КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Два тела короля
Говоря о Средних веках, в частности, о периоде после григорианской церковной реформы, можно использовать классический труд Эрнста Канторовича (1895—1963) «Два тела короля. Исследование средневековой политической теологии», который был опубликован в 1957 г. Основная идея Канторовича заключается в том, что большинство концепций современной теории государства является секуляризированными теологическими концепциями. Его же исследование нацелено на изучение «двух тел короля» в средневековой мысли: подобно тому как мистическое тело имеет «голову» в лице Божественной персоны Христа, мирское тело гражданского общества имеет «голову» в лице короля. Король обладает властью, присущей его персоне и получающей выражение в его функции, но он сохраняет и сакральное измерение, связанное с божественным происхождением его власти. Теория «королевского могущества» имеет христологическое происхождение: подобно тому как Христос является одновременно и Богом, и Человеком, король является мирским и духовным лицом, лицом светским и священным. Король обладает человеческой природой, но он облечен властью Богом. Есть все основания говорить, что в эпоху Каролингов «царство Христа» обладало королевским могуществом на Земле. Интерпретация политической власти Э. Канторовичем позволяет осмыслить более глубоко западную политическую мысль. О чем идет речь? Прежде всего, этот подход позволяет видеть политический аспект теологии: в рамках неизменного соперничества власти Церкви и власти государства оказывается далеко не просто определить юридический статус политической власти как с точки зрения теологии, так и с точки зрения «политики». Для того чтобы обеспечить собственное духовное могущество и иметь способность противостоять мирской власти, сама Церковь вынуждена была превращаться в политическую власть и осмысливать себя с юридической точки зрения. Такие «политические» и «юридические» усилия в большей мере присущи мирской политической власти, откуда они заимствуются Церковью. И наоборот, мирская власть заимствует в христологии модель своей легитимации перед лицом Церкви. Такое заимствование или, говоря точнее, взаим-
ное обогащение и Церкви, и государства с концептуальной точки зрения лишний раз подчеркивает различия между природой этих двух социальных институтов. Дальнейшее развитие власти Церкви происходит начиная с XII в. В этот период папа как глава католической Церкви начинает все более активно использовать в своих интересах символы королевского или имперского могущества. Папа становится наместником Бога на Земле. С этого момента, как отмечает Ж. Кийе, «осуществляется перераспределение ролей... Если король является первоначальным образом Бога, наместником Бога, если божественное происхождение королевской власти подтверждается, то именно персона Сына Божьего "подчинена" папами себе, которые являются наместниками Христа на Земле. Начиная с Иннокентия III252, королевская власть "божественного права" замещается "литургической властью", приводя в действие, таким образом, процесс секуляризации; юридическая философия, обосновывая суверенитет, заменяет «психологию» двух природ»253. Как отмечает Ж.-К. Биллье, теологическая мысль так и не смогла осмыслить проблему инкарнации, ибо она часто смешивается теологами с понятием инкорпорации. Такой является теологическая версия доктрины «двух тел короля». Во-вторых, подход Э. Канторовича позволяет увидеть теологическое прочтение политики. Отмечая важную роль юристов, он объясняет, каким образом они содействовали превращению христианской мысли в политическую. Длительный конфликт между папством и государствами был своеобразным горнилом, в котором выковывались концептуальные инструменты современной власти, а также осуществлялось обожествление политической власти. В итоге произошла удивительная эволюция: христианство, основанное на Евангелиях и идее абсолютного превосходства Божественного могущества, претерпевало изменения
под влиянием «подозрения» Августина Блаженного и его последователей в период Средневековья в изначально греховной природе мирской власти, что по многим соображениям (и не в последнюю очередь по политическим соображениям) содействовало автономизации мирской власти и даже (быть может, не желая того) ее сакрализации. В такой постановке вопроса отчетливо проявляется процесс обмена и взаимного влияния теологических и политических концепций. Парадокс короля, «обладающего» двумя телами — смертным и эмпирическим телом царствующего лица, с одной стороны, и бессмертным и трансцендентным телом, которое является результатом символической инкорпорации королевской власти и символического изображения — с другой, — тесным образом связан с тенденцией политического развития, в соответствии с которой, например, в парламентском институте социальное основание общества оказывается в меньшей мере представленным, чем это выражено в его инкорпорировании254.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |