Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Никколо Макиавелли и любовь господина




Н. Макиавелли, в отличие от древних греков, анализирует не то, что должно быть, а то, что есть. Он анализирует то, что прави-

 

621

 

Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 361-362.

 

622 Там же. С. 380.

 

 

 

тели, государи, суверены реально делают, даже если это покрыто тайной. Н. Макиавелли поднимает ключевой вопрос: как завое­вать и сохранить власть? И отвечает на него следующим образом. Эту задачу можно решить при помощи продуманной и подчинен­ной себе стратегии господства и насилия, поселяя в сердца своих подданных чувство любви к себе.

В противовес античной политической мысли, дескриптивной безусловно, но одновременно и нормативной, необходимо, со­гласно великому византийцу, постараться избегать суждений, тре­бующих аксиологических или этических ссылок, делать акцент на объективных условиях политической власти, понимаемой как су­веренный институт. Отметим, что в XVI в., когда шел процесс формирования государств, политическая власть мыслилась в эта-тических формах.

Научный метод Н. Макиавелли неотделим от механизмов господства, понимаемых как ядро власти и ее подлинная сущ­ность. Если господство и насилие не разделяются, то насилие в таком случае не терпят, а оно предстает как игра мысли и вооб­ражения. Такое насилие оказывается как бы показным, и оно поселяет в подданных «любовь к господину». Забота Н. Макиа­велли сводится к тому, чтобы «поселить» господина внутрь субъекта (подданного), о чем пишет в предисловии к «Госуда­рю» Поль Вейн: «Макиавелли приступает... к анализу отноше­ния подчинения; оно является отношением внешнего характе­ра, пассивности и привычки, которое порождает у субъектов любовь к своему господину. Государь должен заставить себе подчиняться, т.е. он должен заставить себя бояться: его прика­зы не будут исполняться ни в силу простого убеждения, ни при помощи эффективного насилия; подчинение входит в привыч­ку, при помощи которой подданные воздают должное праву, и она становится "естественной привязанностью"... Макиавелли понимает... что государь заставляет себе подчиняться. И он это­го добивается, заставляя себя бояться. И этот страх в конечном счете очень похож на любовь»623.

Господство подчиняется очевидному принципу: заставить себя бояться и в то же время вызывать любовь в сердцах своих поддан-

623 Уеупе Р. Ргйасе // МасЫауе! N. Ье Рппсе. Р., 1962. Р. 21.

 

ных. Словом, любовь вызывается страхом! И получается, что госу­дарь должен быть жестоким осознанно. Жестокость и умеренный, но управляемый страх представляют собой реальные инструменты господства. И государь должен умело использовать строгость и страх, которые он внушает своим подданеным.

Н. Макиавелли прекрасно рисует сферу господства. Соглас­но ему, господство обозначает технику власти и искусство ее за­воевания. Он определяет политику как осуществление власти. Но вместе с тем он учитывает возможность встретить у поддан­ных отношение подчинения, основанное на страхе и любви. Н. Макиавелли теоретически обосновывает господство человека над человеком. Он показывает основания власти и средства ее действия. И он утверждает, что власть должна осмысливаться как господство. При помощи ИЬШо йоттапйг власть рождается, крепнет и теряется.

10.1.4. Гегель: духовное господство и власть

Согласно Гегелю, в господстве центральными являются от­ношения «господство-рабство», или «господство-подчинение», которые выражают восприятие власти как отношения неравен­ства между двумя сознаниями, между сознаниями господина и раба, господина и слуги. В «Феноменологии духа» эти два со­знания вступают в смертельную схватку. Один из индивидов, очарованный и попавший в ловушку жизненного потока, отка­зывается по своим биологическим данным дистанцироваться от существования Вюз, жизни. Не умея умерить страх, подняться над случайностями жизни, индивид может только признать верховенство другого сознания, идущего до своего логического конца. Такое сознание всем рискует и подтверждает тем самым свое величие.

В признании господина господином теми, кто ему подчиня­ется или служит, коренится власть. Она выступает как результат смертельной схватки противостоящих друг другу сознаний. Люди не только борются за существование, подобно животным: ими движет желание добиться признания в глазах других людей своей суверенной ценности. И потому в отношении господство-подчи-

 

 

34 Заказ 125

 

 

нение есть неравенство. Оно предпослано тем, что слуга никогда не идет до конца в выражении самого себя и своей природной гордости. Й потому борьба за господство не носит симметричного характера. Под воздействием страха и смерти раб признает власть господина, а вместе с ней и неравенство в социальном отноше­нии. Духовное господство (господина) основывает и сообщает со­циальную власть.

Примечательно, что в этой диалектике получает выражение ге­незис власти над другим через власть над собой. Для того чтобы воз­никло отношение неравенства, основывающее власть, необходимо, чтобы изолированные субъекты столкнулись в смертельной схватке. Но социальная власть сама по себе предполагает интериоризацию субъектом своей смерти. И с этого момента власть над другим неот­делима от духовного господства, воспринимаемого как отказ от есте­ственной жизни. И потому господство над другим, утверждающееся в отношении иерархического неравенства, вероятно, означает гос­подство над проявлением страха. Господство как духовный процесс обозначает одновременно интериоризацию смерти, отказ от есте­ственной жизни и господство над слугой. И эту совокупность нужно понимать как подступ к Разуму: первая социальная власть рождается из презрения к смерти и господства над самим собой.

Гегель отмечает то, что стало традицией: «Я — хозяин над со­бой и вселенной». Смерть, презираемая и обузданная, подчинен­ная и побежденная, может быть положена в основание социаль­ной власти: «Смерть, если мы так назовем упомянутую недействи­тельность, есть самое ужасное, и для того чтобы удержать мертвое, требуется величайшая сила... Но не та жизнь, которая страшится смерти и только бережет себя от разрушения, а та, ко­торая претерпевает ее и в ней сохраняется, есть жизнь духа. Он достигает своей истины, только обретая себя самого в абсолютной разорванности»624.

Позднее, в «Принципах философии права» (1821), диалектика господин-раб стирается в пользу развития Абсолютной идеи. Но в 1807 г. духовное господство и одиссея сознания обнажают решаю­щий момент в генезисе социальной власти — отношение неравен­ства между двумя сознаниями.

624 Гегель. Сочинения. М., 1959. Т. IV. С. 17.

 

I

 

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.