КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление собой при помощи
Затем происходит наступление на подходы Платона и Аристотеля, что было связано прежде всего с именем Ф. Ницше. В античном мире божественная и сверхчувственная власть воспринималась лишь горсткой аристократов (если исключить космополитическую отвагу стоиков по этому вопросу); христианство же навязало именно такую «мораль», о чем пишет Ницше в предисловии к работе «По ту сторону добра и зла»: «Христианство есть платонизм для народа»147. Оригинальность христианства заключена в его «методе» управления собой, при помощи которого вводится и «популяризируется» герменевтика себя, если использовать анализ М. Фуко. Практика анализа сознания, например вероисповедания, рекомендация каждому «учитывать» движения своей души открывают новый путь к новой форме господства над собой и формирования себя: это путь бесконечной интерпретации. Будучи религией Слова Божьего и его интерпретации, христианство является естественным ребенком герменевтического господства над собой, которое никогда не может стать в полной мере господством над собой. Такое господство может быть только результатом утверждения власти над собой, но, как мы покажем далее, всякая власть — от Бога. В итоге герменевтическое сознание никогда не сможет получить ясного представления о себе самом. Это смог достаточно ясно объяснить Ханс Георг Гадамер148 в одной из своих работ, посвященных проблеме понимания себя: «Все понять в конечном счете является пониманием себя, но не в смысле обладания собой, достигаемого до этого понимания или в конечном счете. Так как понимание себя всегда осуществляется только через понимание Вещи, оно не характеризуется свободной реализацией себя. Я, которым мы являемся, не обладает самим собой. Можно было бы сказать, скорее, что Я случается. И потому то, что говорит теолог, представляет собой веру в такое событие, которое основывает 147 Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 240.
148 Ханс Георг Гадамер - немецкий философ, ученик Хайдеггера, осно- ожник философии гепме.нрвтшги
нового человека... Мы не сможем понять нас самих, если не находимся перед лицом Бога»149. Герменевтическое господство и созидание себя не могут быть автономными: они занимают свое место в присутствии Бога и не нацелены на создание автаркического мудреца; они нацелены на создание нового человека, бесконечно возобновляемого на основе постоянной интерпретации себя и Бога в себе. Такая новая парадигма предполагает, что свобода и воля не находятся в одиночестве. Теологическая доктрина это объясняет, говоря об ангелах: они носят в себе желание, а не ответственность. Это Фома Аквинский называл позитивным измерением человеческой свободы. Быть ответственным означает отвечать за свои действия, а не только за свои решения. Об этом хорошо писал Жан-Луи Кретьен: «Отвечать за свои действия не означает обязанность только их осуществления, но и долг их понимания, это не только обязанность их признавать, но и в них признавать себя»150. Такой является «герменевтическая» ответственность, внушенная христианством. Такая внутренняя «власть» отворачивается от любой внешней власти, стремящейся господствовать над вещами. Вот как это поясняет М. Эккарт151. Он отвергает действия, реализованные во имя «почему?», «имеющие в виду какую-либо вещь». «Справедливый, — пишет он, — не ищет ничего в своих действиях». Действовать «без какого бы то ни было почему»: это присяга на «отделение», что освещает эту формулу. Речь идет о том, чтобы ничего не искать вне себя, о том, чтобы реализовать эту высшую добродетель, которую Эккарт ставит выше сострадания, смирения или любви: заставить в себе замолчать логику власти, логику намерения воздействовать на какую-то вещь, желать не быть больше вещью, но хотеть «быть ничем»152. Эта власть над собой мистической теологии ставит большую проблему: какое место занимает в сознании воля субъекта? Как она выражается во власти над собой? 149 СГ. ВПНегХ-С. Ор. сИ. Р. 88. 150 СНгёНеп 1.-Ь. Ьа\Ых пие. Рпёпотёпо1о21е с1е 1а рготеже. Р., 1990. Р. 69. 151 ЕсккаПМ. Зегтопз е! Тгакёз. Р., 1942. 152 СГ. ВИНег1-С. Ор. ск. Р. 89.
I
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |