КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть как жизненный принцип
ЫЫйо йоттапсИ само по себе было бы неэффективным, если бы власть не фигурировала как квазижизненное требование внутри общества, или существования. Здесь вмешивается центральное измерение власти, которое структурирует социальное пространство, учитывает и поддерживает его. И власть органично вписывается в жизнь индивидов и групп. Власть как жизненный принцип позволяет избежать риска дезинтеграции и энтропии. И речь идет как о рисках внутренних, присущих времени, так и о рисках внешних, вызванных к жизни борьбой и конфликтами. Но субъекты объединяются в одно целое также благодаря власти над собой. Короче говоря, на всех уровнях власть фиксируется на решении задачи «прочности». Она управляет субъектами, реальностями и группами, придавая им устойчивость 10.4.1. Власть над собой как орган выживания человека В своей жизни человек сталкивается с массой трудноразрешимых проблем: как жить в неустойчивом мире, как преодолеть страхи, угрозы смерти и многое из того, что сопровождает жизнь человека? И перед ним стоит задача сохранить самого себя и обеспечить условия для своего выживания. Эта жизненная задача неразрешима, если субъект не руководит сам собой, не обладает властью над собой и возможностью доступа к свободе. Об этом мы уже говорили выше. Еще раз подчеркнем. В демократическом обществе субъект должен быть автономным и управлять самим собой. Власть над собой имеет чрезвычайно важное значение. Благодаря этой власти происходит
духовное преобразование управляющего собой субъекта, что позволяет ему быть человеком своего времени и сформировать себя, свою психику таким образом, что она будет способной противостоять эмоциональным волнениям и страху смерти. Власть над собой выполняет, значит, терапевтическую функцию, о чем свидетельствует, например, мораль античности, и в частности, эпикурейская мораль. Психическое, моральное равновесие человека имеет большое количество внутренних врагов (тревога, отсутствие безопасности, страх богов и смерти), и чтобы победить их, необходимо спокойствие духа. Власть над собой совпадает с господством над темными силами, которые угрожают человеку. Не потому ли эпикурейская философия указывает на терапию души, достигаемую через духовное господство, растворяющее силы, способные разрушить психическую целостность человека. Умиротворения и духовного постоянства добивались и стоики. И власть является спасительной силой, ибо организует жизнь по вполне определенным правилам. И одним из условий этих правил является связь человека с мыслящими людьми. И значит, власть выступает условием аутентичного выживания человека. Будучи свободным, человек спасается, строя свою внутреннюю цитадель, позволяющую ему адекватно отвечать на все угрозы. Как жить счастливо и в соответствии с природой человека? При помощи власти над собой как силы, обеспечивающей следование правилам мысли и действия, создающих автономного субъекта. И это не только проявление мудрости: господство над собой позволяет избежать разложения, которое угрожает человеку. Это господство позволяет и обусловливает выживание субъекта. Без воздействия на самого себя человеку было бы невозможно выйти за пределы состояния животного и рабства. 10.4.2. Власть над вещами и природой как жизненное основание существования Власть выражает возможность использовать физические средства, предназначенные для действия. Речь идет прежде всего о силах природы. В этом действии власть выступает как условие вы-
живания человека. Т. Гоббс в своем «Левиафане» говорит о вечном и беспрестанном желании все большей и большей власти. Одной из причин такого желания он называет «невозможность обеспечить ту власть и те средства к благополучной жизни, которыми человек обладает в данную минуту, не приобретя большей власти»662. Власть как инструмент обозначает орган выживания человека, условие его жизни и деятельности. Она простирает свои сети, манипулирует, преобразует мир, чтобы его подчинить и заставить приносить плоды в виде жизненного капитала. И все это для того, чтобы господствовать над неизвестным, утвердить человеческую сферу с необходимыми для жизни людей условиями. Власть вносит свой вклад в освобождение человека от подчинения силам природы и для его господства над смертью. Власть над вещами, выполняющая функцию управления жизнью, представляет собой некую совокупность систем, силы которой растут во времени, которая оказывает немалое влияние и на развитие человека. 10.4.3. Пасторская власть как орган выживания людей Власть имеет тенденцию «пасторски» организовывать благосостояние индивидов, что было показано в работах М. Фуко. С этой точки зрения она сводится к правлению, которое позволило бы выживание субъектов. Как известно, существует суверенная власть, основанная на законе и подчинении. Но рядом с ней присутствует власть пасторского типа. Отметим, что государство представляет собой политическую форму централизованной власти. Пасторская власть — это нечто иное. Пастор, если верить христианско-иудейской традиции, которая в Средние века приобрела сильное влияние, объединяет, проявляет заботу и ведет толпу. Он следит за ее благополучием и правит, чтобы обеспечить ее спасение, чтобы обеспечить жизнь каждого индивида отдельно и всех вместе. Править для того чтобы заставить жить, — таков пасторский принцип.
Но не осталась ли такая власть в прошлом? Такое мнение не является беспочвенным. Однако М. Фуко, признавая это, отмечает, что «нужно различать два аспекта пасторской власти: экклеси-астическая институционализация, которая исчезла или по крайней мере потеряла свою силу начиная с XVIII в., и функцию этой институционализации, которая расширилась и развилась вне экк-лезиастического института». «К XVIII веку появился важный феномен: новое распределение, новая организация этой индивидуализированной власти»663. Начиная с XVIII в. государство вбирает в себя пасторскую власть, стремясь при помощи своей деятельности (здравоохранение, питание и т.п.) способствовать росту благосостояния каждого и всех. Сам факт жизни оказывается в поле воздействия власти, которая заботится о людях и поддерживает их жизнь.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |