КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные психоаналитические интерпретации
Одним из ярких представителей психоаналитического направления политической науки в послевоенные годы был французский теоретик и практик так называемого структурного психоанализа Жан Лакан (1901-1981). Проблематика господства у Ж. Лакана отмечена печатью гегелевской феноменологии. Ж. Лакан полагает, что вовсе не потребность, а желание желания рождает интерсубъективность. Такое обращение к Гегелю, по Ж. Лакану, позволяет «сформулировать подлинную меру драматизма Фрейда». У Гегеля страх и опасение смерти объясняются подчинением человека человеку: подчинение есть продукт начальной борьбы, в которой раб предпочитает смерти рабство, в то время как господин выбирает риск умереть. Можно полагать, что у Лакана смерть как безусловная ее возможность, присутствующая в каждый данный момент в судьбе субъекта, представляет сердцевину жизни желания и играет решающую роль в феноменологии зависимости через по-
средничество «признательности». Не органическая потребность является основой человечества (и феноменов зависимости), а желание желания, сильное желание (иногда побежденное) признания. Человеческое существо вступает в чистую борьбу за престиж при помощи слова, при помощи порядка речи. И нужно учитывать агрессивность, являющуюся напряжением, соотнесенным с нарциссической структурой и идентификацией образа с самим собой. И в этой комплексной борьбе берут начало феномены власти. Лакан сосредоточивает свое внимание прежде всего на структурных, а не генетических механизмах, способах функционирования бессознательного как хранилища законов культуры, как инстанции, властвующей над сознанием. Лакан максимально отказывается от биологизма, апеллируя к аргументам, которые можно было бы назвать структурно-символическими. Центр тяжести в рассуждениях Лакана перемещается на идею структурности самого бессознательного, тогда как у Фрейда вопрос стоял прежде всего в организованности психики в целом. Для Лакана бессознательное — это не склад забытых впечатлений, а структура упорядочения, по типу языковых структур, допускающая применение приемов лингвистического и даже математического анализа. На концептуальном уровне лакановская трактовка господства бессознательного над сознанием и поведением предстает в виде схемы соотношения «реального»—«воображаемого»—«символического», которая близка к фрейдовской модели «оно» — «Я» — «Сверх-Я». При этом Лакан видит реальное как «невозможное», а объект влечения - «навсегда потерянным». Воображаемое — это уровень иллюзорных единств, аналогий, непосредственных отношений, в которых прежде всего отыскивается сходство, неразрывность, центрированность психических процессов. Символическое, напротив, образует безличный уровень бессознательного, который господствует над воображаемым (и реальным). Бессознательное как символическое — это «речь Другого», т.е. закон Порядка, господства культуры над индивидуальной психикой. Воображаемое представляет собой индивидуальные вариации символического, субъективный способ воплощения принципов символического порядка как порядка культуры.
Таким образом, Лакан устанавливает иные соотношения между инстанциями власти в психическом, нежели Фрейд, у которого главные агенты власти поляризовались на власть крови и власть культуры с опосредованием в «Я» - слуге этих «двух господ». Для Фрейда главной агрессивной инстанцией были «оно» и, соответственно, основными уровнями защиты, идущими от «Я» и «Сверх-Я». Для Лакана агрессивность эгоистического «Я» (воображаемое) должна сниматься сублимированной властью культурных запретов, сосредоточенных в символическом. Власть символического не носит непосредственно репрессивного характера: речь, скорее, идет лишь об угрозе наказания в случае нарушения запрета. Вступление в символический порядок культуры определяется средствами широко понимаемого языка. Власть социального мира над человеком, по убеждению Лакана, - это, главным образом, власть языка и подобных языку дискурсивных механизмов, закрепляющихся в запретах, законах, установлениях, а власть человека над миром в той мере не иллюзорна, в какой она опирается на способность именовать, пользоваться означающими формами, словом — присвоение власти языка, становиться «функциональным выражением символического порядка». Можно было бы предположить, что эта власть является демократичной, что присвоить ее и воспользоваться ею может каждый. Однако это не так. Ибо речь идет об особом языке, власти которого в конечном счете подчиняется и само бессознательное. Достичь и коснуться бессловесного способно не любое слово, а слово-взрыв, слово, уже переставшее быть словом, поскольку в нем уничтожена естественная привязка означающего к означаемому, формы к содержанию, понятия к звуковой оболочке. Это уже не слово, но элемент цепи, означающей формы, свободно движущиеся вне содержания647. Другой французский социолог Пьер Лежандр в своих работах «Любовь цензора» (1974) и «Обладать властью» (1978) задается вопросом: каким образом мы как субъекты попадаем в тенета господства? И отвечает: нас губит вера в любовь. Она является источником для матрицы, лежащей в основе диспозиции господства. 647 См.: Автономова Н.С. Указ. соч. С. 256-290.
Подчиняйся мне, говорит господин, и я тебя буду любить. И вопреки абсурдной и в то же время упрощенной и механистической идее муштровки, П. Лежандр ставит в центр любовное желание подчинения, которое заложено во всех традициях начиная со времен античности. «Речь идет о наблюдении за распространением подчинения, ставшего желанием подчинения, когда главное дело Власти заключается в том, чтобы заставить себя полюбить... От теологов-легистов античности до манипуляторов публичной пропаганды улучшался один и тот же догматический инструментарий, прежде чем поймать субъектов в сети непобедимого средства, о котором идет речь: любовная вера... Власть затрагивает узел желания»648. Идея П. Лежандра такова: уступи своему желанию, подчинись закону, и ты получишь в качестве вознаграждения прилив любви, в котором вырисовываются фигуры подчинения. Неподчинение связано с высшим риском, с риском лишиться любви. Если гегелевский раб не осмелится встретить смерть, то подчиняющийся у П. Лежандра не сможет избежать страха утраты любви, являющейся пружиной послушания. Принимая господина, которому он подчиняется, человек проявляет устойчивую потребность в возможном присвоении объекта любви. Любовь и власть — это единственное условие добровольного подчинения. Вера в любовь заставляет нас подчиняться, т.е. утверждается иллюзия того, что нас любят. С этой точки зрения П. Лежандр идет по пятам Рекламы, полной образов Закона, Отца и любви, которую он может вызывать. И это есть современные фигуры гегелевской диалектики Господин-Раб. Таким образом, психоанализ имеет целью открыть пути фантазма, который оставляет след в интерсубъективных отношениях. И на этом пути выявляются некоторые фигуры господства и подчинения: идентификация в агрессоре, требование любви, иллюзия того, что субъект является любимым и т.д. Аналитическое выяснение получает даже садомазохистская форма некоторых властных отношений. И потому психоанализ выявляет глубинные фантазмы во власти человека над человеком. 648 Ье^епйге Р. V атоигди сепзеиг. Р., 1974. Р. 5.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |