КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уильям Оккам. Аристотелизм Марсилия Падуанского
Аристотелизм Марсилия Падуанского Итальянский политический мыслитель Марсилий Падуанс-кий (между 1275 и 1280 — ок. 1343) так же, как и Фома Аквинский, был сторонником и последователем Аристотеля. Он высказал оригинальную трактовку народного суверенитета, который, по его глубокому убеждению, не является более инструментом политики Церкви. Народный суверенитет становится силой, противостоящей гегемонии папства, в которой Марсилий Падуанский усматривал серьезную опасность для мира. Он также полагал, что подчинение индивида государству является добровольным. И потому в трактате «Защитник мира» Марсилий Падуанский отстаивал идею общественного договора, которая в последующем получит широкое распространение. 260 О". ВепеЮп РН. 1п*гос1ис1юп а 1а роН^ие. Р., 1997. Р. 57—59. 161 ВИИег 1-С. Ор.сй. Р. \45.
Существенный вклад в дальнейшую разработку религиозных взглядов на проблему власти внес английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV в., францисканец Уильям Оккам (1290 — 1349). Он родился уже после смерти Фомы Аквинского. К тому времени пространство христианства претерпело существенные изменения, как, впрочем, изменения претерпела и сама теология. В чем суть этого изменения? Доминиканец Фома Аквинский выступал с позиций доверия к разуму человека. Однако после его ухода из жизни едва ли не центральной темой теологии становится вовсе не доверие к разуму человека: на передний план вышла концепция воли Бога. Ее суть может быть изложена следующим образом: могущество Бога столь же бесконечно, как Его свобода, и Он может определять мировой порядок на основе своей собственной Воли. Подчиняясь воле Бога, мир смог бы быть другим. Однако сложившийся в мире порядок во многом определяется не столько волей Бога, сколько случайностью. Мысль о «случайности» оказала значительное влияние на политическую теологию. Она начинает использовать следующее положение: любая легитимация власти означает собой принятие людьми порядка, которого они сами, а не Бог желают, хотя такое положение дел не исключает возможности появления и деятельности справедливого правления. Отсюда вытекает то, что называется волей человека: для францисканцев, в частности для У. Оккама, исповедование религии является волевым актом, природа которого приводит к определенным теолого-политическим последствиям. Бедность, в соответствии с представлениями Франциска Ассизского (1181 или 1182—1226), основателя ордена францисканцев, имеет следствием то, что каждый член этого ордена должен добровольно принимать решение об отказе от материальных благ. Этот простой факт вызвал к жизни три утверждения У. Оккама. Во-первых, он стал источником осуждения папства, которое тонуло в роскоши и абсолютизме Авиньона262. Пребывание пап в 262 Авиньон — город на Юге Франции на реке Рона. Здесь — местопребывание римского папы в 1309-1377 гг., в 1348-1791 гг. папское владение.
Авиньоне способствовало усилению центральной администрации Церкви, что вызывало протест верующих. Францисканцы же были убеждены в том, что в Авиньоне происходила очевидная деформация католической Церкви. Папство злоупотребляло властью, обретая мирскую мощь, что вступало в противоречие с евангелической традицией. Во-вторых, добровольное и индивидуальное решение об отказе от материальных благ, что давало возможность вступления в орден, породило теологическое оправдание империи. У Оккам воспевает империю. Причем насколько он стремится добиться уменьшения власти понтифика, настолько же он возвышает имперский авторитет. Империя, по Оккаму, основывается на свободной воле и оказывается, по сути, независимой от Церкви. Более того, она оказывается даже выше Церкви! Оккам отрицает теократию и защищает тезис о подчинении папы императору. В мирских делах первенство принадлежит государству, а не Церкви. В-третьих, центральной категорией политической теологии в версии У Оккама становится идея «индивида». Как религиозное, так и политическое сообщество могут быть только результатом свободного и добровольного согласия на то индивидов. А это дает основание говорить о том, что у Оккама вырисовывается современная теория «общественного договора». Теперь попытаемся осветить отношения между политической мыслью и теологией в наследии У. Оккама. Номинализм и политика В свое время Кант, а также Лейбниц пришли к осознанию того, что сущность является простой возможностью бытия, в котором существование является актуализацией. Это положение было заимствовано немецкой идеалистической философией в классической теологии Альберта Великого263. Однако это положение было отброшено У Оккамом. Если сущность может быть, а 263 Альберт Великий [Альберт фон Больштедт] (ок. 1193—1280) - немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. Начал перестройку и систематизацию католического богословия на базе аристотелизма, завершенную его учеником Фомой Аквинским.
может и не быть, утверждает Оккам, то это означает, что она может быть, а может и не быть сущностью. Что это дает для политической теологии? Оккам задается вопросом: что означает утверждение «власть не существует»? Это ничего не означает. Отсюда вытекают два принципа: с одной стороны, существование может иметь только множественный смысл, а сущность является множественной, а с другой - если возможность не является способом существования, а является ничем, то власть может быть только действием. Сотворение мира Богом было первым актом власти. Человек, в свою очередь, доказывает свою власть волевым действием, создавая договорной порядок (порядок политический). Власть, значит, не является «субстанцией», а является действием, способностью к действию, для того чтобы делать или не делать что-либо. То же самое относится к политике: ее субъект может быть только множественным (индивид), а его эмпирическая реальность является результатом договора, и никогда им не может быть власть индивида или сообщества, по крайней мере, после Грехопадения. Власть и владение Только что показанные нами два подхода предваряют анализ Оккама владения. Этот термин является существенным расширением латинского слова Аоттшт, если поставить вопрос следующим образом: является ли политическая власть владением? Согласно представлениям Оккама, владение является властью для одного, нескольких или множества индивидов в присвоении благ. «Такая власть, — утверждает Ж. Кийе, — была дарована человеку Богом: перед грехопадением, т.е. перед первым разделением благ, эти блага были дарованы всем людям; они были общими в том смысле, что все могли добиваться владения ими; наши предки, будучи невинными, имели возможность обладать ими тем или иным способом, т.е. обладали властью использовать блага, необходимые для своего существования. Только после грехопадения присвоение благ становится индивидуальным, и оно регулируется договорной системой»264. 264 ОипШ /. 1ЧогшпаН$те роННяие // БюСюпгшге Йе рЪПозорЫе. Р., 436.
Таким образом, грехопадение после Оккама не находится более в центре политической мыли, как это было у Августина Блаженного. Теология Оккама уделяет особое внимание вопросам свободы индивидов. Политическая «автономия» индивида не сводится к легитимации им власти простым фактом заключения договора. Оккам глубоко убежден в том, что политическая власть может подвергаться осуждению, а властители могут быть сменяемыми. А потому народ должен обладать правом на сопротивление властителям. И еще одно обстоятельство нельзя не отметить. Весьма оригинальной и «современной» в доктрине У. Оккама является постановка вопроса о том, что общество не имеет реальности вне индивидов, его составляющих. Как, впрочем, и Церковь есть не что иное, как совокупность верующих (христианских индивидов). В этом пункте, как отмечает Ж.-К. Биллье, можно видеть поразительную аналогию между анализом Церкви и общества, а также тот факт, что теологическая проблематика Церкви определяет теолого-политический подход к анализу общества. Такой подход, по сути дела, открывает путь для Реформации, утверждая, что все верующие обладают легитимным правом как в догматике, так и в духовной области вообще. Каждый христианин в силу этого обладает правом бороться против папы, которого Оккам считал еретиком. Есть, видимо, все основания полагать, что данная позиция Оккама предваряет современные идеи о праве индивида бороться против государства, если оно своей политикой встало на путь нарушения конституции.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |