Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловые (ролевые) игры




Анализ практических ситуаций. Методы активизации учебного процесса

Это – весьма полезный вид занятий, представляющий из себя анализ учащимися некоторой ситуации, близкой к практической рабочей.

Ситуация может предъявляться учащимся в форме краткого описания. К описанию может быть приложен дополняющий его набор документов, имитирующих реальные. В западной литературе этот метод принято называть "basket method", т. е. анализ папки ("корзины") с документами.

Ситуация может быть предъявлена также в форме видеофрагмента, изображающего некую практическую ситуацию.

Процедура анализа ситуации может быть организована различными способами. Возможен, например, вариант индивидуального анализа с последующей презентацией каждым слушателем перед группой.

Наиболее эффективен следующий набор действий:

  1. индивидуальный анализ, независимо проводимый каждым учащимся;
  2. обсуждение в подгруппах по 3–7 человек, на которые разбивается группа учащихся;
  3. презентация результатов работы подгрупп их представителями перед всей группой.

Игра как вид обучения по своей сути представляет разыгрывание практической (или модельной, т. е., близкой к практической) ситуации силами обучаемых. Преподаватель в данном случае выступает как сценарист, режиссёр, а при необходимости, и как исполнитель одной из ролей.

Данный вид занятий известен в нашей стране очень давно, чуть ли не с 40-х годов. Некоторые оптимистически настроенные патриоты даже утверждают, что деловые игры (наряду с паровозом, самолётом и радио) были изобретены в России.

Не вдаваясь в исторические дискуссии, можно лишь отметить, что деловые игры в СССР влачили жалкое существование, держась в основном на энтузиазме отдельных смельчаков-новаторов. [Обычное возражение против деловых игр звучало так: "Нам играть некогда, нам работать надо. Лучше расскажите, как нам правильно работать, а мы послушаем и запишем".] Лишь в конце 80-х годов этот вид обучения стал считаться необходимым в обучении руководителей предприятий. Но и в те времена считалось, что разработка настоящей деловой игры – дело сложное и трудоёмкое. Например, в нормативах методической работы для преподавателей государственных учебных заведений на разработку 1 часа деловой игры отводилось 50–100 часов работы преподавателя. К каждой деловой игре готовилась объёмистая документация, а сама игра могла занимать несколько часов, а то и дней.

В действительности, ролевые игры (а это название больше подходит для данного вида занятий) могут очень сильно различаться по сложности и объёму. Общим для них является только то, что в ходе ролевых игр отрабатываются навыки, причём, как правило, навыки общения, взаимодействия, принятия решений в обстановке, близкой к реальной.

Для проведения ролевой игры группа слушателей, как правило, разбивается на подгруппы по числу ролей. Ролей не должно быть более 3–4, поскольку при большем их количестве игра может стать чересчур громоздкой. Каждой из подгрупп даётся описание исходной ситуации (как правило, одинаковое для всех) и описание роли (различное для каждой из подгрупп). При этом часть ролей могут быть активными, т. е., непосредственно участвующими в игре, и пассивными, выступающими в роли экспертов или консультантов. Одну из ролей может играть и преподаватель, особенно при небольшом количестве обучаемых в группе, а также, если роль может представлять трудности для обучаемых.

Обучаемым даётся время на подготовку к разыгрыванию заданной ситуации. Затем проводится сама игра. Ход игры может быть записан на видео. На проведение игры, как правило, отводится определённое время, поскольку её затягивание ведёт к снижению интереса участников и результативности игры.

По окончании игры проводится разбор её хода и результатов, в том числе, по видеозаписи (если таковая производилась). В ходе разбора необходимо пояснить участникам смысл и цель игры и вместе с ними проанализировать, насколько эта цель была реализована. Важно при этом, чтобы участники не увлеклись разбором содержательной стороны игры с точки зрения бизнеса в ущерб её методическим целям. Например, если игра заключается в проведении совещания по решению проблем, то важно не столько рассматривать, какие из предложенных в ходе игры решений проблемы являются наиболее правильными и реализуемыми, сколько уделить внимание анализу соблюдения участниками правильной процедуры совещания и оценке поведения участников с точки зрения продуктивности процесса решения проблем.

В ходе продолжительных учебных курсов нередко целесообразно применение сквозной (многоэтапной) игры. Игра такого рода построена на определённых правилах или условиях, определяемых в начале игры на всю ей продолжительность. Автором данного пособия в собственной тренерской (преподавательской) практике наиболее часто применялась игра, основанная на создании в учебной группе воображаемого предприятия или подразделения предприятия. Вид бизнеса и его количественные параметры преподаватель, конечно, может задать в начале игры. Но автору представляется предпочтительным, чтобы выбор условий игры происходил с участием самих обучаемых.

Собственно игра заключается в том, что рассматриваемые в ходе обучения вопросы обсуждаются на примере созданного "предприятия", в том числе в ролевой форме, когда группа разбивается на подгруппы – "подразделения" предприятия, и выступает в рамках ситуаций, заданных преподавателем, от лица этих "подразделений". Например, изучая вопрос об организации обучения в компании, можно предложить слушателям проанализировать потребности в обучении сотрудников их "подразделений" и составить соответствующие программы обучения. Формированию практических навыков и усвоению материала способствуют, в данном случае, не только практические действия, которые выполняют участники игры, но и их частичное перевоплощение (эмпатия), которое вносит дополнительный эмоциональный оттенок в изучение вопроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.