Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Амвросий Медиоланский




Амвросий239 был избран епископом Милана в 374 г. Римлянин, современник императора Константина и Евсевия Кесарийского, он выдвинул иное понимание, отличное от «восточного», соот­ношения духовной и мирской властей. А потому его иногда на­зывают родоначальником римской, а затем и западной модели такого соотношения. В противовес византийской теократии он вводит в указанное соотношение элементы «республики» в том, что касается аналогии в вопросах долга религиозных чиновни­ков и чиновников Римского государства. При этом он со всей определенностью подчеркивал независимость Церкви от поли­тической власти.

Как ни парадоксально, его доктрина, оказавшая существен­ное влияние на политическую историю Церкви, вплоть до 1963 г. никогда не ставилась под вопрос. Удивительно, но факт: десяти­летие (с 380 по 390 г.) будет оказывать весьма существенное влия­ние на историю шестнадцати столетий.

Выделим и такой аспект. В 380 г. христианство стало офици­альной религией Византии. А в 385 г., пять лет спустя, Амвросий заявляет о своей независимости, отказываясь подчиняться импер-

239 Амвросий Медиоланский (339/340-379) — епископ, учитель Церк­ви, один из четырех западных Отцов Церкви. (Современное название го­рода - Милан, Италия.)

 

ским предписаниям, что, по сути дела, превращает мирскую власть в приверженцев арианства, т.е. ереси. В 386—390 гг. Амвро­сий выступил против римских аристократов, многие из которых стремились возродить языческий Рим. Высшим практическим проявлением доктрины Амвросия стало его решение от 390 г. об отлучении Феодосия от Церкви: Феодосии был обвинен в пре­ступлении, ужасном в глазах Амвросия. Речь идет об избиении младенцев в Фессалониках240. «Ты повторил Давида в его преступ­лении, повтори его же в его раскаянии», — скажет Амвросий Фео­досию, запретив ему войти в церковь.

Встает вопрос: проявляется ли в осуждении Феодосия Амвро­сием осознанная воля последнего ограничить императорскую власть и заложить такой подход в политическую доктрину? В этом можно, наверное, сомневаться. Решение Амвросия — это прежде всего акт духовный. Он действует в соответствии с принципом, со­гласно которому «император в Церкви, а не над ней», а точнее — в соответствии с формулой Тертуллиана241: «Император' велик, так как он меньше, чем Небо!»

Какими бы ни были подлинные намерения Амвросия в его решении в отношении Феодосия, изгнание последнего из Церкви будет постоянно вспоминаться в Средние века. Для нас же важно другое: вслед за этим христианство глубоко проникает в политику. При этом оно стремится быть независимым от политической вла­сти, как, впрочем, и политическая власть стремилась постоянно руководствоваться стремлением быть независимой от власти ре­лигиозной. Однако такая двойная автономия никогда не была простой и однозначной: сферы действия этих двух властей пере­секаются между собой и в итоге возникает неравновесие между ними, которое действует в те или иные исторические периоды в пользу той или иной власти.

240 В Византии второй по величине город после Константинополя.

241 Тертуллиан Квинт Септилий Флоренс (ок. 160 - после 220) —

христианский теолог и писатель. Подчеркивая пропасть между библей­

ским откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал

веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. Развивал своеоб­

разный мистический материализм: души и даже бог — тела особого

рода.

 

3.4.5. Августин Блаженный




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.