КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Активное осознание опасности власти
Ветхий Завет и вопросы власти Во-первых, нужно отметить, ч то термин «власть» не имеет эк-вивалента в древнееврейском тексте Ветхого Завета. Некоторые толкователи полагают, что слово татШкак может выражать этот смысл, но оно наделено и тем, что связано с характеристикой категории «господство». Ветхий Завет не трактует вопрос власти чисто концептуально. Он свидетельствует прежде всего о «реакции, производимой злоупотреблением властью, или, наоборот, об ее осуществлении в соответствии идеалом уагмзг»179. Встает вопрос, которым задается Б. Рено: не содержит ли Ветхий Завет описание конкретных ситуаций особого функциониро-
Нужно отметить два момента. Во-первых, «царская власть рассматривалась позитивно как некая дифференциация власти, как позитивная инициатива Бога в пользу своего народа»181. И во-вторых, как отмечал пророк Самуил, царский институт у других народов был создан по образу и подобию такого института, возникшего в Израиле. При этом оказалось, что в этих других странах он отличался известной «деградацией идеального авторитета, как заменитель более прямого божественного правления, как некое замещение того, при помощи чего израильтяне отчуждали свою свободу». Царствование является крайним средством, потому что, как покажет историческое развитие, весьма трудно найти царя (короля), который отвечал бы в полной мере пожеланиям Бога. Ибо взгляд Бога отличается от взгляда людей. А потому Ж.-К. Эслен делает следующий вывод: «Царствование на основе божественного права воспринимается в этом тексте как наказание народа... Урок Самуила никогда не будет забыт. Опасность абсолютного царствования является постоянной темой христианской литературы». Ветхий Завет отмечен превосходством Бога, полит ич еская в ласть являет ся только вторичной формой вл аствования и за час-туюот ень опасной, но опирающейся тем не менее на божеств енно е могущ ество. На этом, в частности, настаивал М. Вебер: если не учитывать сильное воздействие божественного слова, то «действительно невозможно объяснить, почему этот народ не был рас-
1 СГ. Кепаий В. Рочуснг гоуа! еХ ШёосгаНе // Роиуснг е1 уёгйё. Р., 1981.
180 а. ВоПего /. Ье О1еи с1е 1а В1Ые. Р., 1997. 181 ЕаПп /.-С. О1еи е! 1е роиуслг. Р., 1999. Р. 25.
шатан в своей вере под воздействием ужасных политических перипетий, почему убеждения этого народа, напротив, в силу единственного парадокса в истории, оказались прочными и окончательно укрепленными»182. Слово пророков будет постоянно вдохновлять народ на преодоление зла и наделять его надеждой поверх принудительных воздействий человеческой власти. Царская власть, а более широко - и вся политическая власть — отличается от духовной власти, которая возвышается над ней. На основе Ветхого Завета можно выделить три момента по поводу власти. Разделять духовное и мирское у Первое, что можно отметить вслед за Ж.-К. Зеленом, — это разделение мирской и духовной властей. Конечно, абсолютная власть находится в руках Бога. Но на Земле подлинная власть принадлежит слову пророка, откуда берет начало идея «духовной власти», а позднее — идея «свободы Церкви», которая заботится о своей независимости от государей, в то время как мирская власть становилась все менее «теократической». «Книга пророка Даниила» отразит это положение в рассказе о страданиях народа Израиля при господстве фараона, который наделен образом царя-гонителя. «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей»183. И если Господь низлагает и поставляет царей, то это происходит потому, что человеческое правление является хрупким и гибельным, ибо только господство Бога является легитимным и всемогущим. Антиполитическое видение? Второй момент в подходе к власти в работе Ж.-К. Зелена. Если действительно политическая власть «релятивизирована» античным иудаизмом, не является ли более глубокой постановка
под вопрос вообще политической власти? Вопреки традиции христианства, получившей свое выражение в доктрине «Оттз роЫзШз а Бео» (Вся власть от Бога), нужно безусловно подчеркнуть, что власть политического «низвержения» христианства заложена в Ветхом Завете. Не ставя перед собой задачу дать однозначную интерпретацию библейского текста (это для одного автора непосильная задача), приведем только одно высказывание Жака Эл-люля, которое достаточно полно выражает обобщенную характеристику взглядов различных авторов на вопрос власти в Ветхом Завете. «Центральная идея (его работ) заключается в том, что библейская концепция, уже в Ветхом Завете, несмотря на требование Израиля как нации, но особенно в Новом Завете, где Церковь "Новый Израиль" является антигосударственной, эта концепция не является вовсе аполитичной, она является антиполитичной в том смысле, что она отказывается наделять политику некой ценностью. Она является антиэтатической в том смысле, что политическая власть является властью-идолом, приводящей неизбежно к идолопоклонству. Христианство не дает никакого оправдания политической власти, и даже наоборот, оно ставит эту власть радикально под вопрос. Напомню три момента в следующем перечислении. В Ветхом Завете: режим судей является аполитическим режимом, Бог остается единственным царем, судья появляется во время кризиса, и он избирается непосредственно Богом. Это ан-тиэтатический режим, нет никакой постоянной организации власти. Во-вторых, происхождение царской власти, которую желал древнееврейский народ, осуществлено против воли Бога. Царская организация власти формально осуждена с ее аргументами аи Нос, которые ценятся всегда. В-третьих, эти оценки царей Израиля и Самарии в книге царей (а не в хронике), в которой мы видим, что они характеризуются как плохие цари перед лицом Бога, будучи в миру «великими царями», т.е. победителями, славными и богатыми. В отличие от победителей, побежденные цари, которые знали только поражения, оценивались как верные и набожные... Наконец, острая оценка Екклесиаста, которая выражает ужасным образом суетность, бесполезность, ничтожность царской власти»184.
182 МЬегМ. Ье.Гидапзте апияие. Р., 1970. Р. 441; Ыт 1.-С. Ор. сИ. Р. 27. 183 Библия. Ветхий Завет. С. 862.
184 Е1Ш1 /. Ьа ЗиЪуегзюп йи сЬпзИапшпе. Р., 1984. Р. 134-135. См.: Книгу Екклесиаста или проповедника // Библия. С. 666-674.
9 Заказ 125
Между законом и пророческим ниспровержением Третий момент связан с идеей закона в Ветхом Завете. Античный иудаизм является очень легалистской религией. Тора, иначе говоря, пять первых книг Библии, названные пятикнижием Моисея, выражает это отношение к Закону: отношение к Богу проходит через букву Закона, через текст Закона. Или этот закон является законом Бога, или он занимает место самого Бога. По этому вопросу ведутся теологические споры, которые мы не рассматриваем в нашей работе. Нам важно подчеркнуть, что тема Закона приводит к вопросам власти: и уважать нужно Закон, но не власть. Здесь можно узреть преддверие будущей концепции «правового государства». Нужно отметить очень важный момент, которым освещена вся история Запада: власть находится в зависимости от Закона. Встает вопрос: какого Закона? Речь не идет о неподвижных и вневременных принципах, которые обеспечивали бы окончательное урегулирование, начиная с Ветхого Завета, вопросов власти. Речь идет об абсолютной точке зрения по вопросам власти. В данном случае «Закон» является абсолютным «в том смысле, что выражение закона всегда находится вне и выше его самого»185. Но такой закон в христианстве должен получить свое продолжение в Новом Завете.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |