, естественно, указанное множество людей должно придерживаться определенного внутреннего порядка и образовать, говоря современным языком, то, что получило потом наименование нации, а ее образующие люди превращаются в итоге в граждан. Если принимать такую гипотезу, то получается так, что и нация, и гражданин как бы предшествуют своему собственному генезису. А это порождает известную трудность, о чем пишет Ив Каттен: «Разум не является данным, он должен быть образован. Вопрос, с которым столкнулся Фома, заключается в том, что мы вынуждены сформулировать два несовместимых утверждения. С одной стороны, мы должны сказать, что власть государства берет свое начало в нации, так как государство не является трансцендентной реальностью, подобно Божественному разуму, спустившемуся на Землю. Она является только разумом граждан, и она представляет этот разум объективно и очевидно. Но, с другой стороны, мы должны признать, что власть государства не может исходить от нации, так как нация не предшествует появлению государства, и она, значит, не имеет никакой рациональности, которую она могла бы дать и объективировать»258. Для того чтобы выйти за пределы такого замкнутого круга, который во многом отражает проблематику современной политики, Фома Аквинский был вынужден выдвинуть еще одно трансцендентное понятие: в конечном счете именно Бог обосновывает рациональность государства. И это еще раз показывает, что томизм, можно сказать, исходит из формулы святого апостола Павла: Оттз рогезШз а йео. 258 СаШп У. АиШогИё е1 роиусж 5е1оп ТЪотаз сГАшпп // Рщигез ТЬёо1о 1со-ро1Шяие. Р., 1999. Р. 27.
Как видим, интерпретация Фомы Аквинского имеет ряд нюансов. Прежде всего, государство не является просто представлением сообщества, как это представлял себе Аристотель. Оно должно быть очевидным представлением трансцендентного разума Бога. А это имеет такое следствие: речь более не идет о включении политики в духовность, как это было прежде. Фома отказывается от божественной характеристики власти, предоставляя функцию правления народу. Полагая, что разумом наделен каждый человек, Фома Аквинский приходит к выводу о том, что власть находит свое основание в уин Нитапит, аиос1 ез(ех паШгаН гаНопе», т.е. в правой линии политического натурализма Аристотеля. Сверхнатурализм политического августинизма отныне оказывается дисквалифицированным: власть исходит от Бога, но она проходит через человеческий разум, который позволяет только частично подняться до разума Божественного. Таким образом, естественное право является только выражением в человеческом разуме Божественной воли. Томистское доверие В своей основе позиция Фомы Аквинского оказывается не такой уж простой. Фома, по сути дела, отказывается от божественного происхождения теократической и средневековой по типу власти. Однако это делается им вовсе не во имя обесценения политики, которая, согласно Августину Блаженному, отмечена грехом. Фома Аквинский по праву является теологом доверия. Там, где Августин видит навязчивую идею греха, Фома выдвигает идею о том, что тело не является препятствием для активности души. Оно, напротив, является единственным средством, позволяющим деятельность мысли в этом мире. Государство же является необходимым посредником, иначе говоря, физическим телом политики. И оно (государство) также может быть рациональным телом. Государство является опосредованием политики. Опосредованием ограниченным, но необходимым. По вопросу о формах государства Фома почти во всем следует за Аристотелем. Он говорит о трех чистых, правильных формах власти (монархия, аристократия, полития) и трех извращенных — тирания, олигархия, демагогия, или демократия. Принцип деле-
ния на правильные и неправильные формы — отношение к общему благу. В правильных формах государства политическая власть основывается на праве и обычае, а в неправильных — на произволе. Фома Аквинский считает лучшей формой правления монархию: власть царя напоминает власть Бога. Не случайно Иисус для своей церкви пожелал именно монархическую организацию. Монархическая форма власти, по Фоме Аквинскому, обладает бесспорным моральным превосходством, позволяющим улучшать содержание этого политического режима. Однако, как и Аристотель, выдающийся средневековый мыслитель указывает на опасность перерождения этого режима в тиранию. В аристократическом режиме власть принадлежит не одному, а нескольким лицам. Но главное не в этом. Фома Аквинский полагал, что весьма маловероятно отыскать способных и незаинтересованных правителей, наличие которых предполагает сам принцип этого режима. Более того, пришедшие к власти аристократы могут объединиться, с тем чтобы угнетать народ, и тогда может утвердиться тирания, или, еще хуже, в борьбе за власть аристократия поделится на различные группы, что превратит режим в более ужасный, чем тирания: «Если монарх становится деспотом, несчастье является меньшим по сравнению с тем, когда аристократическое правление становится плохим». Фома Аквинский является сторонником демократического правления, но только в том случае, если народ ведет себя умеренно. Демократия оказывается даже предпочтительной, если ее процедуры не позволяют утверждаться несправедливости. Но аутентичной (подлинной) является лишь прямая демократия, да к тому же Фома Аквинский полагал, что для демократии необходимо известное, пусть даже и относительное, равенство между гражданами. Здесь, как видим, позиция Фомы Аквинского совпадает с Аристотелем. Понимая сложность реализации монархической власти, Фома Аквинский выступает за смешанное правление, в котором органично сочетались бы монархия, аристократия и народное правление. Анализ Фомы Аквинского политии показывает, что такой режим характеризуется не только негативными качествами. Этот режим, призванный способствовать уменьшению антагонизма между бедными и богатыми, позволяет избегать восстаний и
обеспечивать определенное согласие в обществе. Но это согласие не означает примирения. Важно не только умиротворить противоположные тенденции, присущие различным индивидам или группам индивидов. Куда важнее объединить пожелания каждого в смысле Блага. Таким образом, смешанный режим, согласно Фоме Аквинскому, заключается в комбинировании принципов «чистых» легитимных режимов (полития, аристократия, монархия), и как следствие — утверждение свободы, справедливости и единства. Едва ли не главный вопрос размышлений Фомы Аквинского заключался в том, чтобы обосновать превосходство церковной власти над светской и доказать, что вмешательство Церкви в политические дела государства, в том числе и свержение монархов, вполне оправдано. Для этого необходимо было доказать, что народ имеет право выступить против тирана, лучше сказать, против того правителя, который был неугоден церковной власти. Заявив, что можно лишить «тирана» власти, Фома встал перед трудной проблемой: как согласовать это положение с высказыванием апостола Павла из Тарса, что «оттз рогезШз а Ьео (всякая власть от Бога)»? И далее: «Ыоп Ъотз (апШт е1 тойезйз, гегит ейат сИхсоШ йоттЬ гечегеЫег тЪсШоз еззе (все должны быть покорны как хорошим, так и плохим господам)». Для преодоления этой трудности Фома вводит различение сущности власти от ее формы. Первая происходит от Бога, а это значит, что должна существовать какая-то организация, обеспечивающая порядок и ведущая сообщество людей к определенной цели. Другими словами, речь идет о самом институте государства, который необходим, ибо без него не может существовать общество. Под формой же подразумевается способ правления, структура власти. В комментарии к «Посланию римлянам» святого апостола Павла Фома приводит очень туманную формулу, что «всякая власть также происходит от Бога, хотя в действительности не происходит от Бога (е! же диапйодие ро1ез1аз ез! а Вео, диаМоцие гего поп ез1 а Лео)». Именно эта формула касается способа и цели использования формы власти. Значит, власть может и не происходить от Бога. Это имеет место тогда, когда: а) правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств; б) когда он правит несправедливо, т.е. воп-
реки интересам Церкви. Фома не оспаривал того, что и несправедливая власть может корениться в воле Божьей. Это случается, когда Бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть в целях наказания подданных. В этом отношении Фома целиком разделял позиции Августина, который также допускал возможность существования несправедливой власти по воле Провидения. Касаясь несправедливой власти, которую Бог не устанавливал, Фома называет два характерных случая. Первый заключается в том, что к власти приходит кто-то, кто получил ее легальным путем, но недостоин ее. Такая форма правления — божественного происхождения, и подданные обязаны ей подчиняться; другой же случай имеет место тогда, когда данная личность узурпирует титул властителя силой. По мнению Фомы, подданные имеют право свергнуть такую власть, если у них хватит на это силы. Фома Аквинский говорит также о праве восстать против государственной власти. Он даже перечислил несколько ситуаций, когда восстание может осуществиться, а именно: а) если власть выступает против законов Бога и элементарных моральных принципов, то в этом случае подданные должны отка заться повиноваться ей; б) в случае превышения властью ее компетенции, например, установления чрезмерных налогов (это защита экономических интересов Церкви); в) случай очень специфический, когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо. В этом случае пра витель может быть свергнут с престола, но при условии, что будет установлено, что его господство не входило в планы Провидения. Понятно, что окончательное решение этого вопроса зависит от Церкви, конкретнее, от папства259. Фома является активным защитником свободной воли и доказывает, что особенностью человека является свобода. Человек является свободным, по определению Фомы Аквинского, тогда, когда он действует для достижения своей естественной цели на основе собственного разума, не получая от другого человека предписанных правил для своего действия и не встречая материальных БоргошЮ. Фома Аквинский. М, 1966. С. 144-147.
препятствий. Так, при демократии, будучи свободными, люди должны быть как управляющими, так и управляемыми. Лишь это дает необходимые условия для утверждения публичного мира. Нужно сказать, что смешанный режим характеризуется не только свободой. Он призван утвердить распределительную справедливость. Это значит, что в силу различной одаренности индивидов требуется, говоря современным языком, индивидуальный подход к каждому из них. Самые способные и добродетельные должны быть во главе государства. А как это соотносится со свободой? В реализации на практике этого соотношения заключается едва ли не главная трудность. Фома Аквинский видит выход из этого очевидного противоречия в том, что ограничивается вмешательство народа в общественные, публичные дела избранием тех, кто правит. И наконец, смешанный режим должен обеспечить реализацию принципа единства, который управляет миром и который должен также найти свое место в проводимой в стране политике. Мир развивается под воздействием закона единственного существа — Бога. Может ли иным принципом руководствоваться государство? «Действительно ясно, что множество индивидов могут реализовать единство и согласие по различным вещам только в том случае, когда они сами объединены определенным образом... Множество лучше управляется одним лицом, чем многими лицами», — утверждал Фома Аквинский. В такой системе, основанной на органическом видении общества, на вершине оказывается король (царь), выступающий как своеобразный координатор деятельности управляющих, — ясно, что это в меньшей степени абсолютный монарх, а скорее напоминает собой конституционного монарха на английский манер. Ниже находятся те, кто обладает компетенцией (иногда их называют лучшими), кто наделен добродетелью и избран народом, и в силу этого относится к управляющим. Цели политики Известна формула, что политика является искусством весьма благородным. Она характеризуется присущими ей свойствами и зависит от времени и места ее осуществления. Какими же конечными целями характеризуется политика согласно религиозным
представлениям? Церковь, верная своим традициям и тому, что изложил еще Фома Аквинский, напоминает три фундаментальных принципа политики. 1. Политический авторитет обладает обслуживающим характе 2. ром, он строится вокруг общего блага и в конечном счете вокруг 3. блага личности. Политика в силу этого не носит механического ха 4. рактера, она не сводится к набору технических приемов. Она 5. являет собой моральную активность, которая учитывает условия 6. совместной жизни и труда, опирается на свободу и чувство ответ 7. ственности людей. Высшая цель политики — объективное благо че
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |