КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Амвросий Медиоланский
Амвросий239 был избран епископом Милана в 374 г. Римлянин, современник императора Константина и Евсевия Кесарийского, он выдвинул иное понимание, отличное от «восточного», соотношения духовной и мирской властей. А потому его иногда называют родоначальником римской, а затем и западной модели такого соотношения. В противовес византийской теократии он вводит в указанное соотношение элементы «республики» в том, что касается аналогии в вопросах долга религиозных чиновников и чиновников Римского государства. При этом он со всей определенностью подчеркивал независимость Церкви от политической власти. Как ни парадоксально, его доктрина, оказавшая существенное влияние на политическую историю Церкви, вплоть до 1963 г. никогда не ставилась под вопрос. Удивительно, но факт: десятилетие (с 380 по 390 г.) будет оказывать весьма существенное влияние на историю шестнадцати столетий. Выделим и такой аспект. В 380 г. христианство стало официальной религией Византии. А в 385 г., пять лет спустя, Амвросий заявляет о своей независимости, отказываясь подчиняться импер- 239 Амвросий Медиоланский (339/340-379) — епископ, учитель Церкви, один из четырех западных Отцов Церкви. (Современное название города - Милан, Италия.)
ским предписаниям, что, по сути дела, превращает мирскую власть в приверженцев арианства, т.е. ереси. В 386—390 гг. Амвросий выступил против римских аристократов, многие из которых стремились возродить языческий Рим. Высшим практическим проявлением доктрины Амвросия стало его решение от 390 г. об отлучении Феодосия от Церкви: Феодосии был обвинен в преступлении, ужасном в глазах Амвросия. Речь идет об избиении младенцев в Фессалониках240. «Ты повторил Давида в его преступлении, повтори его же в его раскаянии», — скажет Амвросий Феодосию, запретив ему войти в церковь.
Встает вопрос: проявляется ли в осуждении Феодосия Амвросием осознанная воля последнего ограничить императорскую власть и заложить такой подход в политическую доктрину? В этом можно, наверное, сомневаться. Решение Амвросия — это прежде всего акт духовный. Он действует в соответствии с принципом, согласно которому «император в Церкви, а не над ней», а точнее — в соответствии с формулой Тертуллиана241: «Император' велик, так как он меньше, чем Небо!» Какими бы ни были подлинные намерения Амвросия в его решении в отношении Феодосия, изгнание последнего из Церкви будет постоянно вспоминаться в Средние века. Для нас же важно другое: вслед за этим христианство глубоко проникает в политику. При этом оно стремится быть независимым от политической власти, как, впрочем, и политическая власть стремилась постоянно руководствоваться стремлением быть независимой от власти религиозной. Однако такая двойная автономия никогда не была простой и однозначной: сферы действия этих двух властей пересекаются между собой и в итоге возникает неравновесие между ними, которое действует в те или иные исторические периоды в пользу той или иной власти. 240 В Византии второй по величине город после Константинополя. 241 Тертуллиан Квинт Септилий Флоренс (ок. 160 - после 220) — христианский теолог и писатель. Подчеркивая пропасть между библей ским откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. Развивал своеоб разный мистический материализм: души и даже бог — тела особого рода.
3.4.5. Августин Блаженный
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |