КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Крутой поворот Реформации
Решительное обновление договорных доктрин политики получило развитие в 70-е гг. XX столетия. Это во многом связано с выходом в свет работы Джона Роулса «Теория справедливости». Он в этом обстоятельном произведении рассматривает Реформацию как ключевой момент предыстории современного политического либерализма. Д. Роулс указал на два основополагающих элемента современной политической мысли: во-первых, индивид как актер политики вступает в противоречие с естественным и коммунитарным основанием; во-вторых, «толерантность» необходима в области ценностей внутри одного и того же политического общества, и она должна привести к аксиологически нейтральному теоретическому взгляду на государство, одной из важнейших функций которого является организация сожительства различных религиозных и этнических сообществ в перспективе утверждения политеизма ценностей. Поясним это. Индивид В эпицентре идейной основы Реформации оказался, как известно, именно индивид. Как отмечает Майкл Уолцер, с Реформацией мы переходим из пространства, в котором человек воспринимался как член сообщества, в пространство, где он становится актером или, точнее, гражданином26*. Такая постановка вопроса нуждается в некотором уточнении. Индивид не был создан в ходе Реформации. Толчком к его возникновению стало Возрождение, а провозвестником индивида, как мы уже отмечали, был У. Оккам. Можно говорить и о том, что индивид в рамках представлений Реформации не выходит за пределы существовавшей целые столетия теолого-политической парадигмы, в соответствии с которой проблематика власти в Церкви позволяла осмысливать «гражданскую» власть вне Церкви. Реформация была вызвана к жизни множеством причин, рассмотрение которых не входит в задачу нашего учебного пособия. 268 МгкегМ. Ьа Кёуо1и1юп йез каши. Р., 1987. Р. 20.
Обратимся только к проблеме власти, которая претерпела глубокие изменения в итоге Реформации. Протестантство, как известно, изменяет отношения верующих с Богом: исключается, по сути дела, посредничество между ними, что всегда было и остается задачей католической Церкви. В итоге, как утверждает М. Гоше, «религиозная легитимность поворачивается лицом к верующему индивиду, освобождая огромный потенциал разрушения, который даст результат за пределами Реформации и даже ее политических последствий»269. Теологическое отдаление от Бога неизбежно приводило к усилению того, что мы называем автономизацией человека, 1? итоге чего индивид, с одной стороны, освобождается, а с другой - берет на себя ответственность. М. Уолцер в этой связи замечает, что кальвинизм, в частности, перемещает политическую проблематику от «государя» к «святому» и оправдывает независимое политическое действие. В то же время М. Уолцер добавляет: то, что кальвинисты говорят о святом, другие скажут о гражданине, так как гражданская добродетель составляет смысл дисциплины и долга270. Постановка индивида в центр политики приводит к глубоким преобразованиям политической жизни. Они связаны с тем, что индивид отрывается от средневекового корпоративизма, и возникает противоречие между индивидом и корпорацией, в том числе религиозной, как формой социальной организации в Средние века. В итоге Реформация кладет начало переходу от политического общества корпусов к обществу индивидов. Капитализм К. Маркс, а потом М. Вебер в своих работах показали связь, существующую между протестантизмом и капитализмом. При этом они выявили тот факт, что Реформация связана со становлением капиталистической формы государства, иначе говоря, государства, обслуживающего буржуазию. В «Капитале» Маркс рассматривает протестантизм как некое духовное отражение обще- 269 СГ. ОаисШ М. Ьа Кёто1и1юп дез йгокз ее ГЬотте. Р., 1992; ВйИег].-С. Ор. сИ. Р. 153. ПЬкег М. Ор. ск. Р. 16.
ства, в котором основным отношением между производителями является сравнение результатов труда. Основоположник марксизма разделяет положение о том, что теологическая доктрина предопределения является лишь религиозной транспозицией простого социального факта, заключающегося в том, что коммерческий успех не зависит от воли и способности. Маркс и марксисты видели в различного рода ересях католицизма только выражение желания средних классов стать добродетельными (откуда берут начало аскетические течения в теологии) для достижения успеха в делах и повышения социального статуса. Уже после Маркса выявилось, что рекрутирование протестантов охватывало не только буржуазию, но и другие слои общества. М. Вебер настаивал на взаимодополняемости пуританской этики и подъема капитализма. При этом предприниматели видели в своем материальном успехе подтверждение правильности своего религиозного выбора. Однако капитализм — это не государство, которое является формой власти. Новизна в подходе к власти в период Реформации и после нее определяется тем, что власть стала рассматриваться за рамками формы государства. Это привело к тому, что Мартин Лютер (1483—1546) на основе тезиса об оправдании верой построил свою концепцию государства. Он фактически отверг целесообразность и двух властей, и двух прав. В качестве альтернативы он сформулировал учение о «двух царствах». Как мы уже знаем, это не новая концепция. Она сформулирована Августином Блаженным. Но если идеологи католицизма делали из этой теории вывод о необходимости подчинения человека и общества в целом Церкви, то Лютер пришел к выводу о разграничении религиозной и светской сфер. Светское правление должно осуществляться, по мысли Лютера, с помощью светской власти Он решительно отверг тезис католицизма о примате духовной власти над светской, чем освободил светскую власть от Церкви, а мирское право — от опеки канонического права. Важнейшую роль в политической жизни общества Лютер отводил разуму, который он ставил выше закона и называл наставником закона Лютеранская церковь, как отмечает М. Вебер, «в отличие от внутренне универсалистского (католического) учреждения по
спасению признает этическую самостоятельность порядков, установленных мирской властью. Оттенок мистической религиозности, присущий личностному христианству Лютера, привел к тому, чтобы были сделаны половинчатые выводы. Ибо подлинно мистическое или богодуховенное, харизматическое стремление к спасению, свойственное религиозным виртуозам, естественно, всегда оказывалось аполитичным или антиполитичным. На этом пути к спасению с готовностью признавалась самостоятельность земных порядков, но только для того, чтобы сделать радикальный вывод об их дьявольском характере или, по крайней мере, занять по отношению к ним ту совершенно индифферентную позицию, которая выражена в словах «Отдавайте кесарево кесарю» (ибо какое значение имеет все это для спасения души?)»271. Карл Барт идет еще дальше. Он утверждает, что гитлеризм был злобной мечтой немецкого христианизированного язычника на манер лютеранства. Реформация включала в себя и преобразования Церкви на основе учения Жана Кальвина (1509—1564). Основополагающий тезис лютеранства — учение об оправдании верой — Кальвин дополнил учением о предопределении. Он доказывал, что если спасти человека может только вера, а сама вера нисходит на него лишь вследствие Божьей благодати, то без помощи Бога человек не сможет спастись. Из этого следует, что как спасение, так и гибель зависят исключительно от Бога, что никакой свободы воли нет и быть не может, что допустить ее значило бы поставить Бога в зависимость от грешного человека. На учении об абсолютном божественном предопределении Кальвин выстроил и свою концепцию государства. В отличие от Лютера, разделившего Церковь и государство, Кальвин стремился соединить их в единое целое, подчинив, по сути дела, государство Церкви. По мнению Кальвина, государство, независимо от того, какую форму оно принимает, установлено самим Богом, оно так же необходимо для человека, как воздух или пища. Отталкиваясь от такого понимания, Кальвин квалифицировал протест против власти, даже самой жестокой, как дерзость против Божьей воли. 271 Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира//М. Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 19.
Кальвин положил начало широкому развитию индив! и способствовал становлению либеральных режимов. Под кальвинизма в Голландии была успешно завершена буржуа' люция. На идеях кальвинизма выросли пресвитерианские Шотландии и Англии. Последователи Кальвина — пуритан вили основу антиабсолютистской армии Кромвеля, побе ходе английской буржуазной революции XVII в. Пуритане шись в Новой Англии, положили начало будущим США272 Как утверждает Дункан Форрестер, Кальвин и Лку показатель болезни в том случае, когда они вынужден] лять формы светского правления273. Для реформаторо оказывается вторичным: вне всякого сомнения, хороша ние может приносить людям благо, но самая жестока; оказывается беспомощной перед лицом веры в душе щ Как утверждал Кальвин, достаточно, чтобы государстве законы в соответствии с милосердием, с тем чтобы извь живать моральный закон .274 Толерантность Реформация открыла путь к формированию либерш щества, в котором сосуществуют различные ценности основания считать Реформацию вторым крупным раскс тории христианства. Первый, как известно, был связа! славием. Историческое развитие христианства, в части диция борьбы с ересью, потом многочисленные тео; споры неизбежно предрасполагали политическую теоло мышлениям о возможности сосуществования различи дов в понимании Божественного послания в рамках оде же политического сообщества. Реформация с еще болы той обозначила проблему терпимости в вопросах цен только в масштабах государства, но и в самой Церкви. 272 См.: Желтое В.В. История политических идей. С. 160-163. 273 ШзКже <3е 1а рЬПозорЫе ро1Шяие. Зош сНг. йе Ь. ЗИашз I Р., 1963. Р. 364, 378. 274В////ег/.-С Ор. ск. Р. 155-156.
3.5.6. Концепция «общественного договора» и проблема «справедливости» С точки зрения Роулса, проблемы справедливости встают на повестку дня, когда возникает необходимость в общественной оценке деятельности соответствующих институтов, чтобы сбалансировать легитимные конкурирующие интересы и притязания членов общества. Иными словами, проблема справедливости возникает тогда, когда легитимные права людей приходят в столкновение друг с другом. При этом Роулс рассматривает людей как рациональных эгоистов, сосредоточенных на собственных интересах и целях. А это предполагает введение некой процедуры, при которой человек, обладающий легитимными притязаниями, согласится на установление справедливых институтов и практики. И потому, по Роулсу, в основе идеи «справедливости как честности» лежит концепция процедурной беспристрастности, честности «в исходной позиции» (его версии естественного, до-общественного, до-политического состояния), превращающейся в принципы справедливости. Как именно их применять — предмет договора. Иными словами, честная сделка должна принести справедливые результаты. Роулс называет свой метод «чистой процедурной справедливостью». Для выработки этой процедуры Роулс обращается к теории «общественного договора». Как известно, общественный договор - это соглашение между потенциальными гражданами (или между ними и потенциальным правителем) об условиях вступления в социальные или политические отношения (или и те и другие). Согласно этой теории государству, как мы уже отмечали выше, предшествует анархия, «война всех против всех» (Т. Гоббс), «естественное состояние», неограниченная личная свобода. Люди сознательно вынуждены поступаться своей свободой для того, чтобы обеспечить свою безопасность, охрану частной собственности и права личности. Словом, люди достигают анонимного соглашения об основах организации социальной и политической системы, в которой они уже будут обладать правами и обязанностями, включая и обязанность соблюдения заключенного соглашения. Представления о договорном происхождении государства возникли еще в глубокой древности. Развернутую форму эта идея получила в XVII—XVIII вв., что нашло, в частности, выражение в
работах Т. Гоббса, Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Понятно, что ственный договор допускает различные политические в; однако требует выполнения одного обязательного условия знания важности согласия индивидов с нормами, которьк ничивают их внутреннюю свободу. Роулсовская версия общественного договора связана с ком пути общественного выбора. При этом общественны! вор представляется Роулсом как выражение принципов С1 ливости. Не удивительно, что он назвал свою теорию «спр; вость как честность». В чем суть данной идеи Роулса? Она заключена в т< справедливость является объектом соглашения. Заключая ственный договор, «группа людей должна раз и навсегда между собой, что является справедливостью, а что несправе, тью». Не вызывает никакого сомнения тот факт, что такой, никогда не был заключен. Он носит гипотетический харак этом пишет сам Д. Роулс: «"Справедливость как беспристрас отличается от других традиционных договорных теорий тем, ответствующее соглашение не входит в данное обществ одобряет данную форму правления, а принимает опреде моральные принципы»275. Д. Роулс исходит из теоретического предположения, с которому общество образовано из свободных и рационалы дивидов, объединенных во имя реализации принципа справе ти. Именно на основе этого принципа может быть опр идеальное распределение, рассматриваемое как легитимь торое станет основой отыскания консенсуса. Это же пс определить общее благо как сочетание максимума выгод и ма ущерба для всей совокупности членов общества. Однако существует так называемое естественное нерай Роулс полагает, что оно неизбежно. Это нужно принять, и нужно считаться. Однако естественное неравенство не ста вопрос общее благо. Естественное неравенство, по Роулсз| приносить выгоду для всех. Как это осуществить? Теория справедливости стремит! мирить свободу и равенство. Для этого Роулс ставит две ментальные проблемы: 275 Лям*/. Ор. ск. Р. 16.
1) Каждому индивиду должен быть гарантирован максимум 2) фундаментальных свобод, совместимых с гарантией эквива 3) лентности, присущей совокупности индивидов (принцип 4) свободы). 5) Социально-экономическое неравенство оправдано только в 6) том случае, если оно способствует улучшению судьбы 7) каждого и если оно связано с социальным статусом, в ко 8) тором каждый имеет равные шансы (принцип дифференци 9) ации). На основе решения этих двух проблем может быть обеспечено не только равенство, но и справедливость, определяемая как «равенство шансов». Такое возможно, по Роулсу, только в либеральном обществе, которое не ставит задачу достижения равенства, как при социализме, что неизбежно ведет к исчезновению свобод. Либеральное общество ставит задачу создания разумных условий, в которых были бы приняты организационное и экономическое неравенство, с тем чтобы улучшать ситуацию каждого члена общества. Роулс утверждает приоритет справедливого над пользой. Именно этот приоритет он рассматривает как существенный критерий легитимности социальной структуры. В то же время он ставит под вопрос примат индивидуализма, что, как уже отмечалось, во многом определяет сущность либерализма. Необходимо отказаться от коллективного подхода, противоречащего справедливости и свободе. Правда, по Роулсу, императив улучшения судьбы оказавшихся в неблагоприятных условиях граждан сохраняется. Но он может быть основан только на индивидуальном действии, являющемся единственной гарантией уважения фундаментальных свобод. Свободы, значит, являются первичным феноменом. Их уважение должно соблюдаться при решении задачи утверждения равенства шансов. Свобода, по Роулсу, является одним из наиболее важных приоритетных благ. Рассмотрим, что именно включает Роулс в список основных свобод. Во-первых, это политическая свобода, которую он понимает как «принцип равной свободы, применяемый к политическим процедурам, определенным конституцией», выражающийся в «принципе равного участия». Этот принцип предполагает, что все
фаждане должны обладать равным правом на участие в определении результатов конституционного процесса, устанавливающего законы. Во-вторых, это свобода слова, включая свободу печати. В-третьих, это свобода совести, т.е. свобода делать то, что является правильным в соответствии с верой человека; но эта свобода является подчиненной по отношению к государственным интересам общественного порядка и безопасности. При этом, по Роулсу, если религия нарушает свободу человека или требует нарушения прав других людей, государственные интересы преобладают. В-четвертых, правление закона, или правовое государство. Оно включает целый ряд предписаний: 1) принцип превращения «возможностей в долженствова 2) ние», т.е. законы должны содержать требование един 3) ственно возможного поведения; 4) сходные случаи должны рассматриваться аналогичным 5) образом; 6) никакая обида не может быть причинена иначе как на за 7) конном основании, что предполагает знание законов и их 8) широкое обнародование; 9) определение естественных прав человека. В-пятых, свобода от произвольного ареста и заключения под стражу. И наконец, в-шестых, право на частную собственность.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |