Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть как жизненный принцип




ЫЫйо йоттапсИ само по себе было бы неэффективным, если бы власть не фигурировала как квазижизненное требование внут­ри общества, или существования. Здесь вмешивается центральное измерение власти, которое структурирует социальное простран­ство, учитывает и поддерживает его. И власть органично вписыва­ется в жизнь индивидов и групп.

Власть как жизненный принцип позволяет избежать риска дезинтеграции и энтропии. И речь идет как о рисках внутренних, присущих времени, так и о рисках внешних, вызванных к жизни борьбой и конфликтами. Но субъекты объединяются в одно целое также благодаря власти над собой. Короче говоря, на всех уровнях власть фиксируется на решении задачи «прочности». Она управ­ляет субъектами, реальностями и группами, придавая им устойчи­вость

10.4.1. Власть над собой как орган выживания человека

В своей жизни человек сталкивается с массой трудноразреши­мых проблем: как жить в неустойчивом мире, как преодолеть страхи, угрозы смерти и многое из того, что сопровождает жизнь человека? И перед ним стоит задача сохранить самого себя и обес­печить условия для своего выживания.

Эта жизненная задача неразрешима, если субъект не руково­дит сам собой, не обладает властью над собой и возможностью до­ступа к свободе. Об этом мы уже говорили выше. Еще раз подчер­кнем. В демократическом обществе субъект должен быть авто­номным и управлять самим собой. Власть над собой имеет чрезвычайно важное значение. Благодаря этой власти происходит

 

духовное преобразование управляющего собой субъекта, что по­зволяет ему быть человеком своего времени и сформировать себя, свою психику таким образом, что она будет способной противо­стоять эмоциональным волнениям и страху смерти.

Власть над собой выполняет, значит, терапевтическую функ­цию, о чем свидетельствует, например, мораль античности, и в ча­стности, эпикурейская мораль. Психическое, моральное равнове­сие человека имеет большое количество внутренних врагов (тре­вога, отсутствие безопасности, страх богов и смерти), и чтобы победить их, необходимо спокойствие духа. Власть над собой со­впадает с господством над темными силами, которые угрожают человеку. Не потому ли эпикурейская философия указывает на терапию души, достигаемую через духовное господство, растворя­ющее силы, способные разрушить психическую целостность че­ловека.

Умиротворения и духовного постоянства добивались и сто­ики. И власть является спасительной силой, ибо организует жизнь по вполне определенным правилам. И одним из условий этих правил является связь человека с мыслящими людьми. И значит, власть выступает условием аутентичного выживания человека. Бу­дучи свободным, человек спасается, строя свою внутреннюю ци­тадель, позволяющую ему адекватно отвечать на все угрозы.

Как жить счастливо и в соответствии с природой человека? При помощи власти над собой как силы, обеспечивающей следо­вание правилам мысли и действия, создающих автономного субъекта. И это не только проявление мудрости: господство над собой позволяет избежать разложения, которое угрожает челове­ку. Это господство позволяет и обусловливает выживание субъек­та. Без воздействия на самого себя человеку было бы невозможно выйти за пределы состояния животного и рабства.

10.4.2. Власть над вещами и природой как жизненное основание существования

Власть выражает возможность использовать физические сред­ства, предназначенные для действия. Речь идет прежде всего о си­лах природы. В этом действии власть выступает как условие вы-

 

живания человека. Т. Гоббс в своем «Левиафане» говорит о вечном и беспрестанном желании все большей и большей власти. Од­ной из причин такого желания он называет «невозможность обеспечить ту власть и те средства к благополучной жизни, ко­торыми человек обладает в данную минуту, не приобретя боль­шей власти»662.

Власть как инструмент обозначает орган выживания челове­ка, условие его жизни и деятельности. Она простирает свои сети, манипулирует, преобразует мир, чтобы его подчинить и заставить приносить плоды в виде жизненного капитала. И все это для того, чтобы господствовать над неизвестным, утвердить человеческую сферу с необходимыми для жизни людей условиями. Власть вно­сит свой вклад в освобождение человека от подчинения силам природы и для его господства над смертью.

Власть над вещами, выполняющая функцию управления жиз­нью, представляет собой некую совокупность систем, силы кото­рой растут во времени, которая оказывает немалое влияние и на развитие человека.

10.4.3. Пасторская власть как орган выживания людей

Власть имеет тенденцию «пасторски» организовывать благо­состояние индивидов, что было показано в работах М. Фуко. С этой точки зрения она сводится к правлению, которое позволило бы выживание субъектов.

Как известно, существует суверенная власть, основанная на законе и подчинении. Но рядом с ней присутствует власть пастор­ского типа. Отметим, что государство представляет собой полити­ческую форму централизованной власти. Пасторская власть — это нечто иное. Пастор, если верить христианско-иудейской тради­ции, которая в Средние века приобрела сильное влияние, объеди­няет, проявляет заботу и ведет толпу. Он следит за ее благополучи­ем и правит, чтобы обеспечить ее спасение, чтобы обеспечить жизнь каждого индивида отдельно и всех вместе. Править для того чтобы заставить жить, — таков пасторский принцип.

 

Но не осталась ли такая власть в прошлом? Такое мнение не является беспочвенным. Однако М. Фуко, признавая это, отмеча­ет, что «нужно различать два аспекта пасторской власти: экклеси-астическая институционализация, которая исчезла или по край­ней мере потеряла свою силу начиная с XVIII в., и функцию этой институционализации, которая расширилась и развилась вне экк-лезиастического института».

«К XVIII веку появился важный феномен: новое распределе­ние, новая организация этой индивидуализированной власти»663.

Начиная с XVIII в. государство вбирает в себя пасторскую власть, стремясь при помощи своей деятельности (здравоохране­ние, питание и т.п.) способствовать росту благосостояния каждого и всех. Сам факт жизни оказывается в поле воздействия власти, которая заботится о людях и поддерживает их жизнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.