Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корни господства




Господство и власть

Господство

и духовная

власть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    (Гегель, Ницше) 1    
Диалектическое   ,1   Легальное, ха­ризматическое
  ВЛАСТЬ -^
господство   Ч------ традиционное господство
(Гегель)     (Вебер)
Классовое     Командование
господство     и подчинен-
  к   ность
(Маркс)         (Жювенель)
  Габитус  

(Бурдье)

 

Как мы уже выяснили, организация общества характеризуется отношением между «управляющими и управляемыми». Каковы же истоки этой универсальной и вездесущей структуры? Где зало­жена пружина того, что мы называем ИЫйо йоттапйп Каким об­разом в людях поселяется чувство любви к господству?

Отвечая на эти и подобные им вопросы, социологи нередко прибегают к услугам этологии631. С помощью этологии оказывается возможным увидеть логику живого в природе и обществе. И в эту логику, конечно же, вписывается и человек. Вот как об этом пишет французский социолог Э. Морен: «Со времен Дарвина мы призна­ем, что являемся детьми приматов, а не то, что мы сами и есть при­маты. Мы убеждены, что, спустившись с тропического генеалоги­ческого дерева, где жил наш предок, мы навсегда избежали того, чтобы строить в себе независимое от природы царство культуры... Однако антитетическая двойственность человек-животное, культу­ра-природа наталкивается на очевидность: очевидно, что человек не создан из двух, наложенных друг на друга частей, одна из кото­рых био-природная, другая — психо-социальная, как очевидно и то, что сам человек не разделен внутри никакой китайской стеной, отделяющей человеческую часть от животной»632.

Как известно, среди животных не действует феномен «господ­ство-подчинение». Среди животных «сила воли» определяет иерар­хию, касты, неравенство, асимметричную организацию. Правда, от­ношения субординации существенно разнятся в зависимости от вида и экологических рамок. Как отмечает уже упомянутый нами Э. Мо­рен, организация людей, проживающих в лесах, является менее иерархичной и менее централизованной, а индивидуальные и кол­лективные антагонизмы являются менее резкими. Но тем не менее имеется скрытый антагонизм между господствующей центральной группой и маргинальной группой молодежи. И в некоторых случа-

631 Этология (гр. епюз характер, нрав + логия) — наука о биологичес­

ких основах поведения животных, занимающаяся главным образом гене­

тически обусловленными (наследственными) компонентами поведения и

эволюцией поведения.

632 СГ. йш/. Ор. ей. Р. 272.

 

ях антагонизм разрешается либо исключением девианта из сооб­щества, либо лишением прав сильного. Короче говоря, в рамках природных видов существуют отношения господства, здесь «ко­мандуют» и имеют место столкновения. Существует порядок, ос­нованный на силе, включающий в себя и феномен территориаль­ности. Каждый вид охраняет и защищает свою территорию.

Схожесть поведения человека и животных, конечно, является относительной. На определенном этапе своего развития в челове­ческом виде произошло качественное изменение. Оно связано с развитием культуры и духовности. Но не следует забывать, что от­ношение господство-подчинение берет начало в том, что называет­ся биологическими, или животными, началами. Внутри нас самих мы несем наследие нашего животного прошлого, наших далеких «меньших братьев», как это отмечает Э. Морен, видя в человеке су­щество полностью биологическое и полностью культурное. И собственно человеческие черты приобретены человеком в процес­се его развития.

Не отрицая огромной роли культуры в становлении человека, мы тем не менее должны отметить, что основные характеристики «господства» частично берут начало в биологической природе чело­века. Это во-первых. Во-вторых, феномен господства неразрывно связан с коллективной организацией человеческого вида. И соци­альная организация имеет целью избежать опасности беспорядка и энтропии. Так вызывается к жизни необходимость установления контроля над индивидами при помощи комплексных структур. А это связано с утверждением иерархических ролей и того, что связано с понятием господства. И отношение господство-подчинение предпо­лагает контроль над силами беспорядка, имеющимися в обществе.

Таким образом, совместная жизнь является первичным, хотя и слабым отсветом генезиса господства. Первые проявления пос­леднего встречаются в животном мире, но это не дает и не может дать ответы на вопросы, связанные с феноменом господства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.