КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеал-Я и подчинение лидеру
В понятии «Идеал-Я» выражается инстанция личности, возникающая в результате совпадения двух моментов: нарциссизма (идеализация Я) и (само) отождествления с родителями (или фигурами их замещающими) и коллективными идеалами. Идеал-Я — это образец, которому стремится следовать субъект. В некоторых работах 3. Фрейда Идеал-Я и Сверх-Я выступают как синонимы. Используя понятие Идеал-Я, Фрейд стремится объяснить такие явления, как любовные чары, власть гипнотизера и подчинение вождю, при которых субъект ставит на место своего Идеал-Я другого человека. Что же в таком случае воплощает лидер? Он воплощает всемогущую личность, по отношению к которой можно действовать только пассивным образом и перед лицом которой субъект должен отказаться от собственной воли. «Предводитель толпы воплощает в себе всегда примитивного отца, которого опасаются, и толпа всегда хочет подчиняться безграничной силе, она жаждет авторитета... она жаждет подчинения»640. Определяя таким образом функцию Идеал-Я, оказывается возможным учесть феномен подчинения и зависимости. Именно в рамках второй теории психического аппарата 3. Фрейд освещает структуры господства. Детское пространство, куда вписываются отношения господство-подчинение, в последующем связано с понятием власти, с 639 Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеическая религия. М., 1993. С. 125. 640 СГ. Ким /. Ор. си. Р. 278-279.
фигурами отца и матери. И эта воображаемая схема потом накладывается на отношения с другими людьми. В то время как Сверх- Я может вести к фантазмам всемогущего господина, Идеал-# отражает обаяние лидером. А нарциссистские идеалы, сконцентрированные на любви к самому себе, способствуют генезису отношений господства. 3. Фрейд был поражен Первой мировой войной, поселившей в людях страх и нечто противоположное тому, что называлось до войны иллюзиями. «Вовлеченные в водоворот этого военного времени, будучи недостаточно осведомленными, мы не способны понять точное значение тех впечатлений, которые мы испытываем... Нам кажется, что никогда события так не разрушали ценные наследия, общие для всего человечества, не приносили столько тревоги просвещенным умам»641. При этом 3. Фрейд свое отношение к войне связывает с естественной агрессивностью человека, с врожденной враждебностью человека по отношению к другому человеку. И эти же агрессивные начала связаны с господством. 3. Фрейд подчеркивает, что господство связано с деятельностью меньшинства, располагающего силой и средствами принуждения и с их помощью в том числе навязывающего цивилизацию и культуру большинству. Такое господство, как отмечает Фрейд, оказывается весьма трудным. Было бы намного лучше, если бы личная жизнь подчинялась разуму. Но эту перспективу он считает утопической. Психоанализ, как видим, дает возможность прояснить некоторые неопределенности в вопросе власти. В частной жизни, как и в публичной, тематика бессознательного освещает отношение господство-подчинение. Архаическое отношение, связанное с желаниями и фантазмами, освещает пружины господства и зависимости. В последующем в психоанализе появляются некоторые новые моменты, связанные с вопросами господства. Одним из первых отходит от ортодоксальных позиций в психоанализе австрийский врач и психолог, создатель индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870—1937). Он в своих работах делает упор на внутренний мир и основание человека, используя понятие ИЪШо йоттапйп 641 Мд. Р. 280.
Позднее от фрейдистской ортодоксии отходят родоначальники фрейдо-марксизма Вильгельм Райх (1897—1957) и Эрих Фромм (1900—1980), которые усматривают корни господства в страхе свободы, что культивируют те, кто господствует (В. Райх), и в подчинении, предполагающем отказ от автономии индивида (Э. Фромм). А. Адлер в своих работах описывает компенсационные механизмы, при помощи которых человек преодолевает свои внутренние органические слабости. В работе «О неполноценности органов» (1907) Адлер сформулировал концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации — один из центральных в концепции Адлера. В основе всей человеческой деятельности Адлер усматривает стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. И он убедительно показывает, что индивиды, страдающие органической слабостью, развивают в себе механизмы господства, власти. Иная интерпретация феномена власти представлена в работах В. Райха. Он полагает, что господство можно понять через осмысление того, что называется желанием. Субъект, адаптированный к авторитарному всесилию, является послушным потому, что его сексуальность (в широком, присущем 3. Фрейду смысле) была укрощена еще в детстве, и потому он желает притеснения. В «Психологии масс и фашизме» (1953) В. Райх утверждает, что народы не ошиблись; они хотели своего угнетения и получили его. В работах В. Райха мы встречаем две темы — Эдипова комплекса и агрессивности. 3. Фрейд, как известно, видит в Эдипе нечто вечное и неизменное, универсальную треугольную структуру, управляющую психическим в разных культурах и позволяющую учитывать основные формы подчинения и зависимости, особенно в зависимости от образования Сверх-#. В глазах В. Райха, напротив, Эдип ограничивается в нашем обществе повторенной формой абсолютно чрезмерного авторитета, авторитета, выпавшего отцу в наших структурах. Будучи отражением отношения господства (случайного и исторического) Эдип должен исчезнуть. В. Райх говорит о специфике и оригинальности господства: пара господствующий-господствуемый бе- 35 Заказ 125 545
рет начало в исторической ситуации, придающей свой смысл Эдипу, а также феноменам подчинения и зависимости. Второй пункт несогласия В. Райха с 3. Фрейдом связан с феноменом агрессивности. Важность этого феномена 3. Фрейд осознал с опозданием, особенно в генезисе структур господства. Агрессивность как совокупность тенденций, нацеленных на то, чтобы помешать другому или просто его разрушить, появилась у 3. Фрейда естественно и достаточно рано. Ното НотШ 1ирш — напоминает 3. Фрейд в «Болезни в цивилизации». Он полагает, что у людей существует первичная враждебность, противопоставляющая их друг другу и угрожающая разрушением цивилизации. В отличие от него, В. Райх говорит об учете напряжений, накопившихся в силу неудовлетворенности, и он не укореняет феномен господства в первичное побуждение к смерти, как это делает 3. Фрейд. В. Райх убежден, что всякое деструктивное действие означает реакцию организма на неудовлетворение жизненной потребности. Что же тогда представляют собой источники господства? Этиология642 здесь находит свое подтверждение и приводит к некоторым социально-экономическим формам, авторитарному структурированию человека, к присутствию всемогущего отца, к феноменам идентификации, к сексуальному торможению и, наконец, к страху свободы, присущему массам людей. Прежде всего остановим свое внимание на фигуре авторитарного отца, которая не обозначает универсальной постоянной. Она, скорее, является матрицей Эдипа, который, возможно, призван исчезнуть. Как считает В. Райх, своеобразным воплощением отца в Германии был Гитлер. «Поскольку фюрер знает, — утверждает В. Райх, - каким образом можно пробудить в массах эмоциональные семейные связи, он также олицетворяет и фигуру авторитарного отца. Он использует в своих целях все эмоциональные особенности, которые прежде приписывались строгой, но внушительной (в глазах ребенка) фигуре отца-защитника»643. 642 Этиология (гр. аШа причина +...логия) — 1) учение о причинах и ус ловиях возникновения болезней; 2) причина возникновения болезни или патологического состояния. 643 Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.; М., 1997. С. 84-85.
Еще более важное значение имеет потребность в идентификации, которая позволяет индивидам открыть себя, сопоставляя себя с лидером и преобразуя себя по модели последнего. И тогда феномен господства и отношения между тем, кто господствует, и тем, кто подчиняется, вписываются в архаические основания: потребность найти опору, затушевать чувство несуществования или случайности, укорениться в расе «сеньоров» или, говоря иначе, дать удовлетворение внутреннему нарциссизму. «Мелкобуржуазный индивид ощущает себя в фюрере, в авторитарном государстве, — отмечает В. Райх. — Благодаря такой идентификации он ощущает себя защитником «национального наследия» и «нации». Это ощущение не позволяет ему презирать «массы» и противопоставлять себя им в качестве индивидуума. Ужас его материального и сексуального положения настолько затмевается возвышающей идеей принадлежности к расе господ и существования выдающегося фюрера, что со временем он полностью утрачивает понимание всей ничтожности своей слепой преданности»644. И наконец, страх свободы порождает в наших обществах ситуации подчинения. Массы отказались от свободы, так как желали угнетения. Люди просто оказываются неспособными жить в условиях свободы. Много лет спустя после И. Канта В. Райх напоминает нам, что субъекты боятся свободы, а господа культивируют этот страх. И потому отказ быть свободным В. Райх рассматривает как источник отношения господствующих с господствуемыми. И это органично присуще человеку, так как гораздо легче быть ведомым всесильным господином. И именно это объясняет реалии угнетения и подчинения. При этом, видимо, уместно заметить, что В. Райх отказывается от идеи «добровольного рабства». 10.2.5. Э. Фромм и садомазохистская структура Э. Фромм стремился соединить идеи 3. Фрейда с марксизмом с таким расчетом, чтобы выявить связь между психикой индивида и социальной структурой общества. Уделяет он внимание и проблеме господства. В работе «Догма Христа» (1930), анализируя 644 Там же. С. 85.
классовые отношения в обществе, он делает вывод о том, что эти отношения повторяют в тех, кто обречен на подчинение, детскую ситуацию: те, кто господствует, воплощают фигуру отца, а те, кто подчиняется, переживают архаический опыт начальной зависимости. В подходе, присущем фрейдо-марксизму, подчинение некоторых социальных классов связывается с либидональными феноменами детства; мелкий буржуа социально воспроизводит свою зависимость и свое детское подчинение. В 1932 г. Э. Фромм подключается к работам Франкфуртской школы и участвует в исследованиях, посвященных изучению феномена авторитета. И он вносит свой вклад в трактовку проблемы зависимости, авторитета и подчинения. Прежде всего он релятивизи-рует идею 3. Фрейда детской зависимости как матрицы феноменов подчинения. Состояние отчаяния, предполагающее фантазмати-ческое присутствие матери, приводит, по Фрейду, не только к отношениям зависимости, в которых превалирует образ матери, но и к последующему утверждению Сверх-Я как генератору психических структур авторитета, подчинения и т.д. Здесь Э. Фромм отходит от 3. Фрейда: он подчиняет биологическую зависимость ребенка и унижение, которое он испытывает, исторической зависимости. В подчиненных классах господствует социальное бессилие, которое еще более усиливает биологическую зависимость и феномен воспроизводства авторитарного Сверх-Я, насаждающего подчинение и послушание. Унижение берет начало в социальной организации как ключе структуры господствующий-господствуемый. «Степень страха и унижения, которую испытывает ребенок, — пишет Э. Фромм, — широко зависит от степени страха, которую он познает позднее в старшем возрасте по отношению к обществу. Это не является в первую очередь тотальной биологической зависимостью ребенка, который испытывает сильную потребность в Сверх-Я и строгом авторитете... Это, скорее, полная социальная зависимость взрослого, который отмечает своей печатью биологическую зависимость ребенка, и который придает такое большое значение Сверх-Я и авторитету в развитии ребенка»645.
В авторитарных обществах, основанных на иерархии, Сверх- Я укрепляет беспомощность ребенка: система субординации со-
здается и вверх, и вниз, а центральным становится садомазохистский характер отношений. Он заключается в глобальной и единой структуре, для которой характерно подчинение сильным и презрение к слабым; удовольствие получают от унижения другого (садизм) и соединение с позицией жертвы (мазохизм). Садизм и мазохизм относятся к одному и тому же синдрому, вписанному в авторитарные социальные структуры и освещающему отношение господства и подчинения. Вклад Э. Фромма заключается в том, что он связывает господство с различными социальными ситуациями, комбинирует анализ глубинных побуждений и социальных факторов. В «Бегстве от свободы» он по-новому интегрирует психо-сексуальные понятия 3. Фрейда с историческими процессами. И он делает вывод: если страх свободы комфортен, если господа его культивируют потому, что он порождает подчинение, то нужно не подчиняться, прекратить тем самым свое рабство и подчиняться только собственному разуму646.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |