Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положительные мотивы, бесполезные или вредные для организации




Положительные мотивы, полезные для организации

Среди положительных мотивов по отношению к обучению первым выделим традиционный и общеизвестный, но иногда незаслуженно осмеиваемый: стремление к новым знаниям и умениям. Не все верят в наличие этого мотива, а ведь он всё же имеет место у многих сотрудников! Но не у всех.

Чаще всего хотят учиться молодые сотрудники, хорошо учившиеся и до этого в учебных заведениях. Некоторые возрастные сотрудники также охотно учатся, мотивируемые природной тягой к новому, неизвестному. Обычно люди, с интересом осваивающие новое, и работают лучше. Однако бывают и исключения.

Хорошо мотивирует сотрудников на учёбу ощущение доверия и заботы со стороны руководства. В этом случае сотрудник думает (то ли обоснованно, то ли нет), что руководство возлагает на него определённые надежды и учит его с какой-то явной или тайной целью. Стоит однажды подорвать это ощущение, например, понизив или уволив сотрудника, который проходил обучение в этой фирме, и упомянутое ощущение может смениться на противоположное: направление на учёбу может быть воспринято как ссылка.

Наиболее перспективных сотрудников можно мотивировать реальной возможностью продвижения по службе.

Активные, развивающиеся сотрудники, как правило, в своей деятельности стараются опираться не только на знания и навыки, получаемые в ходе обычного (так называемого "формального") обучения, но и на информацию, приобретаемую всевозможными путями, в том числе, от знакомых специалистов. Эти сотрудники стараются не только поддерживать старые, но и приобретать новые контакты. Одним из мест, где удобно завязывать и расширять свою "сеть контактов", являются, конечно, "открытые" семинары с участием представителей различных организаций. Нельзя не учитывать опасности расширения контактов перспективных сотрудников. Через эти контакты сотруднику могут поступать предложения о смене работы.

Среди мотивов, создающих у сотрудников положительный настрой по отношению к обучению, есть и такие, которые можно расценить как, мягко говоря, не очень полезные или даже вредные.

Иногда ярко выраженное стремление к знаниям переходит в своеобразную " учёбоманию ". Такой "учёбоман" готов посещать любые семинары, курсы, лекции и т. п. независимо от того, связана ли их тематика с его работой или нет. Иногда даже складывается впечатление, что "учёбоман" просто отлынивает от работы, прикрываясь ненужной для него учёбой.

А может быть, он просто не уверен в своей квалификации и пытается не столько научиться чему-либо, сколько добавить себе уверенности? Неуверенный в себе сотрудник нуждается скорее не в обучении, а в повышении этой самой уверенности. Если такого сотрудника только обучить, его моральный настрой может просто не дать ему использовать благоприобретённые знания и навыки.

Конечно, может случиться и так, что в ходе обучения неуверенный в себе сотрудник приобретёт уверенность и учёба пойдёт-таки ему впрок. Но надеяться на такое чудо сложно, лучше готовить его специально.

Сотрудника, демонстрирующего "учёбоманию", можно заподозрить и в стремлении сменить место работы, предварительно обучившись за счёт нынешнего работодателя

Некоторые сотрудники воспринимают учёбу как хороший способ реализовать своё желание отвлечься/отдохнуть от работы. Конечно, при хорошем отношении организации к своим сотрудникам, можно использовать и этот мотив, особенно для укрепления корпоративной культуры. Совмещение учёбы, иногда весьма напряжённой, с пребыванием на курорте – неплохой способ "взбодрить" группу ведущих сотрудников, опробованный рядом российских фирм.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ

А теперь попробуем разобраться, по каким причинам сотрудники могут не хотеть учиться?

Наиболее часто в российских фирмах можно услышать: "Некогда нам учиться, нам работать надо, деньги зарабатывать!" Таким образом, в качестве мотива, препятствующего учёбе, выступает нежелание отвлекаться от срочной (важной, интересной) работы.

Наверное, действительно бывают такие ситуации на работе, когда никак нельзя оторвать ведущего сотрудника от его рабочего места из-за угрозы тяжёлых последствий для компании. Но ведь даже самые нужные сотрудники иногда уходят в отпуск, уезжают в командировки, болеют, в конце концов!

Большинство людей (даже из числа руководителей фирм), понимают, что каждый сотрудник (в том числе, очень полезный) иногда нуждается в отпуске. Отпуск (думают они) поможет полезному сотруднику набраться сил, восстановить здоровье и с удвоенной энергией взяться за дело.

Однако почему-то те же люди (а руководители фирм – в первую очередь!) не всегда признают, что необходимо направить того же полезного сотрудника на 2–3-дневный семинар, на котором он тоже может набраться сил, но ещё больше – новых полезных знаний и навыков, после чего не только с удвоенной энергией, но к тому же и с возросшей квалификацией, взяться за дело.

При этом самого "занятого" сотрудника руководитель должен ещё и убедить в важности его обучения для компании.

Приведенными рассуждениями автор пытается доказать (и многие с этим соглашаются), что "занятость" сотрудника нередко выступает в качестве маскировки каких-то иных отрицательных мотивов по отношению к обучению. Но тогда возникает вопрос, а что же является реальными мотивами?

Наблюдения автора и общение с другими менеджерами по персоналу и по обучению показывают, что очень часто истинным мотивом нежелания сотрудника учиться является его консерватизм. Обычно этот мотив проявляется в форме высказываний типа: "Я это уже изучал", "Для нашей фирмы этот курс не подходит", "Этот преподаватель для нас не авторитет".

Может показаться, что консерватизм присущ в основном людям среднего и старшего возраста с большим стажем работы. Однако это отнюдь не так! Приходилось встречать и совсем молодых специалистов, достигших определённых высот в своей узкой области, которые считали, что никто ничему их уже научить не сможет. Это можно назвать синдромом излишней уверенности в своей квалификации. Более мягким вариантом этого синдрома является уверенность сотрудника, что его ничему не смогут научить в России, а вот за рубежом, – быть может.

В наборе факторов, вызывающих нежелание сотрудника учиться, консерватизм часто дополняется недостатком навыков обучения и боязнью продемонстрировать свои недостаточные знания, умения. Эти мотивы, конечно, больше свойственны давно работающим, но давно не учившимся (иногда ни разу после окончания института или иного учебного заведения) сотрудникам. Могут испытывать похожие чувства и сотрудники, для которых учёба являлась тяжким трудом, которые не очень преуспели в ней и не хотят вновь переживать неприятные моменты.

Наиболее неприятным и трудно устранимым мотивом, вызывающим нежелание сотрудника учиться, является его неуверенность в прочности своего служебного положения. Выше уже говорилось о том, что такой сотрудник (а, скорее всего в таком положении может оказаться руководитель подразделения) может рассматривать обучение как ссылку или временное отстранение от работы, после которого может последовать и постоянное. Лекарство от такого настроя сотрудника только одно – вселить в него уверенность, поговорив с ним о его возможных перспективах в организации, о цели его направления на обучение.

Ещё один отрицательный мотив, с которым нередко приходилось сталкиваться на практике: отрицательный опыт прохождения обучения во время работы в данной фирме или по предыдущему месту работы. Очевидно, что далеко не всегда само участие в обучении доставляет удовольствие работающим людям (см. выше). А уж если обучение вдруг оказалось не соответствующим по теме или невысоким по качеству…

Ошибки тренинг-менеджера хоть и ст о ят в деньгах обычно не очень дорого, но обходятся ему самому и группе неудачно обученных сотрудников очень недёшево в моральном смысле. Недоверие к деятельности тренинг-менеджера и негативное отношение к любой учёбе – вот расплата за неудачное учебное мероприятие.

Все перечисленные выше положительные и отрицательные мотивы сведены в таблицу 12.1.

Таблица 12.1. Классификация мотивов по отношению к обучению

Мотивация сотрудника Полезность мотивов для организации
Полезные Бесполезные или вредные
Положительные мотивы (желание учиться) 1. Стремление к новым знаниям и умениям 2. Ощущение доверия и заботы со стороны руководства 3. Возможность продвижения по службе 4. Новые контакты 5. Формальное подтверждение собственного уровня как специалиста/руководителя (сертификат) 6. Учёбомания 7. Новые контакты 8. Желание отвлечься/отдохнуть от работы 9. Неуверенность сотрудника в своей квалификации 10. Желание сменить работу
Отрицательные мотивы (нежелание учиться) 11. Реальная невозможность отвлекаться от срочной и/или важной работы 12. Обоснованная уверенность сотрудника в нецелесообразности обучения (ошибка руководителя) 13. Нежелание отвлекаться от срочной (важной, интересной) работы 14. Консерватизм 15. Излишняя уверенность в своей квалификации 16. Недостаток навыков обучения 17. Боязнь продемонстрировать свои недостаточные знания, умения 18. Неуверенность в прочности своего служебного положения 19. Отрицательный опыт прохождения обучения

Итак, для решения вопроса о направлении на обучение любого сотрудника, желательно, чтобы у него была положительная мотивация по отношению к этому обучению. Однако, этого недостаточно. Ясно, что и его руководитель должен, как минимум, не возражать против этого обучения. Как же менеджеры относятся к обучению?

РАБОТА С МОТИВАМИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.