КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
У истоков западной модели христианства
Отсутствие традиции оппозиции власти Второй момент касается существенных различий в западном и восточном христианстве по вопросу оппозиции власти. Западная модель власти характеризовалась эволюцией в деле ограничения абсолютизма, а в итоге — утверждением разделения политики и религии. Неудивительно, что одной из тем западной религиозной мысли станет тема «права на сопротивление» политической власти, что было отмечено, например, еще в XVI в.233 Ничего подобного не существовало в восточной версии христианства. Раскол в XI в. еще более усилил указанное различие. После крушения Константинополя, который был завоеван турками в 1453 г., Москва стала «Третьим Римом» и продолжала политико-религиозную симфонию. Православие так и не смогло выйти за пределы модели сакрализации мирской власти. Есть все основания утверждать, что в России так и не сложилась теология сопротивления власти. Да и в политической жизни православных стран не было, по сути дела, прямых масштабных выступлений против власти. Правда, было бы неверно отрицать наличие масштабных выступлений против коммунистических режимов в ряде европейских стран (Восточный Берлин, Будапешт, Гданьск, например), но это были страны, где господствовали католицизм и протестантство. А потому некоторые исследователи утверждают:
Один из видных представителей неокантианства, немецкий философ Эрнст Кассирер (1854—1924) отметил важный момент: латинские отцы-основатели Церкви дистанцировались от древнегреческой политической философии235. Как мы уже отмечали, в античной Греции не было ничего выше полиса. Правда, существовал и Бог. В итоге государство окажется поднятым на самое высокое место в истории западной политической теологии236, но оно подвержено опасности быть «плохим» в своей сущности в результате изначального грехопадения. «В этом отношении среди христианских мыслителей сложилось единство, — пишет Э. Кассирер. — Идет ли речь об Иринее237 во II в., Августине в V в. или Григории Великом в VI в., у всех у них одна и та же концепция. Правительство, скажет Ириней, оказалось необходимым, так как люди отделены от Бога, ненавидят себе подобных и впадают в заблуждения и беспорядки разного рода... Государство сможет получить оправдание до некоторой степени, но оно никогда не сможет рассматриваться превосходным. Самим фактом своего происхождения оно не может восприниматься чистым и незапятнанным»238. И если исходить из Евангелий, согласно которым Христос сам отделил себя от функций царя и священника, то нужно согласиться с тем, что западная традиция исходит из того, что власть не является Существом, в котором сливается воедино духовное и мирское. Такое признание привело бы к уничтожению Божественного закона, который находится неизмеримо выше человеческих законов.
231 СГ. ЗоШегп КЖ Ь'Ё Изе е! 1а зоаёгё дапз 1'ОссИегй тёсИёуа1. Р., 1997. 232 ВПИег1.-С. Ор. ей. Р. 126-127. 233 Виге Т. с!е. Тгайё <1е ГаиЮпЧё дез та^зНай еп 1а рипШоп с1е$ з. Р., 1575; Р1езш-Могпау РН. йе. Ое 1а ршззапсе 1ё Ште ёи Рппсе зиг 1е реир1е е1 йи реир1е зиг 1е Рппсе. Р., 1581.
234 СГ. ВПИег1-С. Ор ей. Р. 127. 235 СГ. Сашгег Е. Ье Му1Ье сГЁШ. Р., 1993 236 Данте А. Монархия. М., 1994. 237 Ириней Лионский (ок. 130 — ок. 200) — христианский богослов, епископ из г. Лиона 238 СГ. ВИНег1-С. Ор. ей. Р. 128.
Западная Церковь основывается на таком понимании. А оно предполагает существование в этом мире двух авторитетов: мирского и духовного. И тот и другой при этом являются независимыми и действуют внутри одного и того же человеческого общества. Каждый из них является высшим в своей области действия и подчиненным одновременно. В принципе духовная власть должна иметь возможность судить о власти мирской, и она как бы находится на более высоком положении по отношению к последней. Однако одновременно признается автономность мирской власти, так как она, в свою очередь, во многом обосновывает автономность и авторитет духовной власти.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |