Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление собой при помощи




Затем происходит наступление на подходы Платона и Арис­тотеля, что было связано прежде всего с именем Ф. Ницше. В ан­тичном мире божественная и сверхчувственная власть восприни­малась лишь горсткой аристократов (если исключить космополи­тическую отвагу стоиков по этому вопросу); христианство же навязало именно такую «мораль», о чем пишет Ницше в предис­ловии к работе «По ту сторону добра и зла»: «Христианство есть платонизм для народа»147.

Оригинальность христианства заключена в его «методе» уп­равления собой, при помощи которого вводится и «популяризи­руется» герменевтика себя, если использовать анализ М. Фуко. Практика анализа сознания, например вероисповедания, реко­мендация каждому «учитывать» движения своей души открыва­ют новый путь к новой форме господства над собой и формиро­вания себя: это путь бесконечной интерпретации. Будучи рели­гией Слова Божьего и его интерпретации, христианство является естественным ребенком герменевтического господства над со­бой, которое никогда не может стать в полной мере господ­ством над собой. Такое господство может быть только результа­том утверждения власти над собой, но, как мы покажем далее, всякая власть — от Бога.

В итоге герменевтическое сознание никогда не сможет полу­чить ясного представления о себе самом. Это смог достаточно ясно объяснить Ханс Георг Гадамер148 в одной из своих работ, по­священных проблеме понимания себя: «Все понять в конечном счете является пониманием себя, но не в смысле обладания со­бой, достигаемого до этого понимания или в конечном счете. Так как понимание себя всегда осуществляется только через понима­ние Вещи, оно не характеризуется свободной реализацией себя. Я, которым мы являемся, не обладает самим собой. Можно было бы сказать, скорее, что Я случается. И потому то, что говорит тео­лог, представляет собой веру в такое событие, которое основывает

147 Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 240.

^.ипк. тирг шатер - немецкий ± воположник философии герменевтики.
 

148 Ханс Георг Гадамер - немецкий философ, ученик Хайдеггера, осно-

ожник философии гепме.нрвтшги

 

нового человека... Мы не сможем понять нас самих, если не нахо­димся перед лицом Бога»149.

Герменевтическое господство и созидание себя не могут быть автономными: они занимают свое место в присутствии Бога и не нацелены на создание автаркического мудреца; они нацелены на создание нового человека, бесконечно возобнов­ляемого на основе постоянной интерпретации себя и Бога в себе. Такая новая парадигма предполагает, что свобода и воля не находятся в одиночестве. Теологическая доктрина это объяс­няет, говоря об ангелах: они носят в себе желание, а не ответ­ственность. Это Фома Аквинский называл позитивным изме­рением человеческой свободы. Быть ответственным означает отвечать за свои действия, а не только за свои решения. Об этом хорошо писал Жан-Луи Кретьен: «Отвечать за свои дей­ствия не означает обязанность только их осуществления, но и долг их понимания, это не только обязанность их признавать, но и в них признавать себя»150.

Такой является «герменевтическая» ответственность, внушен­ная христианством. Такая внутренняя «власть» отворачивается от любой внешней власти, стремящейся господствовать над вещами. Вот как это поясняет М. Эккарт151. Он отвергает действия, реали­зованные во имя «почему?», «имеющие в виду какую-либо вещь». «Справедливый, — пишет он, — не ищет ничего в своих действи­ях». Действовать «без какого бы то ни было почему»: это присяга на «отделение», что освещает эту формулу. Речь идет о том, чтобы ничего не искать вне себя, о том, чтобы реализовать эту высшую добродетель, которую Эккарт ставит выше сострадания, смирения или любви: заставить в себе замолчать логику власти, логику на­мерения воздействовать на какую-то вещь, желать не быть больше вещью, но хотеть «быть ничем»152.

Эта власть над собой мистической теологии ставит большую проблему: какое место занимает в сознании воля субъекта? Как она выражается во власти над собой?

149 СГ. ВПНегХ-С. Ор. сИ. Р. 88.

150 СНгёНеп 1.-Ь. Ьа\Ых пие. Рпёпотёпо1о21е с1е 1а рготеже. Р., 1990. Р. 69.

151 ЕсккаПМ. Зегтопз е! Тгакёз. Р., 1942.

152 СГ. ВИНег1-С. Ор. ск. Р. 89.

 

I

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.