КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основания христианских воззрений на власть
Христианский Бог не такой, как другие. Существует известная множественность версий христианства, как, впрочем, это имеет место и в буддизме, и в исламе и т.д. В нашей работе мы рассмотрим отношения Бога христиан и власти, не затрагивая таких отношений в других религиях. Трансцендентность и близость Во-первых, существует «необычность» Бога христиан. Это не Бог Аристотеля, который сам себя осмысливает параллельно с миром в его вечности, это не Бог Плотина, являющийся неким божественным лицом, отделенным от мира. Короче говоря, Бог христиан не отдален от них, он близок к ним, будучи трансцендентным, хотя это и является на первый взгляд странным. Это порождает парадокс: Он находится в потустороннем мире и на этом свете; Он отдален в силу своей трансцендентности и близок по своему воплощению; Он находится над миром и в миру; Он должен прийти и уже присутствует174. Это Бог, обращенный к миру. Бог не существует без мира, как мир не существует без Бога. Если в греческом обществе существовало разделение между духовным богом и материальным миром, то в соответствии с христианскими представлениями существует разделение между Богом и миром грешников, отвернувшихся от него. И искупление грехов заключается не в том, чтобы преодолеть платоновский дуализм, разделяющий Бога и мир, а в том, чтобы освободить мир от греха. Существует, значит, необычность Бога, который не соответствует неподвижной божественности античного мира и отличается от представлений о Боге в иных религиозных учениях (иудаизм, ислам, индуизм, буддизм и т.д.). Необычность христианского
1 БезсотЪез V. РЫ1озорЫе раг^гоз 1етрз. Р., 1989. Р. 160.
174 СТ. Кип Н. В1еи ех1«е-Ы1? Р., 1978.
Бога заключена в том, что он наделен человеческим лицом. Хайдег-гер в этой связи замечает, что молиться, предлагать жертвы, исполнять музыку или становиться на колени перед чисто абстрактным Богом, как это имело место в представлениях Аристотеля, можно только в случае саиза зш: христианский Бог является живым Богом, наполненным заботой о людях175. Трансцендентность и секуляризация В приведенном заголовке выражена еще одна необычность христианства. В западной цивилизации согласно христианскому учению вера в Бога, который является близким и трансцендентным одновременно, получила весьма своеобразную секуляризацию. В основе процесса секуляризации лежала сама эволюция христианства: как отмечает Марсель Гоше, христианский монотеизм176 был «религией выхода из религии»177. Такой вывод связан с тем, что Бог стал настолько великим, что не имел более потребности в своем существовании178. Другими словами: христианский Бог стал настолько трансцендентным и почитаемым как таковой, что живой Бог превратился в Беиз аЪзсопйНиз: его трансцендентность как бы выводила его из мира, автономизируя его. Можно сомневаться в обоснованности такого предположения или внести в него некоторые нюансы. Возникает, в частности, такой вопрос: предполагала ли секуляризацию иудейско-христианс-кая традиция? Христианство, в его католической и православной версии, характеризуется помимо всего прочего требованием посредничества Церкви между индивидуальным сознанием и Богом. Значительно меньше такая тенденция получила развитие в проте- 175 СГ. ВПИег1.-С. Ор. сИ. Р. 106. 176 Монотеизм (моно...+ гр. Шеоз - бог) - единобожие - религия, при знающая единого бога (противоположное — политеизм). В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам. Однако понятие монотеизма относительно, так как ни одна ре лигия не является последовательно монотеистической. 177 СТ. СаисНе1 М. Ье ОёкепсЬатетеШ <3и топёе. Р., 1985. 178 СГ. Ьагтоге СИ. Аи-с1е1а йе 1а ге1щюп е1 скз Ьшшёгез. Р., 1992; Ьагтоге СИ. МойетпМ е* тога1е. Р., 1993.
стантской или иудейская религиозной традиции. Как бы там ни было, в рамках христианства зародился и получил развитие процесс автономизации современных обществ. Если правомерно говорить об отрыве общества от религии как результате трансцендентности и абстрактного характера христианского Бога, то нужно признать, что необычность христианства заключена в том, что по иронии судьбы Бог с человеческим лицом, обращенным к миру, содействовал тому, что тот же самый Бог как бы вышел из этого мира. Процесс автономизации Бога не мог не затронуть и властные отношения в обществах христианского мира. Результатом этого стало то, что структуры политической власти, которые постепенно автономизировались по отношению к структурам власти религиозной, в течение многих веков осмысливались и интерпретировались на основе христианской теологической проблематики. Ниспровержение или искушение властью Можно со всей определенностью утверждать, что политическая власть является одной из центральных тем христианской мысли. И это происходило не только в силу напряженных отношений между политикой и религией, но и в силу того, что христианская теология рассуждала о вопросах политической власти так же, как и о молитве. Отсюда вытекает третья необычность христианства, связанная с теологией власти. Христианство само создало власть внутри католической Церкви, с одной стороны, а с другой — власть Церкви и религии в Византии, по сути дела, слилась с политической властью, в то время, как согласно религиозным библейским представлениям христианство — это вера в Бога, который выступает на стороне слабых против обладателей власти. Такое понимание может рассматриваться как некое «обвинение» современного протестантизма. Но это не является парадоксом христианства, которое представляет собой власть над всеми царствами мира, и эта власть связана с мирской властью. Все, кто изучает вопросы власти с учетом христианского учения, не могут не задаваться, к примеру, такими вопросами: не является ли поддержка Христом бедных и слабых знаком его подлинной власти? Становясь на сторону бедных, не демонстрирует
ли Христос, что он отказывается от мирской власти и всякого политического суверенитета? Вряд ли можно на такие вопросы дать однозначный ответ. Однако есть основания утверждать, что христианская теология выступает с позиций легитимации политической власти. И здесь христианство является парадоксальным учением: оно может рассматриваться как доктрина низвержения всякой власти и (что вызывает еще большее удивление) как теория легитимации власти.
вания власти? В этом можно сомневаться. Моисей утверждает монотеизм, с одной стороны, и абсолютный авторитет Бога с другой: Бог господствует. «Легитимность» Моисея проистекает из подчинения Богу. Он является одновременно политическим и религиозным законодателем, утверждая в жизни монотеизм и активное присутствие Бога в мире: «Он здесь, присутствующий и готовый вмешиваться»180. После Моисея Израиль будет управляться судьями. Рождение царской власти связано с утверждением этой двойной традиции.
3.2. БИБЛЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ВЛАСТИ Характеризовать религиозную интерпретацию власти невозможно без учета того, как она (власть) характеризуется в Священном Писании. Как же власть представлена в Библии? Ответ на этот вопрос оказывается не так прост, как может казаться на первый взгляд. На протяжении столетий давались различные толкования по этому вопросу. Укрупненно можно констатировать: власть в политической теологии представлена, с одной стороны, теорией абсолютизма божественного права, а с другой — теологией освобождения. В нашем учебном пособии мы попытаемся осветить некоторые моменты библейского толкования понятия «власть».
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |