КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Господство и его основания
Как отмечалось выше, власть и господство тесно связаны друг с другом. Господство органично вписывается в тематику власти. Можно полагать, что структурирование власти отражает сложившиеся отношения между теми, кто правит, и теми, кем правят. Господство является своеобразным гидом в осмыслении феномена власти. Обратимся к наследию М. Вебера. В своей работе «Экономика и Общество» он писал: «Господство означает шанс встретить у определенных лиц готовность подчиняться приказу определенного содержания; мы называем дисциплиной шанс встретить у определенного множества индивидов деятельное, автоматическое и схематическое подчинение в силу сложившейся диспозиции»618. Вместе с тем господство и власть существенно отличаются друг от друга. Власть обозначает возможность заставить торжествовать волю, и она не берет в расчет психические и конкретные аспекты стратегических отношений. Господство в своей основе предполагает, что командование будет принято подчиненными, а само подчинение будет рассматриваться как легитимное. И потому значительные различия разделяют власть как навязывание воли и господство как феномен, в котором выражается принятие порядка или приказа. Иными словами: господство питает власть. В понятии господства выражается осуществление власти с1е/ас(о или, по крайней мере, ее внутренний порядок, ее регулирование и ее структура. Во власти явно или неявно находят выражение соотношения командования-подчинения, порядка и его принятия людьми, господства и рабства. Термин «господство» проистекает от йоттиз — хозяин (господин) и йоттаге — осуществлять суверенитет. Он связан с центральной фигурой господства. Но само господство основывается на различных моделях послушности, на привычке опираться на рациональные основания. С понятием господства связаны такие явления, как подчинение и принуждение к подчинению.
618 ЖеЬегМ. Есопотше е1 ЗоаеЧё. Р., 1971. Т. 1. Р. 56.
Источник: Кшз I. Ор. сн.. Р. 253.
В конечном счете господствовать — это значит конкретно проявлять способность использовать силу через совокупность комплексных отношений, через социальный контроль и нормы, а также через интериоризированные и принятые гражданами принудительные меры, которые могут относиться к различным историческим, социальным, психологическим и т.п. полям. Нельзя недооценивать вклад в разработку проблематики господства психоаналитиков от 3. Фрейда до Э. Фромма. Немалый вклад внесла и политическая философия в разработку проблем власти. Обратимся вновь к великому философу Платону. Он как-то заметил, что господствовать — это значит установить господина внутри субъекта. Господин живет в нашем сердце, в нас самих, он находится в основе нашей жизни и существования, в самой сокровенной нашей сердцевине. С помощью этого ядра, находящегося внутри людей, формируется господство и организуется власть. Приведенная таблица показывает элементы господства как политического феномена, а также феномена социального, педагогического и т.д. Во всех этих полях человек стремится к триумфу своей воли на конкретной и эмпирической основе, которую выражает понятие господства. При этом, думается, вряд ли можно полностью согласиться с пониманием М. Вебером власти, которую он представлял как аморфную, абстрактную, теоретическую, неопределенную и недифференцированную концепцию. 10.1.1. Власть, не сводимая к господству Если большинство мыслителей по проблемам власти, начиная с античной философии и вплоть до М. Вебера, видели в господстве сущность власти, то в наше время есть немало мыслителей (X. Арендт, М.Фуко, М. Крозье), которые ставят под вопрос такое понимание власти. Так, X. Арендт полагает, что власть не следует отождествлять с господством или насилием, ее не следует определять отношениями командование-подчинение, субординации или господства одного субъекта над другим, воли одного над волей другого. В своем эссе «О насилии» X. Арендт использует для раскрытия
сущности власти ряд понятий — могущество, сила, авторитет и насилие. «Мне представляется достаточно грустным констатировать, — пишет X. Арендт, — что на современной стадии своего развития терминология нашей политической науки не способна отчетливо различать ключевые слова, такие как "власть", "могущество", "сила", "авторитет" и, наконец, "насилие", каждое из которых обращается к различающимся и различным феноменам... Мне кажется, что в данном случае речь не идет только о невнимательности языка. Поверх явной путаницы существует твердое убеждение, что более точные терминологические различия имели бы, в лучшем случае, меньшее значение: убеждение, что основной политической проблемой было и остается знание того, кто господствует и кто господствуем. Власть, могущество, сила, авторитет, насилие — все это только слова-индикаторы средств, которые человек использует, прежде чем установить господство над человеком»619. Речь идет о том, чтобы вновь открыть власть в ее сущности как силы созидания и способности человека к действию. «Власть, — утверждает X. Арендт, — соответствует способности человека действовать. Власть никогда не является индивидуальным свойством: она принадлежит группе и принадлежит ей так долго, как долго эта группа не распадается. Когда мы заявляем, что кто-то находится у «власти», мы понимаем под этим, что он получил от некоторого числа лиц власть действовать во имя их»620. Развивая свою концепцию власти как коллективной инициативы, X. Арендт наталкивается на традиционное представление, от которого она хотела бы дистанцироваться, представление об инстинкте господства как истоке власти. Напомним, что М. Ве-бер, например, определяет государство как отношение господства человека над человеком, социолог Б. де Жувенель (1903—1987) утверждал, что инстинкт господства порождает правление, а Вольтер определял власть как «возможность заставить других делать то, что мне нравится». Вопрос для X. Арендт состоит не в том, кто правит и при помощи чего правит — принуждения, хитрости или подчинения. Ее 619 АгепсИ Н. Т)\х тешоп е а 1а ую1епсе. Р., 1989. Р. 143-144. 620 \Ый.
интересует другое: производство коллективной политической власти. Поиск ответа предполагает расчленение привычных политических полей. Но остается вопрос «господства внутри нас самих». В своем понимании власти, отличающейся от господства, как мы уже отмечали, дистанцируются и М. Крозье, и М. Фуко. В поле микростратегий они делают акцент на свободе актеров и маневра, возникающих во властных отношениях. Господство, принуждение, диалектика отношений «командование-подчинение» в их понимании не раскрывают сущности власти. Специфика властных отношений, подчеркивает М. Фуко, ни в коем случае не заключена в столкновениях или господстве. Существует, утверждает он, с одной стороны, власть над вещами (с помощью которой их изменяют или используют), а с другой — власть, воспринимаемая как отношение между партнерами. И тогда главная проблема таким образом понимаемой власти не сводима ни к добровольному рабству, ни к господству. М. Крозье в своей трактовке власти концентрирует внимание на стратегии актеров. И он утверждает: если власть означает силовое отношение, в котором один получает больше, чем другой, но в котором никто не лишен полностью возможности оказывать влияние на другого, то в таком случае на передний план выходит инициатива субъектов, включенных в систему действия, и именно она должна привлекать внимание. И это внимание, значит, должно быть сосредоточено на комплексной совокупности пересекающихся и взаимозависимых игр, при помощи которых индивиды, используя правила игры, максимизируют свой выигрыш. Несмотря на очевидные различия в подходах указанных нами исследователей, они едины в том, что власть не определяется как «господство» человека над человеком. К тому же они оставляют в стороне вопрос о том, какова же внутренняя сила, толкающая индивидов к власти. Нет ответа и на вопрос о том, какая внутренняя динамика власти способствует «завоеванию власти». В постановке вопросов власти этих крупных мыслителей нет полного ответа, хотя, к примеру, они говорят о способности человека к действию (X. Арендт), стратегии актеров (М. Крозье), о повсеместном присутствии микровластей (М. Фуко). Между тем ясно, что отделение психологии от господства только частично может объяснить содержание понятия власти. А потому добросовестный научный
анализ требует вновь обратиться к проблематике господства, предполагающей изучение «властвующей воли» и желания зависимости и связанного с ним внутреннего принятия существующего порядка.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |