КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Светские и сверхсветские ценности
Легитимация политики Политика христианства Порядок любви и порядок политики Отрывок из послания римлянам является частью этических размышлений о христианском отношении к любви. Это не является полной концептуальной интеграцией, а отражением наличия известного напряжения между порядком любви и порядком политики. Это хорошо выразил Поль Рикер: «Павел нам говорит о проблеме в большей мере, чем о решении... Павел даже не пытался сводить политический авторитет к этике любви; он рассматривает эту инстанцию государства в перечне человеческого; он опирается на нее, когда отстаивает римское гражданское качество; он знает, что спокойствие порядка является условием христианской проповеди. Он предвидит совпадение двух видов педагогики человеческого рода, педагогики любви и педагогики справедливости, педагогики сопротивления и педагогики наказания, педагогики привязанности и страха. Он предвидит их совпадение... но не единство»208.
Можно выделить два подхода из всего множества в оценке слов святого апостола Павла. Один принадлежит Эрнсту Каземанну, который утверждает, что Павел говорит не о том или ином политическом режиме или легитимности любого из возможных политических режимов. Он говорит о политике как таковой206. А вот пози-
В послании святого апостола Павла обращает на себя внимание совместимость трансцендентных, сверхсветских ценностей, передаваемых христианством, и светских ценностей политики, созданных политическим режимом. В Древней Греции, как известно, полис был альфой и омегой политической жизни: ничего не
205 О". ВИНег^-С. Ор. сИ. Р. 116-118. 206 СГ. Казетапп Е. Еззаш ехё^ё^иез. Р., 1971.
207 С1 ВПИег^-С. Ор. ск. Р. 118. 208 ШссеигР. ШЫк е! Уёгкё. Р., 1955. Р. 250.
существовало над городом. С появлением христианства утвердилось абсолютное первенство метафизического порядка: «над» городом людей существует град Божий. Человек в этом мире зависит прежде всего от Бога, а не от человека. «Согласно учению Христа, а затем и апостола Павла, — пишет Луи Дюмон, - христианин является "индивидом-в-отношении-к-Богу". Как говорит Трельч, налицо "абсолютный индивидуализм и абсолютный универсализм" в отношении [человека] к Богу»209. В таком подходе равенство людей, говоря словами Трельча, «существует исключительно в присутствии Бога»210. «На языке социологии, — пишет Л. Дюмон, — это означает эмансипацию индивида через самоопределение {1гапзсепёепсе) и объединение индивидов-вне-мира в сообщество, которое шествует по земле, но сердце которого находится на небе; такова, может быть, приемлемая формула для христианства»2". В таком подходе, исповедующем, как мы уже сказали, абсолютный индивидуализм, нужно отказаться от социальной власти, основанной на принципах иерархии. А политическое сообщество не может не быть свободной ассоциацией индивидуальных воль. И потому христианство, по апостолу Павлу, является производителем «политики», в основе которой лежит универсализм и индивидуализм. Такая гипотеза неизбежно предполагает, как отмечает Марсель Гоше, постепенное разрушение структуры внутренней власти в самом христианстве (католическая Церковь, например, подверглась атаке в период Реформации на основе защиты индивида), а также и самого христианства, которое постепенно становилось «религией выхода из религии»212. И на передний план политики вышел индивид.
пример сближения, если не слияния, политической власти и власти духовной. Император Константин получил в своей деятельности полную поддержку Церкви, а после его победы у Моста Мильвиус в 380 г. он превратит христианство в государственную религию. В итоге Церковь наделялась политической властью, а император — властью религиозной. Император, изгоняя язычников, способствовал тому, что гонимая Церковь превратилась в гонителя. Этот факт и до сегодняшнего дня привлекает к себе внимание многих исследователей. Вот, например, как уже упоминавшийся нами Ж. Эллюль пишет по этому поводу: «Церковь является политической силой, но она всегда находится на службе политической силы, находящейся у власти или овладевающей властью. В последующем она будет Священной Римской империей в Германии, а также на службе королю Франции... Она будет освящать всех королей, которые будут получать власть вследствие трагических или бурных, а иногда кровавых и несправедливых событий. Церковь легитимизирует все. И это было даже логичным с того момента, когда она сочла возможным объединиться с действующей властью. Она станет республиканской в период Республики так же, как она была монархической при монархии. И всегда она выдвигала непревзойденные теологические аргументы. Необходим был, конечно, монархический режим, который являлся бы отражением монархического единства с Богом. Таким же образом нужна была бы Республика, которая стала бы отражением народа, которого Бог избрал на Земле. Или еще нужна была демократия для того, чтобы продемонстрировать, что Бог объединился с волей народов... Немецкая Церковь стала гитлеровской феШзсНе СкгШеп), когда Гитлер пришел к власти»213.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |