КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античная и современная реализация себя
Ясно, что телеологические теории блага ориентированы, как мы уже показали, на приобретение власти над собой, при условии, что эта «власть» в меньшей мере является аскетическим господством, борьбой с собой, нежели реализацией себя. Античная модель добродетельной этики в последующем была заменена моралью долга, связанной с христианской теологией. Приоритет справедливости над благом берет начало в кантов-ской философии долга. Кант в «Критике практического разума» утверждал, что концепции добра и зла прежде не определялись в моральном законе, а они, как он считает, должны быть определены. В этом он философски продолжает теологическую традицию: эта концепция впервые появилась, как полагает Чарльз Лар- 140 Деонтология (гр. <3еоп должное + логия) - учение о долге, составляющее раздел этики.
мор141, на исходе Средних веков у францисканцев Скотта и Окка-ма. Эти францисканцы отказались от идеи естественного порядка во имя божественного могущества, и потому основанием моральных заповедей стало не естественное желание человека, а то, что определяет Бог. Божественное могущество (абсолютная власть Бога) видоизменяет сферу суверенитета: в этике добродетели человек предстает в неразрывной связи с этическим идеалом, который он может стремиться реализовать и может в этом даже «преуспеть», так как это в некотором смысле находится «в его власти». Согласно теологической морали постфранцисканства божественный закон помещается над человеческим желанием, и он не только возвышается над этим желанием, но и в известном смысле подавляет его в силу своего абсолютного суверенитета. В итоге «власть» самореализации самого себя значительно уменьшается. Многочисленные сторонники греческой теологии тут же нам могут напомнить, что, согласно Августину Блаженному, человек не способен спасти себя на основе собственной власти. Более того, перед лицом трансцендентного закона человек становится субъектом долга. И мораль становится императивом, что определено как высшая точка в учении Канта. «Долг» через моральный закон предполагает «власть»: никто не может рассматриваться морально ответственным лицом, если он не обладает властью, позволяющей выполнять обязательства, которые ему вменены, или отказываться от них. Однако эта власть не совпадает с тем, что в античном мире связывали с реализацией самого себя: она превратилась во власть, подчиненную высшей абсолютной власти в нас самих, которая является законом ее. Этот закон, согласно Канту, является формой свободы. При этом возможны две интерпретации такого понимания Канта. Одна из них (ее разделяли Ницше и некоторые критики «теории справедливости» в современной англо-саксонской философии) определяет эту свободу как чрезмерное понятие, как метафизическую маску простого подчинения моральному закону, являющемуся универсальным, а также абстрактным и непрактичным. Вторая интерпретация связана с так называемым видимым отсутствием морального суверенитета у Канта, что позволяет 141 СГ. Ьагтоге С. Ье.Шйе е11е Ыеп. Р., 1993.
субъекту приобретать огромную власть, чего не допускала античная этика добродетели, подчиненная единой цели, которая в основе своей является суверенной, что можно отождествлять со свободой. Подчиняясь закону, я проверяю, являюсь ли я свободным. Еще раз повторим: реализация себя является в греческой философии разновидностью развития в себе свободы на основе осознанного подчинения некой цели, которую не выбирают, так как она навязывается как естественная. Кантовское же господство над собой имеет смысл только в связи со свободой, хотя и более радикальным, и более глубоким образом. 2.6.2. Власть свободы: автономия Для раскрытия данного вопроса рассмотрим доктрину Канта. Мораль, по Канту, основывается, в частности, на различении гетерономии142 и автономии'43. Гетерономия воли, по Канту, является источником всех неподлинных принципов нравственности. При гетерономии всякое Благо определяется извне морального субъекта, которому субъект должен подчиняться. Однако, как утверждает Кант, в таком подходе мораль подвергается разрушению. Автономию воли Кант определяет как высший принцип нравственности. При автономии мораль основывается на свободе долга, на «доброй воле». В этом случае то, что формирует добрую волю, не является ни результатом ее деятельности, ни прямолинейностью в достижении Блага, что ставит ее вне ее самой, в сверхчувственном поле; это является ее чистой внутренней линией: «именно в себе она является прекрасной», а не через отношения к ценностям вне ее144. 142 Гетерономия (гетеро... - другой + гр. потоз - закон) - в этике - выведение нравственности из лежащих вне ее и независимых от воли субъекта причин. 143 Автономия (гр. аи1опогша < аШоз сам + поток — закон) — в этике — способность личности к самостоятельным ответственным решениям, не зависимым от внешнего давления (авторитета, преходящих обстоя тельств, произвола власти) и собственных страхов. 144 См.: Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 219-224.
В конечном счете добрая воля — это воля к действию из долга, т.е. через свободу. И потому долг предполагает свободу. И это единство долга и свободы получает свое выражение в автономии. Моральная воля является автономной волей, так как она открывает в себе самой собственный закон, что вовсе не означает, что этот закон является субъективным: не будучи выражением принуждения извне {гетерономия, как отмечалось, разрушает мораль, вместо того чтобы ее создавать), воля изнутри открывает свою универсальность. Указанная -операция становится возможной и понятной, если вслед за Кантом различать материю и форму в действии. Материя действия — это объект, на который направлено действие. Форма — это требование, определенное свободой, и притом универсальным образом. А это предполагает наличие категорического императива. Долг, по Канту, является властью, но при условии понимания того, что именно свобода в конечном счете является властью. По этому вопросу Анри Биро на основе хайдеггеровского прочтения Канта сформулировал поразительный тезис «Моральный закон и свобода, воспринимаемая как власть, подчиняющая этому закону, взаимно обусловливают друг друга»145. Следует сказать, что господство над собой И. Кант непосредственно связывает с целями человечества и человеческой природы. При этом первостепенное значение приобретает в учении Канта понятие «долга». Именно долг является прочной основой нравственности, единственным источником категорического императива. Только долг, а не какой-либо иной мотив придает поступку моральный характер. Долг по отношению к себе является условием, в котором другие обязанности (долги) могут быть выполнены. Господство над собой, по Канту, является «высшим долгом», ибо предполагает открытие и реализацию свободы. Позднее в «Метафизике нравов» будет выявлен окончательный смысл понятия господства над собой: добродетель, основанная на «внутренней свободе» будет основана на позитивном командовании на основе власти разума. «Высоко ценить себя» будет представлять собой уважение к себе: уметь культивировать в себе свободу, а не 145 ШгаШ Н. НеЫе
ег е1 Гехрёпепсе де 1а решёе. Р., 1978. Р. 87.
отчуждение от внешнего Блага. Известно, что Юм в свое время критиковал христианскую теологию, трактовавшую мораль как совокупность гражданских законов, состоящих из разрешений и запретов. Кант не возвращается к религиозной морали, и он не выдумывает новый код разрешений и запретов. Он развивает теорию легитимной власти (в себе и в обществе), основанной на свободе: легитимная власть дарует свободу, т.е. автономию. «Процедурные» доктрины справедливой политической власти возьмут на вооружение эту идею Канта — приоритет свободы перед благополучием — так как последнее, связанное с античной моделью самореализации, подчиняет субъекта телеологии блага. 2.7. ХРИСТИАНСТВО И ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ Критика Юма, о которой мы только что говорили, не исчерпывает смысла христианства в области морали. В течение веков и многочисленных вариаций не только светских, но и местных или связанных с тем или иным теологическим течением, христианство выработало немало подходов, которые не ограничиваются строгими правилами катехизиса запретов и разрешений. Поскольку мы отношения власти и христианства рассматриваем в отдельном разделе, здесь мы только коснемся вопросов господства над собой. Тема власти над собой находит отражение до сегодняшнего дня у Отцов Церкви. Духовная практика предполагает упражнение над собой, тренировку «управления собой», которая осуществляется в новых рамках античной мысли. М. Фуко в рамках патристики в «Истории сексуальности» рассматривает эту проблему. Христианское наследие в области «практической науки» работы над собой нашло отражение в мистических писаниях западной католической традиции или в «учебниках» ортодоксальной восточной духовной практики. Какая власть является более ценной, если не та, что связана с молчаливым господством хаотических мыслей, которые противостоят концентрации и отказу от молитвы? С этой точки зрения можно задаться вопросом, почему христианство больше внимания уделяло своим письменным текстам, своему влиянию 106
и своим внутренним спорам, вопросам политической власти, чем, в принципе, более существенным вопросам, связанным с отношениями человека с Богом, господства над собой при чтении молитвы и т.д. Глубокое проникновение мистических западных и восточных писаний в область описания «ментальное™», богатство многовекового эксперимента медленного и трудного овладению властью разума над самим собой (власть, которая, понятно, не нацелена на автаркию, а на открытие, на «пробуждение», на Бога) могут позволить увидеть в этом наследии предвидение феноменологического описания сознания Э. Гуссерлем. В отличие от античной философии христианство представляется не только как речь, но и как способ жизни, имеющий целью духовный прогресс. Греческая теология, например Платона, или Метафизика Аристотеля стала продолжением другой теологии, теологии логоса, откровенного и воплощенного. Христианская «философия», надо полагать, может рассматриваться в указанном ключе (в чем в настоящее время некоторые философы сомневаются). Однако сами философы на Западе вплоть до Новейшего времени были теологами, и для них философия была не только теоретической доктриной, но способом жизни. Она была выражением житейской мудрости, подобно тому как такую роль играла философия в греческих философских школах, где никто не сомневался в определении их в качестве «философских». Целый ряд работ, посвященных становлению христианской Церкви и утверждению монастырских традиций, свидетельствует о желании церковных деятелей достичь того, чтобы «мирские» категории управляли страстями в целях утверждения внутреннего мира в душе. Эта концентрация на «самом себе» не является простой властью над своими страстями: это — конверсия души, ориентация ее на божественное. Апатия не является целью в себе. Это лишь этап на пути духовного развития, которое может вести к отделению, а потом отказу от Бога. Античная терапия над собой является только пропедевтикой146. 146 Пропедевтика (гр. ргораИеио - предварительно обучаю) - введение в какую-либо науку.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |