![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воля к рабству
ФИЛОСОФСКИЕ ДАННЫЕ ГОСПОДСТВА И ПОДЧИНЕНИЯ Как было показано выше, 3. Фрейд и психоаналитическое направление вообще полагают, что «господин» и «раб» заложены в нас самих еще до утверждения социальных отношений. Философы, в свою очередь, также стремятся интериоризировать отношения господства и подчинения, уловить в нем форму сознания, противопоставляемого себе самому. «Господин» и «раб» находятся в наших душах. В сознании сталкиваются опасение и страх, агрессор и тот, кто подвергается агрессии, что позволяет увидеть фигуры господства и подчинения как своеобразное порождение нашего воображения. Тревога, страх смерти уводят далеко от свободы, где человек видит себя покинутым, и он проявляет волю в том, чтобы отыскать при помощи «любви к господину» примирения сознания с самим собой. И все это становится источниками и формами зависимости. И не случайно Э. де Ла Боэси задается чрезвычайно важным вопросом: почему люди бьются за рабство так, как если бы речь шла об их спасении? И как бы уточняя его, И. Кант утверждает, что субъекты боятся стать свободными, что гораздо удобнее быть ведомым господином. А Гегель говорит о страхе смерти, поселившемся в душе человека. Значит, господство держится только на страхе, желании или согласии тех, кто раздавлен. Так утверждает философская мысль. Пружина рабства коренится в первичном страхе, соединенном с любовью к господину. Такая постановка проблемы находит отражение и в литературе. Ж. Рюсс приводит пример, заимствованный у Жана Полана: «Необычное восстание в 1838 г. пролило кровь на острове Барбадос. Около двухсот негров, как мужчин, так и женщин, получившие мартовскими ордонансами свободу, утром пришли просить старого господина, некоего Гленеля, вновь взять их в рабство. Были зачитаны жалобы, записанные анабаптистским пастором, которые они принесли с собой. Потом началась дискуссия. Но Гленель, будучи застенчивым, скромным человеком, а также из опасения санкций закона не позволил им себя убедить. За это был вместе с семьей избит неграми, которые в тот же вечер заняли
36 Заказ 125
свои дома и были возобновлены привычные им речи и заботы»649. Негры не только не смогли обходиться без хозяина. Но они были просто влюблены в него. Как видим, правда литературы приходит на помощь философии. В своем произведении «Рассуждения о добровольном рабстве» Э. де Ла Боэси, как мы уже отмечали, задается простым и вместе с тем загадочным вопросом: как получается, что столько людей и столько наций соглашаются с тиранией одного лица, не будучи к этому принужденными силой? И действительно, трудно понять, почему народы, которые могли бы без особого труда освободиться от подчинения, терпят все. Назовем волю к рабству загадочной операцией, злом, поражающим толпу. Но где его истоки? В странном очаровании, в обольщении всего нашего существа, через его обаяние и даже околдование. Тиран нас обольщает и захватывает в сети идентификации: каждый, подчиняясь, идентифицируется с господином и участвует в его всевластии при помощи своего воображения. Что околдовывает в господине последнего из рабов? Ощущение себя при помощи идентификации с господином и богом. Во всяком обществе существует тираническая цепь: любой раб позволяет себя обольстить и очаровываться в проектировании себя в господине. Господство функционирует в нас, через нас, в наших душах столь алчных, делая их идентичными душе тирана. И так возникают миллионы и миллионы людей, «и не через принуждение силой, а потому, что они очарованы и так сказать околдованы именем одного, от которого они не должны испытывать страх, потому, что он — единственный, не должны пенять, потому что он по отношению к ним ко всем является негуманным и жестоким... чтобы утвердиться, тираны стремятся приучить народ не только к подчинению и рабству, но и к почитанию»650, делает вывод Э. де Ла Боэси.
Секрет господства и рабства заложен не столько в тиранической власти, сколько в воле служить тирану, идентифицируясь с ним. И тогда оказывается не просто различить тех, кто господствует, и тех, кто подчинен. Складывается как бы удивительная цепь, где каждый отождествляет себя с начальником, становясь его рабом. И в каждом сердце, в каждой душе осуществляется странная диалектика рабства и иллюзий господства. Цепь отношений, о которой говорит Ла Боэси, французский философ Клод Лефор комментирует следующим образом: «Такова цепь идентификации, что последний из рабов желает еще и Бога. Нельзя недооценивать это суждение: тирания пересекает все общество. И если верно, что есть только один господин, при котором все люди — рабы, то эта истина скрывает другую истину: рабство всех связано с желанием каждого носить имя Одного перед лицом Другого. Фантазм Одного — это не только фантазм объединенного народа, это и фантазм каждого отдельного человека, мелкого тирана в обществе»651. Если народы «перерезают себе горло», то это происходит потому, что они носят в себе тирана и сгибаются под игом его воображаемой силы. Мы уже отмечали, что Спиноза был знаком с этими мыслями Э. де Ла Боэси, что находит отражение в предисловии «Богослов-ско-политического трактата». Он видит истоки рабства в приверженности людей к суевериям, при помощи которых «народу легко внушается то почитать своих царей как богов, то проклинать и ненавидеть их как всеобщий бич рода человеческого. Но ведь если высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека»652.
649Дгш/. Ор. (Л. Р. 290-291. 650 Ьа ВоёНе Е. йе. Ор. ск. Р. 132-133.
36*
651 СГ. Ким /. Ор. сИ. Р. 293. 652 Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. 2. С. 9-10.
В одной из статей, посвященной Просвещению, И. Кант описывает любовь к рабству, которая выражается самым различным образом: размещение в Другом долга руководить нашими мыслями, нежелание иметь свои собственные мнения и суждения, отказ от того, чтобы быть свободным. Все это давно присуще человечеству. Как считает И. Кант, субъекты боятся быть свободными, так как более комфортным в реальности оказывается быть ведомым господином. Лень, трусость, безразличие, привычки, предубеждения — таковы основные причины противостояния Просвещению в XVIII в. Рабство нравится людям тем, что оно имеет успокоительный характер, способствует утверждению комфорта, тогда как нужны усилия, труд и даже борьба для утверждения господства разума. И люди с очевидностью предпочитают жить под опекой другого, предоставляя этому другому право думать за них. Люди из страха быть свободными, из-за нехватки мужества порождают господство, а те, кто господствует, искусно культивируют чувство страха свободы. «Лень и трусость, - пишет И. Кант, - вот причины того, что столь большая часть людей, которые уже давно освободились от чуждого им руководства природы (паШгаШег ттогеппез), все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т.п., то мне нечего утруждать себя. Мне нет необходимости мыслить, если я в состоянии платить; первым скучным делом займутся вместо меня другие»653. И. Кант раскрывает в своих работах и феномен духовного господства. В его философии истории и теории образования возникает фигура невидимого господина. Его появление — результат существования второстепенных людей, о которых речь шла выше. В силу того, что человек появляется в жизни как ребенок и юнец, а моральное меньшинство предшествует большинству, так
как субъект не определяется по законам разума и свободы, то ему требуется господин, который его будет образовывать и обучать. Под господином И. Кант понимает субъекта, осуществляющего духовное господство и принуждающего людей к свободе. Человек является животным, имеющим потребность в господине, так как господин воплощает того, кто разбивает индивидуальную волю. Возникает вопрос: движемся ли мы в направлении логики Гегеля в отношении господин-раб? Ответ, по Канту, однозначен — нет. И это так потому, что если пути рабства многочисленны, то пути господства, наоборот, немногочисленны. Кант усматривает истоки рабства и зависимости в глубинной сущности человека, а господство исчезает из вида. «Трудность, — утверждает И. Кант, — которую ясно показывает уже сама идея этой задачи, состоит в следующем: человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он, как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой. Где же он может найти такого господина? Только в человеческом роде. Но этот господин также есть животное, нуждающееся в господине»654. Господин филигранно вырисовывает это сознание на пути утверждения своего полного духовного господства и обращения людей к универсальному. Но вместе с тем Кант напоминает об эгоизме государей и руководителей. По сути дела, быть господином над людьми, управлять ими или обучать их, поднимать их до формы универсального и разрушать эгоистические интересы — это самая трудная задача. Господа мудрости, образования, политики невидимы, так как не нуждаются в господине для того чтобы забыть о своих эгоистических интересах. И Кант утверждает, что искусства управлять людьми и их обучать являются двумя самыми трудными искусствами.
торая избегает меня и которая будет устанавливать эти кособокие отношения, где завязывается и каменеет моя свобода. В тяжести взгляда, отбрасывающего меня в инертную в себе массу, берет истоки моя зависимость по отношению к другому. Таким образом, несколько упрощая, мы являемся наблюдателями за имеющими свободу господами, а также, будучи видимыми, созерцаемыми, образованными, такими, как другие нас воспринимают. Отсюда смертельная дуэль сознаний, в которой каждый своим взглядом внедряет рабство и господство, отсюда вырастает садизм и мазохизм, эти «извращения», присущие взгляду на самого себя. Ад — это другие: взглядом внедряется зависимость, подчинение, господство, рабство. Однако в генезисе зависимости находится «дурная вера» — это ложь самому себе, при помощи которой я пытаюсь притворяться, что я не свободен, при помощи которой я стараюсь забыть, что я являюсь сознанием, не испытывающим влияния закона вещей и не маскирующим мои собственные условия. И оно играет столь же решающую роль, как и взгляд другого. Как только я вручаю другому заботы о моем существовании, как только я отказываюсь от одиночества и небытия и от экспериментирования со своей свободой, тотчас же берут начало в этой дурной вере моя зависимость и мое подчинение. Бегство от свободы или ответственности, согласие на превращение самого себя в объект для другого — все это рождает страх свободы, а это, по Сартру, является ядром зависимости, отчуждения, подчинения. Таким образом, желание подчинения и послушания берет начало в дурной вере. И в этом мы можем видеть родство позиции Ж.-П. Сартра со взглядами И. Канта и 3. Фрейда. В поисках господина человек проявляет (3. Фрейд) свою нужду и детскую зависимость. Сартр говорит о дурной вере - иной термин потребности, где маскируется наша свобода. 10.3.5. Жан-Франсуа Лиотар: наслаждение от подчинения Согласно Лиотару, подчинение коренится не только в своей свободе. Оно реализуется наслаждением и желанием. Можно ли говорить об отчуждении там, где есть наслаждение? «Английские безработные (сто лет назад) наслаждались истерическим, мазохист-
ским истощением, и я не знаю ради чего еще, находясь на шахтах, литейных заводах, фабриках, в аду, они наслаждались безумным разрушением своего органического тела, что им, конечно, было навязано, они наслаждались разложением их идентичности»659. Далекое от «отчуждения» несчастье работающего и отделенного от своего продукта субъекта, когда тяжелый труд подпадает под господство другого, сопровождается наслаждением, интенсивностью, подчиненностью. И это не противоречит идее непокорности, бунта. Наслаждение и бунт не кажутся несовместимыми. Вопреки проблематике отчуждения (труда) необходимо обратиться к телу и наслаждению. Есть только тело и побудительные диспозиции, желания. Внутри этой диспозиции подчинение может приносить интенсивное наслаждение. Возможно, «Либидо-нальная экономика» схожа с «Рассуждениями о добровольном рабстве» Э. де Ла Боэси, который говорит о загадке всякой власти: почему человек приемлет подчинение? Так как он любит рабство, мягкое и не жестокое... Страх свободы и любовь к рабству заложены в сердце человека. Вспомним о К. Поппере и описанном им закрытом обществе, где у индивидов нет личных решений, а также об А. Зиновьеве, показавшем, что советская система, закрытая и тоталитарная, приносит «администрируемым» нередко огромное удовлетворение. Сложился, говоря словами А. Зиновьева, кото $ощейси$, влюбленный в рабство, получающий удовлетворение от тоталитарного политического режима. Его психика структурировалась страхом свободы. В этом коренятся желания возврата прежнего режима в странах Восточной Европы и бывшего СССР, которое испытывают многие граждане этих стран до сих пор. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ФИЛОСОФСКИМ ОСНОВАНИЯМ ВЛАСТИ «Ни на солнце, ни на смерть, - говорил Ларошфуко, - нельзя смотреть в упор660.
660 Аксиомы остроумия: Сб. / Ф. Ларошфуко. Максимы; Н. Шамфор. Максимы, мысли, афоризмы и анекдоты. Симферополь, 1998. С. 19.
Гегель, описывая дуэль сознаний перед лицом риска смерти, стал аналитиком феноменов господства. При помощи антропологии и феноменологии он показывает абсолютную необходимость риска, показывает, что послушание идет от неотложного желания жить, что страх смерти объясняет подчинение. «О, уродливая смерть...» В ней истоки человеческих страхов. Но в этой же феноменологии сознания формируется фигура господина. Когда террор смерти преобразуется в духовное господство, тогда рождается гегелевский Мудрец — высшая модель господства. Этология показывает универсальный характер отношений господство-подчинение. И не являются ли они необходимым основанием живого социального порядка? Теория бессознательного связывает отношения господства-подчинения с изначальной нуждой. Подчиняйся мне, и я тебя полюблю... Так и возникает авторитет и господство. Наконец, философия Гегеля показывает в генезисе господства-рабства первичную роль страха и смерти. Рядом со смертью и жизнью оказываются господство и подчинение, господство и рабство и все конфликты власти. Схематически основания господства могут быть представлены следующим образом. Основание господства
(Лиотар)
Именно на двойном основании строится власть. Дополнительная структура — ИЬШо йоттапсИ и потребность в подчинении способствуют ее созданию и укреплению. Перед лицом желания господства симметрично предстает потребность в зависимости. В комбинации с сознанием они дают власти ее силу и основные ее базовые механизмы. Было бы ошибкой не учитывать эти две психические структуры. Как говорил Ж.-П. Сартр, командовать и подчиняться — это одно и то же. Тот, кто командует, несет в себе подчинение. Теория бессознательного учит нас тому, что господин и раб — это две внутренние формы сознания, противостоящие друг другу и борющиеся друг с другом. Философская антропология позволяет увидеть волю к рабству (Э. де Ла Боэси), страх стать свободным (И. Кант), выбор симметричной зависимости господства (Гегель). Самое авторитарное господство ограничивается передачей переносимого насилия, принятого послушания и подчинения, вписанного в тело и душу. Показательным является признание Ж.-П. Сартра: «Повелевать и подчиняться — это, в сущности, одно и то же. Самый полновластный человек всегда повелевает именем другого -канонизированного захребетника, своего отца, и служит проводником абстрактной воли, ему навязанной. Я отродясь не отдавал приказаний, разве, чтобы посмешить себя и окружающих. Язва властолюбия меня не разъедает. Немудрено — меня не научили послушанию»661. Таким образом, можно шаг за шагом определить основные характеристики основаниям господства, которые совпадают с основаниями власти — желание господствовать и активное подчинение соответствуют одно другому и поддерживают друг друга. В «господстве» отражается воля к служению и подчинению как своеобразной предпосылки порядка. Существует тесное и глубокое отношение между ИЫйо йот1-папсИ и желанием подчиняться. Как тут не вспомнить о домашних слугах или о патернализме господина с его стремлением к контролю и господству под видом покровительства, связанного с зависимостью того, кто подчинен. Патриархальная или патерналистская модель управления предприятием носит подобный характер. При
колониализме или при рабовладении — и в этих случаях одна и та же психическая структура объединяет господина и слугу, организует их существование и позволяет идентификацию одного в другом. Таким образом, власть строится через загадочное и иногда мистическое отношение: зависимость — воля к господству.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |