Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наставничество




Особой разновидностью обучения и развития сотрудников на рабочем месте является наставничество. [Вот одно из определений наставничества, которое мне удалось найти в литературе. ""Коучинг" – обучение на рабочем месте – это новая система совершенствования кадров, позволяющая подчинённым обучаться без отрыва от работы посредством обсуждения и тренинга под руководством лидера". В этом определении видно, как минимум, две характерные особенности. Первая – использование кальки американского термина "coaching" вместо вполне подходящего по смыслу и давно применяемого в России (даже и в СССР) слова "наставничество". Вторая – стремление подчеркнуть якобы новизну этого метода, хотя, очевидно, что он-то уж точно применялся в той или иной форме много веков.] Это – форма взаимодействия более опытного сотрудника – наставника с менее опытным – обучаемым сотрудником, которая отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте, в основном тем, что наряду и одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность. Обучение при этом идёт параллельно с процессом расширения обязанностей обучаемого сотрудника.

Заочное обучение

Заочное обучение не предполагает прямого контакта с преподавателем и именно в этом его основное отличие от выше рассмотренных видов обучения. Однако технология заочного обучения должна включать такие основные элементы как подача нового материала, упражнения на его усвоение и закрепление и контроль.

По целям, способам организации и степени самостоятельности обучаемого можно выделить разные подвиды заочного обучения.

Например, целью традиционного ("советского") заочного обучения является получение студентом формального образования (диплома о высшем, втором высшем или среднем специальном образовании). [Например, в эпоху эпидемически бурного развития банковской системы в России возник такой парадоксальный вид обучения как заочное (и вечернее) получение среднего специального банковского образования специалистами с высшим непрофильным образованием.]

В этой форме обучения существует понятие установочных сессий (как правило, продолжительностью 2–4 недели 2 раза в год), где для студентов, собирающихся из далёких (а иногда не очень) городов и весей читают лекции, проводят другие виды занятий, принимают экзамены по ранее изученным дисциплинам. Затем студентам выдают материалы курсов, которые им предстоит изучить, и они отправляются по домам, откуда вступают в переписку с преподавателями, получая контрольные задания и отправляя их на проверку.

Очевидно, что описанная форма обучения по своей методике, целям и срокам обучения [Сроки заочного высшего образования обычно не менее 5 лет, второго высшего – 1,5–2 года, среднего специального – 2–4 года.]достаточно далека от потребностей, возникающих в организации. Скорее, она может удовлетворить потребности конкретного сотрудника в фундаментальном образовании и получении диплома, дающего какие-то новые карьерные возможности.

Более современной, динамичной формой заочного обучения, позволяющей решать широкий диапазон задач корпоративного обучения является так называемое дистанционное обучение.

Этот вид обучения по своей основной исходной идее, как уже отмечалось выше, ничем не отличается от заочного обучения. Однако дистанционное обучение не рассчитано только на получение формального образования с выдачей диплома. Программы дистанционного обучения могут иметь объём от нескольких условных учебных часов до полного высшего образования.

Продолжительность изучения дистанционного курса также может быть различной – от нескольких дней до нескольких лет.

Те учебные материалы, которые получают обучаемые этим способом сотрудники, должны по глубине методической проработки существенно превосходить раздаточные материалы, используемые на обычных семинарах и тренингах. Ведь они не предполагают возможности что-то переспросить, уточнить у живого преподавателя.

Сотрудники, обучающиеся заочно, должны иметь достаточно высокий уровень обучаемости и самодисциплины, развитое чувство ответственности. Следует, однако, уточнить, что если заочное обучение проводится по инициативе и на средства организации, где работает учащийся, то организация может мотивировать его теми же средствами, что и при других формах обучения.

Стоит подчеркнуть, что использование Интернет и Интранет в дистанционном обучении снимает некоторые его ограничения.

Ниже даётся краткий анализ плюсов и минусов организации заочного обучения.

Преимущества:

  • широкий спектр учебных программ по тематике, объёму, требованиям к начальной подготовке (пока не полностью доступный на русском языке);
  • обучение подготовлено или проводится опытными преподавателями;
  • используется наиболее современная информация и опыт других организаций;
  • сотрудники могут использовать свободное время для обучения;
  • сотрудники могут обучаться со своей собственной скоростью.

Недостатки

  • обучение достаточно дорого, хотя обычно дешевле, чем с отрывом от работы;
  • нередко изучается теория, а не практика;
  • сотрудники могут быть не настроены (или не иметь возможности) обучаться в своё свободное время;
  • отсутствует непосредственная обратная связь с преподавателями.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

В этом разделе дан обзор основных видов занятий, применяемых в практике корпоративного обучения.

Лекции (презентации)

Несмотря на все недостатки, присущие этой форме проведения обучения, она всё ещё занимает солидное место в корпоративном обучении. Принято считать, что с помощью лекций, выступлений и т. п. руководители, квалифицированные специалисты могут передать другим сотрудникам фирмы знания, убеждения, мотивацию. Появился даже термин (конечно, заимствованный) "презентация" для обозначения всё той же, несколько модернизированной лекции. [Иногда даже шутят, что "лекция" – девичья фамилия презентации.]

В общем, польза от этого вида занятий, конечно, есть. Надо только учитывать два известных фактора.

  • После 10–15 минут непрерывной лекции внимание слушателей начинает рассеиваться и эффективность их восприятия резко снижается.
  • Усвоение лекционного материала составляет 10–15% от его объёма.

Повышать эффективность лекций можно несколькими способами. Наиболее употребительны следующие. Преподаватель может:

  1. раздать слушателям основные лекционные материалы перед занятием и сократить продолжительность самой презентации;
  2. иллюстрировать лекцию слайдами, повторяющими и дополняющими лекционные материалы;
  3. разбавлять лекционные куски прямыми вопросами к слушателям, по возможности даже "вызывая кого-либо из них к доске";
  4. провоцировать вопросы слушателей и стараться, чтобы отвечали на них другие обучаемые, дополняя и корректируя их ответы при необходимости;
  5. использовать кроме лекций-презентаций и другие виды проведения занятий, перечисленные ниже.

За счёт перечисленных выше приёмов усвоение знаний в ходе лекций может возрасти до 40–60%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.