КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Могущество осуществляется в слабости
Евангелическое послание обладает двойственностью: призыв к радикальному «протесту» не является «политическим», призывающим к свержению власти. Оскар Кульман попытался дать характеристику евангелической позиции по отношению к политической власти: «Иисус не считал государство как законченную данность, которую можно было бы сравнивать с Царством Бога. Евангелие дано в соответствие с еоп (эпохой), которая еще длится, но которая должна исчезнуть с приходом Царства. Последователь Иисуса поэтому имеет право и долг рассматривать государство в соответствии со своими знаниями Царства, которое грядет, и во- тЕНии. Ор. ск. Р. 138. 200 Сенеаи М. де. Ье СпшИашзте ёс1а1ё. Р., 1974. Р. 36.
лей Бога. Но как долго будет длиться этот еоп, также долго будет существовать государство, а потому даже римское языческое государство тем не менее желаемо Богом»201. Эта заключительная формула (желаемо Богом) носит спорный характер: Бог желал бы несправедливую власть? И не следует ли в ней видеть уважение человеческой свободы? В мире существует случайность, в соответствии с которой человек может оказываться в поле несправедливых или просто несовершенных властей. Без такой свободы ответственность человека, который может и должен противостоять несправедливой власти, не может быть осознана. Сила христианства выявляет и свою слабость: необходимо, чтобы свобода существовала изначально, позволяя блуждание, а также и спасение. Мистика творения, писал Клод Тресмонтан, заключается «в создании свободы, которая, в свою очередь, призвана быть созидательной, творческой... и призванной приносить плоды»202. Свобода является властью при условии, что она находится на службе Богу. Не суть важно, что люди являются слабыми (грешными, обманутыми псевдовластями, слабыми перед мирской властью), однако, обратившись к Богу, они обретают силу: «Сила Моя совершается в немощи», — говорится во втором послании к коринфянам святого апостола Павла203. 3.3. ПОСЛАНИЕ РИМЛЯНАМ 3.3.1.1Чи11а ро1е8*а8 Ш81 а йео Суть этого послания заключена в знаменитой формуле: «Всякая власть от Бога». Эта формула сыграла значительную роль в политической истории Запада. Она, в частности, лежала в основе подхода теоретиков «божественного права» в XVII в. Так, в работах Суареса или Боссюэ были положены в основу слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». 201 СиИтап О. Б1еи е1 Сёзаг. Р., 1956. Р. 55. 202 ТгехтопШп! С. Ьа Мё^арЬу8^^ие ёи сЬпзйагште. Р., 1961. Р. 68.
Второе послание к коринфянам святого апостола Павла // Библия.
«Посему противящийся власти противится Божию установлен нию. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение».? «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее». «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон»204. Исторический контекст формулы Можно полагать, что святой апостол Павел встретился с сильным движением внутри сообщества, которое могло привести христиан к утрате интереса к миру в ожидании скорого его конца. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что Павел призвал христиан Рима не выступать против повышения налогов Нероном. Эта гипотеза носит спорный характер. В частности, текст датируется 57 годом. А в это время еще не было преследования христиан. Они начнутся в 64 г., а потом — в 90-е гг. Правда, можно полагать, что христиане того времени, отождествляемые с евреями, испытывали последствия декрета Клавдия, который выслал евреев из Рима в 49—50 гг. В этом случае Павел заботился о том, чтобы подозрительного отношения к Римской церкви не было со стороны властей. Однако обращает на себя внимание тот факт, что Павел использует словарь мирской власти того времени. При этом ключевой термин «ехошга» обозначает в этом тексте политическую и судебную власть, а вовсе не «могущество» (ангельское или демоническое), что характерно для других текстов Павла. Короче говоря, эти силы нельзя рассматривать как «силы зла», с которыми боролся Иисус. Трудно представить себе, чтобы Павел призывал подчинять христиан силам зла. Однако политические последствия этого под- 204 Послание к римлянам святого апостола Павла // Библия. С. 200.
хода ясны: текст Павла не следует понимать, как приказ христианам подчиняться несправедливой политической власти. Более того, можно сомневаться, что тема подчинения властям, даже образованным Богом, является двигателем размышления Павла. Эта тема находится, скорее на заднем культурном и религиозном плане, который наследует апостол Павел. На основе еврейского наследия Павел рассматривает божественный институт власти как критическую инстанцию человеческого авторитета: подчинение авторитету не является подчинением людям, а подчинением Богу. С этой точки зрения можно рассматривать слова Павла как тонкую стратегию освобождения от политической власти: христиане Рима были призваны освободиться от принуждений со стороны властей, освобождаясь от долга перед этой властью. Строгим подчинением навязываемым мирской властью законам верующий освобождается от моральной связи: он ничего не должен власти, но он признает ее глубокую связь с подлинной властью, властью Бога. И потому весьма трудно превратить указанную позицию Павла в христологическую доктрину государства, как основанного Богом и как абсолютно легитимного. Можно выражать глубокое сомнение в том, что Павел желал легитимизировать всякую власть, в том числе и откровенно несправедливую. Однако следует подчеркнуть, что в этом тексте не поднимается вопрос поведения христиан перед лицом несправедливого авторитета (тиранического, арбитражного и т.д.). И тем более нельзя усматривать в этом тексте отождествления политической власти с властью божественного права205.
ция Ж.-К. Зелена: «Речь идет о легитимном порядке, о политике с еврейской точки зрения, которая включает в себя, однако, нестабильность и временность; однако этот политический порядок включает в себя управление юстицией и правом в большей мере, нежели имперский политический порядок в смысле крупного проекта»207.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |