Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сверх-Я и воображение всемогущего господина




Образ матери до сих пор превалировал в нашем анализе изна­чальных форм и проб отношения господство-подчинение. Новые возможности такого анализа связаны с использованием Сверх-.?, которое коррелирует с Эдиповым комплексом, давая более широ­кую интерпретацию феноменов зависимости и подчинения. Дан­ный подход 3. Фрейд осветил в своем последнем произведении «Я и монотеизм» (1939), где он, в частности, задался вопросом о ядре религии как продукте Эдипова комплекса.

Эдипов комлекс представляет собой упорядоченную совокуп­ность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных

638 См: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Указ. соч. С. 159-160, 228-229.

 

на родителей. В своей так называемой позитивной форме этот комплекс развертывается так же, как история царя Эдипа, и пред­полагает желание смерти сопернику того же пола, и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. В негативной форме, напротив, это любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола. В той или иной степени обе эти формы образуют Эдипов комплекс в его завершенном виде.

По Фрейду, Эдипов комплекс достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами, в фаллической фазе. Его угасание наблюдается при наступлении латентного периода. Эдипов ком­плекс является основой структурирования личности и формиро­вания человеческих желаний. При помощи Сверх-Я как наслед­ника Эдипова комплекса можно достаточно глубоко проникнуть в корни господства. Вместе со Сверх-Я как инстанцией личнос­ти, сложившейся из интериоризации родительских запретов и отказа от эдиповых желаний, как мы видели, возникают формы активного подчинения, связанного с ненавистью и любовью к фигуре отца.

Фрейд ставит вопрос: при каком условии почетное звание «великий человек» придается субъекту? Красота, успех и вообще объективные качества играют вспомогательную роль. Самой сво­ей личностью великий человек определяет ее формы, а людям ос­тается при помощи пружины бессознательного подчиняться и на­ходиться в зависимости.

«Мы знаем, у массы есть мощная потребность во власти, ко­торой можно восхищаться, которой поклоняются, которая пове­левает ими, а иногда и жестоко ведет себя по отношению к ним. Из психологии индивида мы узнали, откуда возникает такая по­требность масс. Из тоски по отцу, которая, начиная с детства, вла­деет каждым, по тому самому отцу, победой над которым прослав­ляет себя герой легенды. И видимо теперь перед нами забрезжила мысль: все черты, которыми мы наделяем великого человека, — это черты отца, что в этом совпадении и заключается тщетно отыскиваемая суть великого человека. К образу отца относятся смелость интеллекта, сила воли, весомость деяний, но в первую очередь самостоятельность и независимость великого человека, замечательная беспечность, способная дорастать до беспощаднос-

 

ти. Им должно восхищаться, ему следует верить, но вынуждены и бояться»639.

Таким образом, согласно Фрейду, с отцовской фигурой связа­ны позиции подчинения. Именно с помощью отца интериоризи-руется властное отношение, которое одновременно принимается, подвергается сомнению и опротестовывается. Здесь истоки того, что мы называем подчинение авторитету.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.