Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уильям Оккам. Аристотелизм Марсилия Падуанского




Аристотелизм Марсилия Падуанского

Итальянский политический мыслитель Марсилий Падуанс-кий (между 1275 и 1280 — ок. 1343) так же, как и Фома Аквинс­кий, был сторонником и последователем Аристотеля. Он выска­зал оригинальную трактовку народного суверенитета, который, по его глубокому убеждению, не является более инструментом по­литики Церкви. Народный суверенитет становится силой, проти­востоящей гегемонии папства, в которой Марсилий Падуанский усматривал серьезную опасность для мира. Он также полагал, что подчинение индивида государству является добровольным. И по­тому в трактате «Защитник мира» Марсилий Падуанский отстаи­вал идею общественного договора, которая в последующем получит широкое распространение.

260 О". ВепеЮп РН. 1п*гос1ис1юп а 1а роН^ие. Р., 1997. Р. 57—59. 161 ВИИег 1-С. Ор.сй. Р. \45.

 

 

 

Существенный вклад в дальнейшую разработку религиозных взглядов на проблему власти внес английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представи­тель номинализма XIV в., францисканец Уильям Оккам (12901349). Он родился уже после смерти Фомы Аквинского. К тому времени пространство христианства претерпело существенные изменения, как, впрочем, изменения претерпела и сама теология. В чем суть этого изменения? Доминиканец Фома Аквинский выс­тупал с позиций доверия к разуму человека. Однако после его ухо­да из жизни едва ли не центральной темой теологии становится вовсе не доверие к разуму человека: на передний план вышла кон­цепция воли Бога. Ее суть может быть изложена следующим обра­зом: могущество Бога столь же бесконечно, как Его свобода, и Он может определять мировой порядок на основе своей собственной Воли. Подчиняясь воле Бога, мир смог бы быть другим. Однако сложившийся в мире порядок во многом определяется не столько волей Бога, сколько случайностью.

Мысль о «случайности» оказала значительное влияние на по­литическую теологию. Она начинает использовать следующее по­ложение: любая легитимация власти означает собой принятие людьми порядка, которого они сами, а не Бог желают, хотя такое положение дел не исключает возможности появления и деятельно­сти справедливого правления. Отсюда вытекает то, что называется волей человека: для францисканцев, в частности для У. Оккама, ис­поведование религии является волевым актом, природа которого приводит к определенным теолого-политическим последствиям. Бедность, в соответствии с представлениями Франциска Ассизс­кого (1181 или 1182—1226), основателя ордена францисканцев, имеет следствием то, что каждый член этого ордена должен добро­вольно принимать решение об отказе от материальных благ. Этот простой факт вызвал к жизни три утверждения У. Оккама.

Во-первых, он стал источником осуждения папства, которое тонуло в роскоши и абсолютизме Авиньона262. Пребывание пап в

262 Авиньон — город на Юге Франции на реке Рона. Здесь — местопре­бывание римского папы в 1309-1377 гг., в 1348-1791 гг. папское владение.

 

Авиньоне способствовало усилению центральной администрации Церкви, что вызывало протест верующих. Францисканцы же были убеждены в том, что в Авиньоне происходила очевидная де­формация католической Церкви. Папство злоупотребляло влас­тью, обретая мирскую мощь, что вступало в противоречие с еван­гелической традицией.

Во-вторых, добровольное и индивидуальное решение об от­казе от материальных благ, что давало возможность вступления в орден, породило теологическое оправдание империи. У Оккам воспевает империю. Причем насколько он стремится добиться уменьшения власти понтифика, настолько же он возвышает им­перский авторитет. Империя, по Оккаму, основывается на свобод­ной воле и оказывается, по сути, независимой от Церкви. Более того, она оказывается даже выше Церкви! Оккам отрицает теокра­тию и защищает тезис о подчинении папы императору. В мирских делах первенство принадлежит государству, а не Церкви.

В-третьих, центральной категорией политической теологии в версии У Оккама становится идея «индивида». Как религиозное, так и политическое сообщество могут быть только результатом свободного и добровольного согласия на то индивидов. А это дает основание говорить о том, что у Оккама вырисовывается совре­менная теория «общественного договора».

Теперь попытаемся осветить отношения между политической мыслью и теологией в наследии У. Оккама.

Номинализм и политика

В свое время Кант, а также Лейбниц пришли к осознанию того, что сущность является простой возможностью бытия, в ко­тором существование является актуализацией. Это положение было заимствовано немецкой идеалистической философией в классической теологии Альберта Великого263. Однако это положе­ние было отброшено У Оккамом. Если сущность может быть, а

263 Альберт Великий [Альберт фон Больштедт] (ок. 1193—1280) - не­мецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. На­чал перестройку и систематизацию католического богословия на базе аристотелизма, завершенную его учеником Фомой Аквинским.

 

может и не быть, утверждает Оккам, то это означает, что она мо­жет быть, а может и не быть сущностью.

Что это дает для политической теологии? Оккам задается воп­росом: что означает утверждение «власть не существует»? Это ни­чего не означает. Отсюда вытекают два принципа: с одной сторо­ны, существование может иметь только множественный смысл, а сущность является множественной, а с другой - если возмож­ность не является способом существования, а является ничем, то власть может быть только действием. Сотворение мира Богом было первым актом власти. Человек, в свою очередь, доказывает свою власть волевым действием, создавая договорной порядок (порядок политический). Власть, значит, не является «субстанци­ей», а является действием, способностью к действию, для того чтобы делать или не делать что-либо. То же самое относится к по­литике: ее субъект может быть только множественным (индивид), а его эмпирическая реальность является результатом договора, и никогда им не может быть власть индивида или сообщества, по крайней мере, после Грехопадения.

Власть и владение

Только что показанные нами два подхода предваряют анализ Оккама владения. Этот термин является существенным расшире­нием латинского слова Аоттшт, если поставить вопрос следую­щим образом: является ли политическая власть владением? Со­гласно представлениям Оккама, владение является властью для одного, нескольких или множества индивидов в присвоении благ. «Такая власть, — утверждает Ж. Кийе, — была дарована человеку Богом: перед грехопадением, т.е. перед первым разделением благ, эти блага были дарованы всем людям; они были общими в том смысле, что все могли добиваться владения ими; наши предки, будучи невинными, имели возможность обладать ими тем или иным способом, т.е. обладали властью использовать блага, необ­ходимые для своего существования. Только после грехопадения присвоение благ становится индивидуальным, и оно регулируется договорной системой»264.

264 ОипШ /. 1ЧогшпаН$те роННяие // БюСюпгшге Йе рЪПозорЫе. Р., 436.

 

Таким образом, грехопадение после Оккама не находится более в центре политической мыли, как это было у Августина Блаженно­го. Теология Оккама уделяет особое внимание вопросам свободы индивидов. Политическая «автономия» индивида не сводится к ле­гитимации им власти простым фактом заключения договора. Ок­кам глубоко убежден в том, что политическая власть может подвер­гаться осуждению, а властители могут быть сменяемыми. А потому народ должен обладать правом на сопротивление властителям.

И еще одно обстоятельство нельзя не отметить. Весьма ориги­нальной и «современной» в доктрине У. Оккама является постановка вопроса о том, что общество не имеет реальности вне индивидов, его составляющих. Как, впрочем, и Церковь есть не что иное, как сово­купность верующих (христианских индивидов). В этом пункте, как отмечает Ж.-К. Биллье, можно видеть поразительную аналогию между анализом Церкви и общества, а также тот факт, что теологи­ческая проблематика Церкви определяет теолого-политический подход к анализу общества. Такой подход, по сути дела, открывает путь для Реформации, утверждая, что все верующие обладают леги­тимным правом как в догматике, так и в духовной области вообще. Каждый христианин в силу этого обладает правом бороться против папы, которого Оккам считал еретиком. Есть, видимо, все основа­ния полагать, что данная позиция Оккама предваряет современные идеи о праве индивида бороться против государства, если оно своей политикой встало на путь нарушения конституции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.