Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения обучения




Подбор преподавателей

По способу подбора преподавателей для конкретного учебного мероприятия можно разделить их по аналогии с музыкальной терминологией на следующие виды:

  1. " соло ", т. е. проведение учебного мероприятия целиком силами одного преподавателя;
  2. " ансамбль ", т. е. проведение учебного мероприятия бригадой из 2 и более параллельно работающих преподавателей;
  3. " сборный концерт ", т. е. проведение учебного мероприятия бригадой из 2 и более преподавателей, последовательно реализующих части программы (" номера ").

Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но, кроме того, ещё и подходит для реализации различных задач.

Большое значения для обеспечения качества обучения имеет методика его проведения. Помимо использования разнообразных методов организации обучения, обеспечивающих достижение его задач, очень важно соблюдение интерактивного (от английского – interactive – взаимодействовать) подхода к обучению.

Традиционный подход к обучению иллюстрируется рисунком 13.2. Он характерен тем, что преподаватель является единственным источником обучения, а процесс обучения носит односторонний характер – от преподавателя к обучаемому.

Интерактивный подход построен на парадигме: "Научить человека невозможно – он может только научиться сам". Отличие от традиционного подхода можно проиллюстрировать рисунком (рис. 13.3). Он показывает, что при интерактивном подходе движение информации и сам процесс обучения носит многосторонний характер и предполагает активное участие обучаемых. Фактически обучение ведут наряду с преподавателем сами слушатели, а преподаватель становится в большей мере фасилитатором, организующим процесс обучения. Преподаватель при этом уделяет большое внимание обмену информацией между слушателями, а также непрерывному уточнению позиций и интересов слушателей. Кстати и сам преподаватель может в такой ситуации многому научиться от учащихся.

Изложенное выше ведёт к серьёзному изменению понятия "хороший преподаватель". Недаром широко вошёл в обиход неологизм "тренер" (английское – trainer, т. е. человек, проводящий обучение – training). Этим "новым" названием люди, проводящие обучение, пытаются дистанцироваться от замшелого, по их мнению, термина "преподаватель" или хуже того – "доцент" [А вот в Германии не стесняются по-прежнему называть специалистов, проводящих любое обучение, в том числе и тренинги – "доцент" (Dozent).], "профессор". Однако и слово "тренер" некоторых не устраивает, поскольку навевает спортивные ассоциации. В связи с этим встречается и такой экзотический вариант как "трейнер".

Но суть, конечно, не в названии, а в способе деятельности и требуемых для этого навыках.

Преподаватель "традиционного типа" (рис. 13.2) – это, прежде всего человек, владеющий хорошими навыками презентации, или как раньше говорили – "хороший лектор". Такой преподаватель неявно предполагает, что все его слушатели имеют примерно одинаковый уровень знаний (о навыках он вообще не очень беспокоится), причём этот уровень, конечно же, заметно ниже, чем у самого преподавателя. Исходя из этого, такой преподаватель и строит учебный процесс "одностороннего типа", передавая свои избыточные знания слушателям. Считается, что навыки по реализации на практике полученных знаний слушатель выработает сам в ходе работы.

Преподаватель "нового типа" или "тренер" (рис. 13.3), конечно, тоже должен обладать навыками презентации, поскольку определённое воздействие на слушателей с целью передачи информации он всё же должен оказывать и презентацию как вид занятий он периодически использует. Однако на первый план у такого преподавателя выступают совершенно другие навыки.

Он должен уметь управлять процессом, происходящим в обучаемой группе, с целью достичь максимального обучающего эффекта. При этом направление передачи знаний и навыков вовсе не обязательно должно быть только от преподавателя к слушателям, но и от слушателя к слушателю и, как бы странно это не звучало, от слушателя к преподавателю.

И дело конечно не только в том, что хороший преподаватель всегда учится у своих слушателей. Основная цель данного потока информации – организовать обратную связь (feedback), оценить имеющийся у слушателей багаж знаний и навыков и скорректировать с учётом этого программу и методику обучения непосредственно в процессе обучения.

Кроме того, преподаватель "нового типа" ставит своей целью не столько передать слушателям свои знания по изучаемой теме, сколько выработать у них навыки использования знаний, которых (знаний) вполне возможно у них в сумме не меньше, чем у преподавателя. Считая слушателей опытными и мыслящими специалистами и/или руководителями, он организует и процесс взаимообмена знаниями и навыками между ними.

Хотелось бы остановиться на двух распространённых заблуждениях, касающихся подбора преподавателей.

Первое из них заключается в том, что преподаватель обязательно должен быть хорошим специалистом в той профессиональной области, в рамках которой он проводит обучение. Конечно, если обучение проводится по узкому профессиональному вопросу, то это утверждение скорее справедливо, чем наоборот. [Случай из жизни. Одному немолодому профессору необходимо было срочно изучить английский язык, которого он до этого практически не знал. Для этого профессор взял двух студенток и начал преподавать им этот язык.] Однако и в этом случае стоит иногда предпочесть хорошего преподавателя, который вместе с обучаемыми разберётся в существе сложного вопроса, высококвалифицированному специалисту, не владеющему методикой обучения, который только оставит у обучаемых чувство собственной неполноценности.

Если же речь идёт, например, об обучении менеджменту или продажам, то должен ли преподаватель (тренер) обязательно быть опытным руководителем или менеджером по продажам? Успешная практика работы многих российских обучающих компаний показывает, что это вовсе не обязательно.

Второе заблуждение связано с подбором тренеров (в том числе, внутренних) для проведения обучения в области продаж, коммуникации и аналогичных "психологических тренингов". В этом случае часто пытаются искать специалистов с психологическим образованием, ошибочно полагая, что любой подобный специалист умеет проводить тренинги. [Интересно, что это заблуждение действует и в обратную сторону. Специалисты, которым понравился тренинг, нередко даже называют психологом проводившего этот тренинг преподавателя, независимо от его истинной специальности.]

В действительности среди психологов доля людей, способных успешно проводить бизнес-тренинги, ненамного выше, а может быть и ниже, чем среди других специалистов. Успешными тренерами становятся люди с определённым сочетанием знаний, навыков, человеческих качеств. Знания необходимы как в предметной области, так и в области прикладной психологии – обучения взрослых. Навыки необходимы в области техники презентации, установления контакта с любой аудиторией, организации совместной работы обучаемых, обмена информацией и навыками между ними.

Наконец, немаловажным является наличие человеческих качеств, вызывающих доверие, жизненного и человеческого опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.