Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания христианских воззрений на власть




Христианский Бог не такой, как другие. Существует извест­ная множественность версий христианства, как, впрочем, это имеет место и в буддизме, и в исламе и т.д. В нашей работе мы рассмотрим отношения Бога христиан и власти, не затрагивая та­ких отношений в других религиях.

Трансцендентность и близость

Во-первых, существует «необычность» Бога христиан. Это не Бог Аристотеля, который сам себя осмысливает параллельно с миром в его вечности, это не Бог Плотина, являющийся неким божественным лицом, отделенным от мира. Короче говоря, Бог христиан не отдален от них, он близок к ним, будучи трансценден­тным, хотя это и является на первый взгляд странным. Это по­рождает парадокс: Он находится в потустороннем мире и на этом свете; Он отдален в силу своей трансцендентности и близок по своему воплощению; Он находится над миром и в миру; Он дол­жен прийти и уже присутствует174. Это Бог, обращенный к миру. Бог не существует без мира, как мир не существует без Бога.

Если в греческом обществе существовало разделение между духовным богом и материальным миром, то в соответствии с хри­стианскими представлениями существует разделение между Бо­гом и миром грешников, отвернувшихся от него. И искупление грехов заключается не в том, чтобы преодолеть платоновский дуа­лизм, разделяющий Бога и мир, а в том, чтобы освободить мир от греха.

Существует, значит, необычность Бога, который не соответ­ствует неподвижной божественности античного мира и отличает­ся от представлений о Боге в иных религиозных учениях (иуда­изм, ислам, индуизм, буддизм и т.д.). Необычность христианского

 

1 БезсотЪез V. РЫ1озорЫе раг^гоз 1етрз. Р., 1989. Р. 160.

 

174 СТ. Кип

Н. В1еи ех1«е-Ы1? Р., 1978.

 

 

 

Бога заключена в том, что он наделен человеческим лицом. Хайдег-гер в этой связи замечает, что молиться, предлагать жертвы, ис­полнять музыку или становиться на колени перед чисто абстракт­ным Богом, как это имело место в представлениях Аристотеля, можно только в случае саиза зш: христианский Бог является жи­вым Богом, наполненным заботой о людях175.

Трансцендентность и секуляризация

В приведенном заголовке выражена еще одна необычность христианства. В западной цивилизации согласно христианскому учению вера в Бога, который является близким и трансцендент­ным одновременно, получила весьма своеобразную секуляриза­цию. В основе процесса секуляризации лежала сама эволюция христианства: как отмечает Марсель Гоше, христианский моноте­изм176 был «религией выхода из религии»177. Такой вывод связан с тем, что Бог стал настолько великим, что не имел более потребно­сти в своем существовании178. Другими словами: христианский Бог стал настолько трансцендентным и почитаемым как таковой, что живой Бог превратился в Беиз аЪзсопйНиз: его трансцендент­ность как бы выводила его из мира, автономизируя его.

Можно сомневаться в обоснованности такого предположения или внести в него некоторые нюансы. Возникает, в частности, та­кой вопрос: предполагала ли секуляризацию иудейско-христианс-кая традиция? Христианство, в его католической и православной версии, характеризуется помимо всего прочего требованием по­средничества Церкви между индивидуальным сознанием и Богом. Значительно меньше такая тенденция получила развитие в проте-

175 СГ. ВПИег1.-С. Ор. сИ. Р. 106.

176 Монотеизм (моно...+ гр. Шеоз - бог) - единобожие - религия, при­

знающая единого бога (противоположное — политеизм). В богословской

литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство

и ислам. Однако понятие монотеизма относительно, так как ни одна ре­

лигия не является последовательно монотеистической.

177 СТ. СаисНе1 М. Ье ОёкепсЬатетеШ <3и топёе. Р., 1985.

178 СГ. Ьагтоге СИ. Аи-с1е1а йе 1а ге1щюп е1 скз Ьшшёгез. Р., 1992;

Ьагтоге СИ. МойетпМ е* тога1е. Р., 1993.

 

стантской или иудейская религиозной традиции. Как бы там ни было, в рамках христианства зародился и получил развитие про­цесс автономизации современных обществ. Если правомерно го­ворить об отрыве общества от религии как результате трансцен­дентности и абстрактного характера христианского Бога, то нуж­но признать, что необычность христианства заключена в том, что по иронии судьбы Бог с человеческим лицом, обращенным к миру, содействовал тому, что тот же самый Бог как бы вышел из этого мира.

Процесс автономизации Бога не мог не затронуть и властные отношения в обществах христианского мира. Результатом этого стало то, что структуры политической власти, которые постепен­но автономизировались по отношению к структурам власти рели­гиозной, в течение многих веков осмысливались и интерпретиро­вались на основе христианской теологической проблематики.

Ниспровержение или искушение властью

Можно со всей определенностью утверждать, что политичес­кая власть является одной из центральных тем христианской мыс­ли. И это происходило не только в силу напряженных отношений между политикой и религией, но и в силу того, что христианская теология рассуждала о вопросах политической власти так же, как и о молитве. Отсюда вытекает третья необычность христианства, связанная с теологией власти. Христианство само создало власть внутри католической Церкви, с одной стороны, а с другой — власть Церкви и религии в Византии, по сути дела, слилась с по­литической властью, в то время, как согласно религиозным биб­лейским представлениям христианство — это вера в Бога, который выступает на стороне слабых против обладателей власти. Такое понимание может рассматриваться как некое «обвинение» совре­менного протестантизма. Но это не является парадоксом христи­анства, которое представляет собой власть над всеми царствами мира, и эта власть связана с мирской властью.

Все, кто изучает вопросы власти с учетом христианского уче­ния, не могут не задаваться, к примеру, такими вопросами: не яв­ляется ли поддержка Христом бедных и слабых знаком его под­линной власти? Становясь на сторону бедных, не демонстрирует

 

ли Христос, что он отказывается от мирской власти и всякого по­литического суверенитета? Вряд ли можно на такие вопросы дать однозначный ответ. Однако есть основания утверждать, что хрис­тианская теология выступает с позиций легитимации политичес­кой власти. И здесь христианство является парадоксальным уче­нием: оно может рассматриваться как доктрина низвержения вся­кой власти и (что вызывает еще большее удивление) как теория легитимации власти.

 

вания власти? В этом можно сомневаться. Моисей утверждает мо­нотеизм, с одной стороны, и абсолютный авторитет Бога с другой: Бог господствует. «Легитимность» Моисея проистекает из подчи­нения Богу. Он является одновременно политическим и религиоз­ным законодателем, утверждая в жизни монотеизм и активное присутствие Бога в мире: «Он здесь, присутствующий и готовый вмешиваться»180. После Моисея Израиль будет управляться судья­ми. Рождение царской власти связано с утверждением этой двой­ной традиции.

 

3.2. БИБЛЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ВЛАСТИ

Характеризовать религиозную интерпретацию власти невоз­можно без учета того, как она (власть) характеризуется в Священном Писании. Как же власть представлена в Библии? Ответ на этот воп­рос оказывается не так прост, как может казаться на первый взгляд.

На протяжении столетий давались различные толкования по этому вопросу. Укрупненно можно констатировать: власть в поли­тической теологии представлена, с одной стороны, теорией абсо­лютизма божественного права, а с другой — теологией освобожде­ния. В нашем учебном пособии мы попытаемся осветить некото­рые моменты библейского толкования понятия «власть».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.