КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Никколо Макиавелли и любовь господина
Н. Макиавелли, в отличие от древних греков, анализирует не то, что должно быть, а то, что есть. Он анализирует то, что прави-
621
Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 361-362.
622 Там же. С. 380.
тели, государи, суверены реально делают, даже если это покрыто тайной. Н. Макиавелли поднимает ключевой вопрос: как завоевать и сохранить власть? И отвечает на него следующим образом. Эту задачу можно решить при помощи продуманной и подчиненной себе стратегии господства и насилия, поселяя в сердца своих подданных чувство любви к себе. В противовес античной политической мысли, дескриптивной безусловно, но одновременно и нормативной, необходимо, согласно великому византийцу, постараться избегать суждений, требующих аксиологических или этических ссылок, делать акцент на объективных условиях политической власти, понимаемой как суверенный институт. Отметим, что в XVI в., когда шел процесс формирования государств, политическая власть мыслилась в эта-тических формах. Научный метод Н. Макиавелли неотделим от механизмов господства, понимаемых как ядро власти и ее подлинная сущность. Если господство и насилие не разделяются, то насилие в таком случае не терпят, а оно предстает как игра мысли и воображения. Такое насилие оказывается как бы показным, и оно поселяет в подданных «любовь к господину». Забота Н. Макиавелли сводится к тому, чтобы «поселить» господина внутрь субъекта (подданного), о чем пишет в предисловии к «Государю» Поль Вейн: «Макиавелли приступает... к анализу отношения подчинения; оно является отношением внешнего характера, пассивности и привычки, которое порождает у субъектов любовь к своему господину. Государь должен заставить себе подчиняться, т.е. он должен заставить себя бояться: его приказы не будут исполняться ни в силу простого убеждения, ни при помощи эффективного насилия; подчинение входит в привычку, при помощи которой подданные воздают должное праву, и она становится "естественной привязанностью"... Макиавелли понимает... что государь заставляет себе подчиняться. И он этого добивается, заставляя себя бояться. И этот страх в конечном счете очень похож на любовь»623. Господство подчиняется очевидному принципу: заставить себя бояться и в то же время вызывать любовь в сердцах своих поддан- 623 Уеупе Р. Ргйасе // МасЫауе! N. Ье Рппсе. Р., 1962. Р. 21.
ных. Словом, любовь вызывается страхом! И получается, что государь должен быть жестоким осознанно. Жестокость и умеренный, но управляемый страх представляют собой реальные инструменты господства. И государь должен умело использовать строгость и страх, которые он внушает своим подданеным. Н. Макиавелли прекрасно рисует сферу господства. Согласно ему, господство обозначает технику власти и искусство ее завоевания. Он определяет политику как осуществление власти. Но вместе с тем он учитывает возможность встретить у подданных отношение подчинения, основанное на страхе и любви. Н. Макиавелли теоретически обосновывает господство человека над человеком. Он показывает основания власти и средства ее действия. И он утверждает, что власть должна осмысливаться как господство. При помощи ИЬШо йоттапйг власть рождается, крепнет и теряется. 10.1.4. Гегель: духовное господство и власть Согласно Гегелю, в господстве центральными являются отношения «господство-рабство», или «господство-подчинение», которые выражают восприятие власти как отношения неравенства между двумя сознаниями, между сознаниями господина и раба, господина и слуги. В «Феноменологии духа» эти два сознания вступают в смертельную схватку. Один из индивидов, очарованный и попавший в ловушку жизненного потока, отказывается по своим биологическим данным дистанцироваться от существования Вюз, жизни. Не умея умерить страх, подняться над случайностями жизни, индивид может только признать верховенство другого сознания, идущего до своего логического конца. Такое сознание всем рискует и подтверждает тем самым свое величие. В признании господина господином теми, кто ему подчиняется или служит, коренится власть. Она выступает как результат смертельной схватки противостоящих друг другу сознаний. Люди не только борются за существование, подобно животным: ими движет желание добиться признания в глазах других людей своей суверенной ценности. И потому в отношении господство-подчи-
34 Заказ 125
нение есть неравенство. Оно предпослано тем, что слуга никогда не идет до конца в выражении самого себя и своей природной гордости. Й потому борьба за господство не носит симметричного характера. Под воздействием страха и смерти раб признает власть господина, а вместе с ней и неравенство в социальном отношении. Духовное господство (господина) основывает и сообщает социальную власть. Примечательно, что в этой диалектике получает выражение генезис власти над другим через власть над собой. Для того чтобы возникло отношение неравенства, основывающее власть, необходимо, чтобы изолированные субъекты столкнулись в смертельной схватке. Но социальная власть сама по себе предполагает интериоризацию субъектом своей смерти. И с этого момента власть над другим неотделима от духовного господства, воспринимаемого как отказ от естественной жизни. И потому господство над другим, утверждающееся в отношении иерархического неравенства, вероятно, означает господство над проявлением страха. Господство как духовный процесс обозначает одновременно интериоризацию смерти, отказ от естественной жизни и господство над слугой. И эту совокупность нужно понимать как подступ к Разуму: первая социальная власть рождается из презрения к смерти и господства над самим собой. Гегель отмечает то, что стало традицией: «Я — хозяин над собой и вселенной». Смерть, презираемая и обузданная, подчиненная и побежденная, может быть положена в основание социальной власти: «Смерть, если мы так назовем упомянутую недействительность, есть самое ужасное, и для того чтобы удержать мертвое, требуется величайшая сила... Но не та жизнь, которая страшится смерти и только бережет себя от разрушения, а та, которая претерпевает ее и в ней сохраняется, есть жизнь духа. Он достигает своей истины, только обретая себя самого в абсолютной разорванности»624. Позднее, в «Принципах философии права» (1821), диалектика господин-раб стирается в пользу развития Абсолютной идеи. Но в 1807 г. духовное господство и одиссея сознания обнажают решающий момент в генезисе социальной власти — отношение неравенства между двумя сознаниями. 624 Гегель. Сочинения. М., 1959. Т. IV. С. 17.
I
Таблица 5
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |